Жизнь без маршруток. Стали известны подробности транспортной реформы в Петербурге
Комитет по транспорту опубликовал проект постановления городского правительства, утверждающего документ планирования регулярных перевозок с четырьмя приложениями. Пока - в разделе под названием «Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов». Этот документ - а главное - приложения к нему - дает подробную картину, какой система общественного транспорта Петербурга станет после реформы, каких привычных путей петербуржцы лишатся и чем организаторы перевозок эти потери рассчитывают компенсировать. Для горожан опубликованная информация - шанс заранее продумать свои будущие перемещения и, возможно, также поучаствовать в обсуждении проекта, направляя свои идеи и мнения в качестве обратной связи «Организатору перевозок» или в комитет по транспорту.
По замыслу авторов транспортной реформы, юркие микроавтобусы нашему городу будут не нужны. ФОТО Виктора ПАГОНЦЕВА/ИНТЕРПРЕСС
Пессимизм согласно приложениям
Первое приложение посвящено графику заключения государственных контрактов по муниципальным и смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, частично или полностью оплачиваемых за счет средств бюджета Петербурга. То есть тех, что останутся в реальности неизменными, но будут заново выставлены на конкурс. В этом перечне 278 позиций. Крайний срок заключения госконтрактов с перевозчиками один для всех - июль 2020 года.
Второе приложение содержит перечень 97 новых муниципальных и смежных межрегиональных маршрутов, подлежащих установлению уже в самое ближайшее время - в октябре 2019-го. Если верить документу, они заработают уже буквально на днях. Например, от станции метро «Проспект Ветеранов» автобусы пойдут до ул. Бурцева, микрорайона Ленино, пр. Маршала Жукова, пр. Александровской Фермы, железнодорожной станции Сергиево, ул. Пионерстроя, д. Ольгино, до вокзала г. Ломоносова и в Новогорелово. К Балтийскому вокзалу - от остановки «Московское шоссе, 33», до Суздальского проспекта, Путиловской набережной, а кроме того, появится некий кольцевой маршрут.
Остановку «Кировский завод» свяжут с Октябрьской и Геологической улицами, а также с Красногородской ул. в Красном Селе. От «Парнаса» новые трассы протянутся к остановкам «Ручьи», «Придорожная аллея» и «Маршала Тухачевского». Появятся устойчивые связи с развитыми районами города у жителей п. Бугры, Зеленогорска, Ломоносова, деревни Новая, Павловска, Сестрорецка, Пушкина...
Третий список - самый для нас волнующий и даже в ряде случаев пугающий. К июлю 2020-го, если судить по опубликованной схеме, планируют отменить 278 маршрутов. В основном коммерческие, то есть все автобусы с номером, начинающимся на букву «К», а также № 21, 32, 64А, 99 шк, 103, 131 и 145.
И, наконец, четвертое приложение к документу - перечень из 60 маршрутов регулярных перевозок, подлежащих изменению в период с 2019-го до 2023 года. Среди них пять троллейбусных (№ 32, 35, 45, 47 и 48) и 55 автобусных (№ 1, 2Кр, 3Кр, 4, 8, 19, 31, 34, 36, 45, 54, 55, 56, 58, 59, 61, 70, 71, 84, 92, 100, 101А, 108, 116, 119, 124, 134А/134Б, 137, 104, 144, 145А, 147, 148, 149, 160, 162, 167, 169А, 183, 184, 185, 189, 190, 197, 216, 300, 328, 335А, 337А, 366, 369, 385, 388, 396А и 485).
Понять, как изменится жизнь горожан в связи со всеми этими переменами, пока сложно. Но некоторые въедливые петербуржцы уже попытались это сделать, проанализировав все четыре приложения. «СПб ведомости» попросили их поделиться своими впечатлениями. Впечатления и ожидания у всех опрошенных оказались не слишком оптимистичными.
Мнимое дублирование
Например, Инна П., проживающая на проспекте Луначарского, 78, сейчас имеет возможность добраться до восьми станций метрополитена на проходящих мимо ее дома маршрутках: «Проспект Просвещения», «Озерки», «Академическая», «Политехническая», «Гражданский проспект», «Парнас», «Пл. Ленина - Финляндский вокзал» и «Ладожская». Транспортная реформа, по ее мнению, эту удобную схему напрочь сломает. Инна говорит:
- Популярную маршрутку К-72, соединяющую Калининский и Выборгский районы двумя конечными остановками - у станций метро «Проспект Просвещения» и «Академическая» (самый быстрый и удобный способ добраться до двух разных веток метрополитена), предлагается заменить новым автобусом № 272. Конечные остановки: станция Ручьи — ст. метро «Озерки». То есть конечной становится уже станция «синей» ветки. А до «Академической» на этом автобусе уже будет не доехать, так как с проспекта Луначарского он уйдет по ул. Руставели, пр. Науки до Ручьев, минуя «красную» станцию.
Маршрут К-188 (сейчас его путь идет от «Озерков» через весь проспект Луначарского до Лужской улицы) удобен для поездок жителей части района от пр. Культуры до ул. Руставели в крупные продуктовый и мебельный магазины. В качестве замены предлагаются два трамвая - № 9 и 20, движение которых лишь частично дублируется маршруткой и не в пределах рассматриваемого участка. Аналогичная ситуация и с автобусами № 272 и 283. Дублирование там относительное, совершенно не заменяющее хорошо отработанную схему движения этой маршрутки.
Далее самое болезненное: отмена К-271, следующей от «Парнаса» до «Ладожской», и К-178 (от «Парнаса» до «Пл. Ленина - Финляндский вокзал»). Маршруты предложенных автобусов (№ 271 и 178) существенно короче. Они вынуждают пассажира делать как минимум одну пересадку, чтобы добраться до привычных точек. И какое дело чиновникам, что коллеге, например, имеющей большую собаку, теперь не доехать на одном 178-м до городской ветклиники на улице Васенко...
Еще один вопрос - совмещение остановок между новыми маршрутами. Если сейчас от «Академической» до пр. Луначарского можно доехать и на социальном автобусе, и на разных маршрутках от одной остановки, то в новом варианте движения остановки новых автобусов не совмещаются. То есть горожанам придется ко всему прочему еще и делать выбор в пользу только одного маршрута.
К тому же Инна нашла в этих приложениях ошибки или сознательные искажения:
- Например, маршрутка К-72 у них ходит до станции Ручьи и как бы дублируется автобусом, но это не так! Она всегда ходила от «Проспекта Просвещения» до «Академической». У них же «заменяющий» автобус будет бегать от «Озерков» до Ручьев. Как же можно говорить о том, что маршрут дублируется, если он совершенно другой? Нам скажут: мелочь, ну ошиблись люди, с кем не бывает. Но такие ошибки в конечном итоге выйдут боком не им, а пассажирам... Ведь переплачивать за все эти изменения предстоит нам. И что, по мнению городских чиновников, это все означает улучшение транспортной схемы?
Где рокадные маршруты?
- А я бы хотел обратить внимание на маршруты, которые не дублируются социальным транспортом, но при этом пересекают сразу несколько районов, Неву, железнодорожные линии, - подключается к разговору Александр В. - Подобные маршруты, пролегавшие не через центр города, а вокруг него, прежде именовались рокадными. Большинство таких путей расположены на юге и юго-западе северной столицы. Это коммерческие маршруты № 49, 130, 114, 56, 339 и др. Например, 339-я маршрутка пересекала южную часть сразу четырех районов города: Красносельского, Кировского, Московского и Невского. Социальных аналогов не было, разве что 130-й автобус и одноименная маршрутка... Но и они захватывали лишь часть районов. Теперь все вышеозначенные коммерческие автобусы должны уйти в никуда? Как и пересекающие полгорода маршрутки № 305 и 306, идущие от Театральной площади до железнодорожной платформы «Сосновая Поляна»? Но у этих маршрутов есть свои пассажиры - например, люди пожилого возраста, для которых каждая пересадка с одного транспорта на другой - само по себе испытание. А чтобы преодолеть путь из Сосновой Поляны до центра города в завтрашних реалиях, предусмотренных реформой, им придется сделать не одну пересадку.
Верните лучше «сотку»
Вместе с остальными коммерческими будет отменен К-258, следующий от Богословского кладбища до Витебского вокзала (Кондратьевский проспект, ул. Комсомола, Финляндский вокзал, Литейный мост, Литейный, Владимирский и Загородный проспекты). Этот факт огорчает Сергея Л.:
- То есть теперь нам предлагается ехать до Финляндского вокзала одним троллейбусом или автобусом, далее пересесть на троллейбус № 3 или 8, которых якобы станет больше. Но ведь это троллейбусы! Что, если авария или поломка сети? Все «рогатые» встанут, а альтернативы им на Литейном нет...
Еще ощутимее, по мнению Сергея, ударит по жителям его района отмена маршрутки К-107 «Пискаревка - Площадь Искусств» (пр. Мечникова, Замшина ул., пр. Металлистов, Кондратьевский пр., ул. Комсомола, Литейный мост, Шпалерная ул., Гагаринская ул., ул. Пестеля, наб. р. Фонтанки, Инженерная ул., мимо Цирка, Садовая ул., пл. Искусств).
- Сейчас это единственный способ из центра попасть в наш «спальный» район без пересадок, - говорит он. - Отчасти К-107 дублирует популярный еще в советские времена маршрут № 100 - от той же Пискаревки через центр до площади Репина (он был так называемым скорым - останавливался не всюду, а пропуская по 3 - 4 остановки; сейчас, к сожалению, «сотка» забыта). Предлагаемая замена маршрутке К-107 - автобус № 107. Но он идет только до Финляндского вокзала. В документах упоминаются все те же троллейбусы № 3 и 8, которые следуют по Литейному. Нашу маршрутку они никак не дублируют.
Надо говорить с людьми
Сергея Г. предстоящая отмена маршруток волнует в меньшей степени, поскольку до станции метро он ходит пешком. Но этот факт не уменьшает его тревоги:
- У меня вопрос: как инициаторы этой глубокой перестройки собираются разъяснять ее подробности горожанам? Транспортной реформы подобного масштаба на моей памяти не было, а я живу в этом городе с 1971 года... Внедрялись и изменялись отдельные маршруты, но всегда оставался целым «хребет» системы. Сейчас же все переиначивается очень мощно, а значит, нужна и мощная информационная разъяснительная кампания. Иначе все кончится очень печально. Даже если случится чудо и новая схема окажется реально удобной для людей, эффективной и четко управляемой из суперумного компьютерного центра, для города это будет диким стрессом хотя бы потому, что все такие планы и их реализация никак не доводятся до людей.
Еще раз просчитать и продумать
Реформирование неизбежно, его необходимость продиктована федеральным законом № 220 «Об организации регулярных пассажирских перевозок городским наземным транспортом», поясняют в Смольном. Обещают уже в ноябре объявить конкурсы для будущих перевозчиков, которым предстоит работать по единым правилам. И даже дополнительные почти 14-миллиардные расходы на транспорт в 2020 году грозятся внести в проект бюджета ко второму чтению...
Грядущую отмену маршруток и оптимизацию транспортной сети нынешней осенью обсудили во всех районах города, говорят чиновники (вот только с кем, как, когда?). И подчеркивают: по результатам встреч с жителями в готовящийся документ планирования внесено аж три десятка изменений... На весь город.
Тем не менее наши сегодняшние собеседники-петербуржцы надеются, что времени восполнить пробелы транспортной реформы будет еще достаточно. Ведь помимо миллиардных бюджетных субсидий для успешной реализации проекта к моменту отмены коммерческих маршрутов должны полноценно заработать новые и старые социальные, появиться 500 - 600 оборудованных по всем правилам остановок, а перевозчики под неясные перспективы - отважно закупить более двух тысяч крупных автобусов (кстати, нам до сих пор не объяснили, почему в игру по общим «социальным» правилам нельзя принять перевозчиков с разнокалиберными, но достаточно свежими транспортными средствами, как это было сделано в столице).
Ну и, конечно, КИСУ ГППТ - комплексная информационная система управления городским и пригородным пассажирским транспортом. Тот самый суперумный управляющий центр, способный разруливать транспортные и пассажиропотоки как в обычных условиях, так и в случае какого-либо сбоя. Насколько можно судить, работы над этой системой еще очень далеки от завершения.
В совокупности все это дает надежду на то, что чиновники не станут рубить сплеча, а изменения маршрутной сети будут производиться осторожно и поэтапно, с учетом интересов пассажиров.
КСТАТИ
На днях в правительстве Ленинградской области заявили, что могут подать в суд на комитет по транспорту Петербурга из-за готовящейся реформы. Как сообщили в пресс-службе администрации ЛО, планируемая отмена с июля 2020 года 29 маршруток, курсирующих до Всеволожска, Бугров, Новоселья, Форносова и т. д., противоречит подписанному ранее соглашению о межрегиональных маршрутах, по которому ни область, ни город не могут в одностороннем порядке менять смежную маршрутную сеть. Чуть позднее в Смольном заверили, что все межрегиональные социальные маршруты остаются. А также пообещали максимально сохранить коммерческие направления «между городом и деревней».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 203 (6556) от 29.10.2019 под заголовком «Жизнь без маршруток».
Комментарии