Кондуктор, не спеши! Стала известна дата прощания с маршрутками в Петербурге

День прощания с маршрутками в Петербурге определен - с 15 июля будущего года по улицам города будут курсировать только автобусы средней, большой и особо большой вместимости. Дату подтвердили на днях в Смольном. С этого времени весь коммерческий транспорт, как и нынешний так называемый социальный, будет возить пассажиров по единому тарифу. При этом все категории льготников смогут им пользоваться без дополнительных затрат.

Кондуктор, не спеши! Стала известна дата прощания с маршрутками в Петербурге | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Транспортная реформа, которую затеяли в Смольном, выглядит масштабной. В одночасье ликвидировать 271 маршрут (все они сейчас обслуживаются, как правило, с помощью микроавтобусов) и заменить их транспортом большой вместимости - дело непростое. Впрочем, в городской администрации заявляют, что это не просто проект-задумка местных чиновников, а требования закона № 220-ФЗ, принятого в 2015 году. И вот теперь анонсированная несколько лет назад реформа обрела конкретное содержание.

- С середины будущего года мы внедряем новую модель работы с частными перевозчиками. Основной принцип - весь общественный транспорт должен работать по единым, установленным городом тарифам. Внедряемую с 15 июля 2020 года маршрутную сеть обсудили во всех районах города. И это дало положительный эффект. Корректировки не носили массовый характер, но около 30 изменений по предложениям жителей были внесены. В ноябре приступаем к конкурсным процедурам. Будем стараться формировать небольшие лоты, чтобы больше участников рынка могли принять участие в аукционах, - сообщил вице-губернатор Эдуард Батанов, курирующий транспортный комплекс города.

Среди требований к будущим участникам конкурсов главное - наличие или готовность к закупке подвижного состава средней, большой или особо большой вместимости. Микроавтобусы, то есть привычные горожанам маршрутки, из транспортного оборота исключаются. При этом весь парк должен быть не старее 1 января 2018 года выпуска. Автобусы большой и особо большой вместимости допускаются к эксплуатации только 100-процентно низкопольными. Средней вместимости - с обязательным одним низкопольным входом, обычно это задняя площадка.

Салон также должен быть обеспечен системой кондиционирования и валидаторами, способными принимать плату с любых электронных устройств. Кстати, в приоритете единая карта петербуржца, действующая в рамках платежной системы «Мир», проезд по ней планируется сделать на два рубля дешевле, чем при оплате другими гаджетами. Также автобус должен быть оборудован системой слежения за его передвижением по маршруту.

Об обязательных валидаторах в салоне сказано не случайно. Как и в нынешних маршрутках, на разыгранных среди коммерсантов новых маршрутах кондукторов не будет. Пассажир оплачивает поездку либо электронным устройством, либо через водителя. В Смольном утверждают, что число пассажиров, пользующихся при оплате проезда наличными деньгами, неуклонно и быстро снижается. В метро, например, таковых уже менее 15 процентов. А поскольку «электронный билет» значительно дешевле, чем купленный за деньги, то в городской администрации рассчитывают к середине следующего года довести процент пассажиров, оплачивающих поездку наличными, до 5 - 6%. В основном это будут туристы, да и то не все. Тогда оплата поездки через водителя не станет слишком большой проблемой. При этом для борьбы с зайцами планируют значительно усилить службу контроля на транспорте.

- Если вы так уверены в эффективной работе коммерческого транспорта без кондукторов в салоне, то какой смысл в кондукторах в нынешнем социальном транспорте? - поинтересовался я у вице-губернатора.

Вопрос оказался актуальным. С середины будущего года в Смольном намерены в массовом порядке переходить к организации работы общественного транспорта без кондукторов.

- До 15 июля все остается, как сейчас. А затем те транспортные средства, которые имеют современную систему оплаты проезда, будут переводиться на работу без кондуктора, - пояснил Эдуард Батанов. - Такие же системы будут внедряться при модернизации трамваев и троллейбусов. Приходится признать, кондуктор - уходящая профессия.

Тогда же, с середины будущего года, предстоит решать проблему массового трудоустройства нынешних кондукторов. Один из вариантов - переход их в контролеры, как уже сказано, эта служба будет усиливаться. Но ставок там откроется не столь много, чтобы трудоустроить всех безработных кондукторов. Придется искать другие варианты - и чиновникам, и самим работникам.

Как видим, технические детали реформы в Смольном определены достаточно подробно. А вот новую маршрутную сеть горожанам придется осваивать самим.

С ликвидацией маршруток пассажирам, очевидно, придется делать больше пересадок. И что тогда, придется оплачивать проезд дважды?

- Не придется, - заявил заместитель директора городского учреждения «Организатор перевозок» Дмитрий Процкий. - В подобных случаях предусмотрена разовая оплата проезда - по принципу проездного на 90 минут. Если маршрут сокращен, то в единой электронной базе будет разработана услуга по предоставлению проезда по нему с учетом пересадки.

Волнует горожан также то, что транспорт большой вместимости, который заменит маршрутки, видимо, будет ходить реже. К примеру, автобус маршрута № 181, проходящий от улицы Маршала Тухачевского до площади Тургенева, приходится долго ждать. Но сейчас его дублируют маршрутки, а что потом?

- Потом мы усилим маршрут № 181, это уже запланировано в проекте реформы. Автобусы будут ходить чаще, и льготникам, которым ныне приходится его долго ждать, будет удобнее, - пояснил Процкий.

Подобных вопросов еще очень много. Конечно, освоение новых транспортных реалий вряд ли пройдет без некоторого дискомфорта. Хотя положительные примеры тоже есть. Например, несколько лет назад убрали маршрутки с Невского проспекта. Перед этим многие, естественно, беспокоились, насколько удачным это получится. Однако - получилось. Главный проспект города от отсутствия микроавтобусов ничего не потерял.

Подробнее о том, как сами петербуржцы оценивают грядущие перемены и чего они ждут от транспортной реформы, читайте в одном из ближайших номеров нашей газеты.

#маршрутки #транспорт #автобусы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 199 (6552) от 23.10.2019 под заголовком «Кондуктор, не спеши...».


Комментарии