Маршрутки отъезжают? Чего ждать петербуржцам от транспортной реформы

Новая редакция грядущей транспортной реформы в Петербурге должна была быть представлена широкой публике в виде интерактивной карты в начале сентября (пока этого не случилось), первые госконтракты с перевозчиками заключат уже к 1 октября, а с июля 2020 года весь общественный транспорт северной столицы, как обещают, перейдет на единый регулируемый тариф, то есть станет стопроцентно социальным.

Маршрутки отъезжают? Чего ждать петербуржцам от транспортной реформы | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Таковы были планы Смольного, однако очевидно, что с их реализацией возникнут проблемы. Это не удивляет - проект для города новый, масштабный, для горожан чувствительный. Ведь речь идет не только об изменении формы управления перевозками и перевозчиками (в чем нас старается убедить комитет по транспорту), но и о существенном сокращении автобусной сети с ликвидацией маршруток как класса.

По данным «Организатора перевозок» на 1 июня нынешнего года, в Петербурге действует 402 регулярных социальных автобусных маршрута и 285 коммерческих (всего - 687), по которым бегают почти 2 тыс. машин «Пассажиравтотранса» (ПАТ) и более 3,5 тыс. - шестнадцати частных операторов (есть еще 47 троллейбусных и 43 трамвайных, но сегодня не о них речь). При этом парк ПАТ сосчитан списочно, а вот негосударственных перевозчиков - приблизительно, на основании договоров с транспортным комитетом. Сколько по городу катается маршруток, сосчитать и вовсе невозможно из-за теневого характера их деятельности. По разным оценкам, от 3,3 до 4 тысяч или даже более.

По прикидкам экспертов, 70 - 80% социальной сети сегодня перекрывается маршрутками. Подготовленный в недрах профильных комитетов Смольного проект ее реформирования предполагает сокращение дублирования как минимум вдвое, снижение количества ДТП - на 30%, плюс полный контроль за выполнением расписаний, возможность оплаты проезда любыми проездными билетами (в том числе льготными) и в целом существенное повышение качества перевозок.

При этом сеть сократится на три сотни маршрутов (из них 280 - коммерческие), а число автобусов - на 2,1 тыс. (минус 38%). Планируется также изменение трасс 62 маршрутов наземного транспорта и открытие 96 новых социальных, которые заменят часть выбывающих маршруток.

На улицах Петербурга должно остаться всего 4,1 тыс. автобусов. Зато каких! Новеньких (возрастом до двух лет), с кондиционерами, низким полом и чрезвычайно «умных» - по части как управления, так и информирования пассажиров.

Сохранить провозную способность, а стало быть, и баланс транспортного предложения со спросом при таких сокращениях авторы проекта планируют путем «масштабирования» самих транспортных средств: свыше 3,5 тыс. бортов должны быть большой вместимости (сейчас таковых 2,1 тыс.). Чтобы план реализовался, городским перевозчикам придется приобрести более 2,3 тыс. новых машин - 1,68 тыс. большой и 0,67 тыс. средней вместимости, что обойдется примерно в 24 млрд рублей. Необходимо будет обустроить также около шестисот новых остановок...

Это все немалые деньги. Зато около 10 миллиардов рублей, по расчетам чиновников, вернутся в городскую казну налогами - ведь добрая половина рынка пассажирских перевозок выйдет из тени. Новые машины будут бескондукторными, а это означает еще дополнительную экономию фонда оплаты труда...

«Основная задача, которая стояла перед комитетом, - выстроить будущую маршрутную сеть так, чтобы она сохранила привычные горожанам транспортные связи», - отметил на недавней коллегии комитета по транспорту его глава Александр Головин.

Необходимость этой реформы, по сути, проистекает из федерального закона № 220, который предписал регионам к середине 2020 года определиться с единой формой перевозок пассажиров - либо по регулируемым тарифам, либо по нерегулируемым.

«Реформа может не состояться только в случае, если будет решено не делать регулируемый тариф, а вероятность такого решения нулевая, - заявил в кулуарах коллегии Головин. - Но это будет не столько изменение маршрутной сети, сколько новое управление работой коммерческих перевозчиков: они идут на госконтракт, слушаются заказчика (город) и работают как «Пассажиравтотранс»...

Глава профильного комитета также слегка посетовал на то, как некоторые горожане воспринимают изменения маршрутной сети: «Каждый хочет ехать от своего подъезда до нужной ему точки. И, к сожалению, именно этого и требуют: давайте автобус будет ходить так, чтобы я, как и раньше, ехал без пересадок. Но мы же эту новую сеть придумывали не сами - приглашали ученых, специалистов, экспертов, над этим работали институты...».

«Мы ее разрабатывали не по абстрактной математической модели, как попробовали сделать в Екатеринбурге, - магистральные маршруты, подвозные к метро и т. д. Вот тогда бы город точно вздрогнул!.. Мы эту реформу проводим крайне мягко, оставив все транспортные связи, - уверяет Александр Головин. - Через полгода-год что-то еще поменяем, подкорректируем, потом, может быть, еще - приводя систему к нужному состоянию».

Для построения модели предварительно обследовали существующие пассажиропотоки на городских маршрутах и проанализировали корреспонденции, а также эффективность существующей системы общественного транспорта и предлагаемой. В пилотном режиме обкатали схему оптимизации сегмента сети в Калининском и Выборгском районах города: там изменение маршрутов увеличило среднюю скорость движения социального транспорта и разгрузило пересадочные узлы возле метро, отчего эксперимент (несмотря на очевидные шероховатости на начальном этапе) все же признали удавшимся.

При этом проект рождается отнюдь не кулуарно, считают его создатели: проведено более полусотни заседаний рабочих групп, созданных при комитете по транспорту, тема неоднократно обсуждалась с районными администрациями, прошло более десятка совещаний с участием органов исполнительной власти и транспортных предприятий города, в апреле материалы рассматривались на Транспортном совете при правительстве Петербурга с участием специалистов отрасли и научного сообщества. По результатам замечаний и предложений, прозвучавших за последние месяцы, в итоговый документ внесены определенные корректировки.

«В сентябре мы еще раз встречаемся с администрациями районов, после чего ставим окончательную точку по изменяемым маршрутам, выносим все на утверждение правительства и начинаем конкурсные процедуры», - поясняет Александр Головин.

Эту тему горячо обсуждают не только специалисты и ученые, но и горожане. Перспективная маршрутная сеть выложена на сайте «Организатора перевозок» (правда, пока в не слишком удобном PDF-формате), доступны для скачивания и списки ликвидируемых, изменяемых и создаваемых маршрутов. Удобный портал Комплексной информационной системы управления городским и пригородным пассажирским транспортом (КИСУ ГППТ) с интерактивной картой и возможностью построения маршрутов нам был обещан на первой неделе сентября, но, повторим, все еще не заработал.

КИСУ автоматизирует управление транспортом на всех этапах. В ее основу легла идея объединения управления с системой оплаты проезда.

«В комплексную систему были добавлены функции подсчета пассажиропотоков, анализа и контроля качества перевозок, ведения реестра маршрутов, планирования расписания. Сюда же мы добавили обработку сообщений от пассажиров и их информирование. Данные об оплате и движении автобуса позволяют оперативно оценивать пассажиропотоки и регулировать их. Маршруты выстраивались именно на основе этой информации», - пояснил и. о. руководителя «Организатора перевозок» Владимир Шведченко.

По словам разработчиков, КИСУ ГППТ способна оперативно сравнивать большие массивы данных, благодаря чему в десять и даже более раз сокращает количество человеко-часов, требуемых для подготовки аукционной документации (сейчас эта процедура занимает порядка 150 человеко-часов).

«Работа над КИСУ ГППТ началась в 2014 году, выйти на подписание контракта удалось только в середине 2018-го, сроки переносились несколько раз, работать пришлось в ускоренном темпе, что и привело к снижению качества и большому количеству замечаний в начале разработки функционала системы, - рассказывает Шведченко. - На «доводку» продукта у нас ушло более 5,5 тыс. человеко-часов - в два с половиной раза больше трудозатрат, планировавшихся изначально».

Сейчас КИСУ ГППТ проходит комплексные испытания, после которых специалисты сделают вывод о ее готовности к опытной эксплуатации.

«Приходится постоянно работать с программистами. Не скажу, что сделано все качественно, но мы требовательны и добиваемся нужного результата», - уверен руководитель «Организатора перевозок».

Между тем от качества этой работы зависит не только репутация чиновников и разработчиков проекта, но и самочувствие петербуржцев в следующем году. Ведь столь кардинальная реформа может стать как шагом к цивилизованности и комфорту, так и настоящим шоком для горожан - с получасовыми ожиданиями на остановках и битвами при посадке в автобус.

Но, даже если все и будет сделано безошибочно, определенные неудобства при столь резких переменах возникнут у многих. Во-первых, неизбежен период привыкания пассажиров и донастройки самой системы. Во-вторых, у тех, кто привык пользоваться удобными маршрутками, вырастут транспортные расходы, ведь со следующего лета горожанам, скорее всего, придется ездить с пересадками (впрочем, в комитете по транспорту и «Организаторе перевозок» обещают плотно поработать над тарифным меню, чтобы максимально нивелировать и эти неприятности).

Судя по всему, в Смольном уверены: реформа не только не испортит жизнь горожанам, но, напротив, повысит популярность общественного транспорта и даже пересадит к 2025 году из личных авто в автобусы-троллейбусы-трамваи не менее 100 тысяч человек. Если же пассажиропоток на наземном транспорте увеличится на 20%, это уберет с улиц города около 200 тысяч машин.

#общественный транспорт #реформы #город #маршрутки

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 177 (6530) от 23.09.2019 под заголовком «Маршрутки отъезжают?».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.