Завершился конкурс на эскизный проект памятника Федору Шаляпину в Александровском парке

Жюри единодушно присудило первое место работе скульптора Евгения Ротанова и архитектора Ивана Кожина (на снимке). Интересно, что этот же эскиз победил в конкурсе, который был проведен в 2001 году, когда памятник оперному певцу хотели установить к 300‑летию Петербурга.

Завершился конкурс на эскизный проект памятника Федору Шаляпину в Александровском парке | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Тему как отразить гений Шаляпина в твердых материалах петербургская общественность начала обсуждать больше двадцати лет назад, закладной камень памятника знаменитому петербуржцу появился в Александровском парке в 1999 году. Со временем он врос в землю и получил народное название «памятник памятнику». К 300‑летию Петербурга увековечить память о Шаляпине не сложилось, теперь новая попытка, подкрепленная тем, что он попал в список выдающихся личностей, памятники которым устанавливаются за счет городского бюджета. Нынешний год к тому же стал шаляпинским — исполнилось 150 лет со дня рождения великого певца и артиста. Эти два фактора подвигли городские власти провести новый конкурс, чтобы наконец Шаляпин появился в Александровском парке.

За последние полтора десятка лет в России поставили несколько памятников певцу. Из самых известных — в Казани, Нижнем Новгороде, Москве, Уфе и Кирове. Не будем забывать и о надгробном памятнике Шаляпину на Новодевичьем кладбище, который был установлен в 1986 году после перенесения праха певца в Россию. Сложился своеобразный шаляпинский канон: «тип Коровина» — вальяжный господин в креслах, «тип Кустодиева» — стоящий барин в шубах с французским бульдогом, а также варианты изображений молодого певца, только начинающего карьеру и не подозревающего о ждущей его мировой славе.

Шаляпин2_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


Очевидно, что Петербург не может «повторять пройденное». Петербургские скульпторы и эксперты как на рабочей группе по монументальному искусству, так и на заседаниях Градостроительного совета постоянно говорят, что наш город не место для провинциальных копий.

И что мы увидели в Атриуме Комендантского дома Петропавловской крепости, где прошла выставка 67 проектов, поданных на конкурс авторами из нескольких российских городов? Десяток Шаляпиных с бульдогом, несколько сидящих фигур, несколько стоящих, которые отсылают к фотографиям певца разных лет. Впрочем, были и оригинальные идеи. Например, бульдог, сидящий у пустого кресла; Шаляпин верхом на огромной блохе — намек на исполнение певцом песни Модеста Мусоргского «Блоха»; Шаляпин в виде поющего кентавра с лирой в руке; большая голова глубоко задумавшегося артиста, предлагаемый материал — гранитный монолит. Скульптурное изображение Иолы Торнаги (первая жена Шаляпина) и мецената Саввы Мамонтова, которые из зала приветствуют певца, завершившего выступление, — из области «наивных» картинок. Шаляпин, стоящий у открытого автомобиля, — из разряда садово-паркового китча, как бы ни старались при этом авторы за счет шикарности авто уйти от очевидной аналогии с памятником Юрию Никулину на Цветном бульваре в Москве. Только там добрый юмор, а здесь все «сурьезно».

Шаляпин3_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


Жюри, отклонив названные идеи, выбирало из оставшегося. Евгений Ротанов ничего не менял в своем проекте двадцатилетней давности, в чем легко убедиться: в экспозиции Музея городской скульптуры находится небольшая бронзовая отливка, сделанная по модели 2001 года. Скульптор не присутствовал на объявлении итогов конкурса, в ответ на телефонные позд­равления сообщил, что «у него была надежда на победу и он рад, что его замысел будет реализован». Иван Кожин сообщил «Санкт-Петербургским ведомостям», что его роль как архитектора проекта состояла в выборе масштаба: высота фигуры — 4,4 метра, общая высота памятника вместе с постаментом — 5,2 метра. Что касается сохранения зелени, то проект не предполагает вторжения в природу, а использует для памятника только существующую песчаную площадку, в центре которой сейчас находится закладной камень.

Второе место присуждено работе Арсена Левоняна и Елизаветы Силаевой — Шаляпин в хитоне как персонаж античной драмы запечатлен в момент выступления на сцене. Третье место получил Константин Гарапач — его сидящий Шаляпин напоминает надгробный памятник певцу.

Опрос посетителей выставки проектов показал, что взрослая аудитория склоняется в пользу проекта Ротанова — Кожина, тогда как молодежи ближе Шаляпин-кентавр. В социальных сетях быстро появились комментарии в духе «это те, что установили падающего Блока»

Дискуссии о памятниках в Интернете вообще‑то бывают полезными, но здесь изначально заданный грубый тон заставляет в этом усомниться.

По мнению Олега Романова, члена жюри, почетного президента Петербургского союза архитекторов и участника конкурса 2001 года, эскизный проект Ротанова — Кожина победил заслуженно. «Шаляпин узнаваем, но не фотографичен, скульптура обладает необходимой мерой обобщения образа — певец, артист, барин», — пояснил Романов. И добавил, что среди представленных работ было много слабых непрофессиональных творений.

Шаляпин4_С.jpg

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


Последнее замечание прокомментировал один из специалистов по современной скульптуре. На его взгляд, формат конкурса был выбран не самым удачным образом. Обычно открытый конкурс предполагает проведение второго тура, куда попадает несколько лучших эскизов. В данном случае был один тур, что, конечно, экономит время, но не лучшим образом отражается на результате. Кроме того, срок подготовки проектов (три месяца) представляется эксперту недостаточным. Для создания проекта памятника Шаляпину нужно было дать скульпторам хотя бы полгода. Сейчас никто не может позволить себе роскоши заниматься только одним проектом, оставив все остальные дела.

От себя добавлю, что три дня для выставки проектов памятника такому известному человеку, как Шаляпин, — очень короткий срок. Понятно, что у Музея истории Петербурга, любезно предоставившего свою площадку, как и любого другого музея, есть планы и графики. Петербургу нужен универсальный городской выставочный зал сравнительно небольшого размера, где подобные выставки могли бы проводиться дольше. В другое время такой зал мог бы использоваться для самых разных активностей: от показа стендовых гостевых проектов до выставок народного и любительского искусства.

Нынешний конкурс завершен. Теперь предстоит работа чиновников над тем, чтобы финансирование создания и установки памятника попало в городской бюджет на 2025 год. С таким расчетом, чтобы бронзовый Шаляпин появился в Александровском парке в 2026‑м. Как сообщила на объявлении победителей конкурса Наталья Метелица, директор Музея театрального и музыкального искусства, в 2026 году планируется завершение ремонта в его филиале — Музее-квартире Ф. И. Шаляпина на улице Графтио, 2.


#Шаляпин #конкурс #бронза

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 213 (7542) от 13.11.2023 под заголовком «Голос в бронзе».


Комментарии