Забытая архитектура. Как в Петербурге менялся облик вестибюлей метро

Недавно стало известно, что павильон станции метро «Политехническая» в ближайшем будущем лишится своего самостоятельного значения и будет встроен в торговый центр. И это далеко не единственный случай, когда вестибюли подземки меняли свой архитектурный облик.

Забытая архитектура. Как в Петербурге менялся облик вестибюлей метро | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

В основном речь идет о многочисленных некапитальных «временных» вторжениях, но и они часто остаются на десятилетия.

Сейчас в Сети обсуждают измененный облик павильона «Черной речки» в Салтыковском саду. Его прежний вид, созданный из двух стеклянных объемов, внедренных один в другой, создали архитекторы Хильченко, Сергеева и Виноградова. Эффектный фасад создавался благодаря контрасту сплошного остекления и высокого «карниза». Такой станция просуществовала с открытия в 1982 году до 2009-го, когда прямо перед главным фасадом был пристроен газетный ларек. В итоге строгий облик был утрачен, а ларек местные жители называют не иначе как опухолью.


Павильон станции «Черная речка» в 2007 году / Фото: Public Domain

Совершенно иной, чем сегодня, была и «Звездная», открытая в 1972 году. Архитекторы Гецкин, Шувалова и Згодько спроектировали павильон полностью стеклянным. В темноте ярко освещенные стены были видны издалека. Теперь же вестибюль выглядит иначе: на углы налепили два цветочных киоска, а на главный фасад между входом и выходом - газетный. Можно уже и не говорить о многочисленных лабазах на приметровокзальной площади - их вообще не счесть.

Симметрию станции «Улица Дыбенко» нарушили ради цветочного ларька, причем аж двухэтажного. Эта станция была открыта в 1987 году. Проектировщики Хильченко и Леонтьева выполнили наземный вестибюль в виде параллелепипеда, облицованного модным в то время известняком. Глухие стены вдоль проспекта Большевиков и вдоль улицы Дыбенко обогатили нишами. И вот как раз одну из таких ниш в российское время застроили. Второй нише повезло, но считать ли асимметричное здание везучим?

Не узнать и «Пионерскую». Если сравнивать со снимками советских лет, когда ее только открыли, нетронутой с тех пор оказалась разве что складчатая крыша. Ниши в северо-восточном углу остеклены и заняты отделением банка, симметричные диагональные навесы у боковых стен превращены в ларьки - газетный и «мобильный». Эти конструкции пристроили в 2013 году: процесс искажения павильона запечатлен на панорамах «Яндекс.Карт». Перестройщики покусились на работу известного архитектора Щербина, автора нового здания Российской национальной библиотеки на Московском проспекте.

Испортили и «Удельную», еще одну станцию синей ветки, открытую, как и «Пионерская», в 1982 году. Прежде вдоль Енотаевской, Елецкой улиц и Удельного проспекта были сплошные ниши на уровне первого этажа - этакие галереи. Через них осуществлялись вход и выход. Но «подземная» дирекция посчитала, что нужно «монетизировать воздух». Теперь там газетные и цветочные стекляшки вместе с салонами связи. А, ну да, еще и социальная функция есть - дополнительные кассы по продаже жетонов и проездных билетов, которые, впрочем, работают далеко не каждый день. Так было искажено произведение архитектора Выдрина.

Павильон «Озерков» авторства коллектива проектировщиков, в том числе главного архитектора Ленинграда Булдакова и почетного президента Санкт-Петербургского союза архитекторов Попова, обезображен внушительной газетной стекляшкой. Ее поставили на гранитный стилобат. Симметричный стилобат по правую руку от входа остался в первозданном виде, а потому любой прохожий может понять, насколько сильно отличается нынешний вестибюль от того, что увидели горожане при открытии в 1988 году.

На старых фотопанорамах можно видеть, как в 2009-м переделывают облик «Пролетарской». Работу Гецкина, Квятковского и Сергеевой «дополнили» цветочным киоском. С тех пор полностью круглый вестибюль, открытый в 1981 году, имеет визуально лишнюю пристройку, никак не сочетающуюся с основным зданием.

Примеров, конечно, существенно больше. Чуть ли не на каждой станции можно увидеть эксплуататорское отношение подземки к вверенному ей городскому хозяйству. Петербуржцы отмечают откровенную нелюбовь хозяев метро к остеклению. Стекло на камень частично заменили на «Выборгской», «Ломоносовской», «Политехнической», «Василеостровской» (там сделали не только стенки, но и дополнительные кассы в угловой части), «Лесной», «Девяткино», «Обухово».


Павиильон станции метро «Василеостровская». Фото: Wikimedia Commons / Alex 'Florstein' Fedorov / CC BY-SA 4.0

На «Елизаровской» убрали окно над эскалаторами, заменив мозаичным панно на фабричную тему. А «Достоевскую» и вовсе замуровали в «Регент-холл», полностью закрыв все остекление; теперь оно отделяет эскалаторный зал от, извините, столовой.

Понятно, что метрополитену надо меняться, стараясь приспособиться к условиям современности. Но разве ради этого требуется уничтожать архитектуру? Как бы ни оформляли на бумагах подобные пристройки, называя их временными, мы видим, что многие из них стоят десятилетия.

А ведь станции метро - это, по сути, памятники архитектуры своего времени, и они достойны сохраняться в изначальном виде, как бы современники ни хотели их изменить.

Архитектор Михаил Кондиайн в беседе с корреспондентом «Санкт-Петербургских ведомостей» обратил внимание, что павильоны станций метро - «это, с одной стороны, достаточно законченный архитектурный объект, с другой стороны, со временем возникают другие потребности, поэтому необходимо придумывать способы, как приводить этот объект в соответствие с сегодняшним образом жизни».

«Лет, наверное, восемь назад была борьба с ларьками по всему городу. Вроде бы это была борьба за чистоту архитектуры в нашем городе, но получилась борьба с народом, потому что людям такая сопутствующая торговля была чрезвычайно удобной. Другое дело, что эта ларечная архитектура не нашла своего правильного воплощения, правильного формата», - считает Михаил Кондиайн.

По словам собеседника, это не должно превращаться в пристройку случайных однотипных киосков к павильонам станций метро. Необходимо продуманное архитектурное решение, полноценная реконструкция. «Но, как правило, это дело сталкивается с одной непреодолимой задачей. Как, например, со станцией «Парк Победы». Проектируют новый павильон и уже несколько раз эту работу выставляли на Градостроительный совет... Есть колоссальное противоречие: участок земли, который принадлежит метрополитену, абсолютно не соответствует тем требованиям, которые выставляет жизнь. Там место только для того, чтобы сделать вход под землю, расположить службу охраны, инженерные помещения и минимальные кассы. А для маленького сопутствующего торгового центра места просто нет. И с этим сделать практически ничего нельзя в рамках сегодняшней юридической парадигмы», - говорит Кондиайн.

#метро #строительство #архитектура #Петербургский метрополитен

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 094 (6692) от 03.06.2020 под заголовком «Цветы... архитекторам».


Комментарии