Забытая архитектура. Как в Петербурге менялся облик вестибюлей метро

Недавно стало известно, что павильон станции метро «Политехническая» в ближайшем будущем лишится своего самостоятельного значения и будет встроен в торговый центр. И это далеко не единственный случай, когда вестибюли подземки меняли свой архитектурный облик.

Забытая архитектура. Как в Петербурге менялся облик вестибюлей метро | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

В основном речь идет о многочисленных некапитальных «временных» вторжениях, но и они часто остаются на десятилетия.

Сейчас в Сети обсуждают измененный облик павильона «Черной речки» в Салтыковском саду. Его прежний вид, созданный из двух стеклянных объемов, внедренных один в другой, создали архитекторы Хильченко, Сергеева и Виноградова. Эффектный фасад создавался благодаря контрасту сплошного остекления и высокого «карниза». Такой станция просуществовала с открытия в 1982 году до 2009-го, когда прямо перед главным фасадом был пристроен газетный ларек. В итоге строгий облик был утрачен, а ларек местные жители называют не иначе как опухолью.

Совершенно иной, чем сегодня, была и «Звездная», открытая в 1972 году. Архитекторы Гецкин, Шувалова и Згодько спроектировали павильон полностью стеклянным. В темноте ярко освещенные стены были видны издалека. Теперь же вестибюль выглядит иначе: на углы налепили два цветочных киоска, а на главный фасад между входом и выходом - газетный. Можно уже и не говорить о многочисленных лабазах на приметровокзальной площади - их вообще не счесть.

Симметрию станции «Улица Дыбенко» нарушили ради цветочного ларька, причем аж двухэтажного. Эта станция была открыта в 1987 году. Проектировщики Хильченко и Леонтьева выполнили наземный вестибюль в виде параллелепипеда, облицованного модным в то время известняком. Глухие стены вдоль проспекта Большевиков и вдоль улицы Дыбенко обогатили нишами. И вот как раз одну из таких ниш в российское время застроили. Второй нише повезло, но считать ли асимметричное здание везучим?

Не узнать и «Пионерскую». Если сравнивать со снимками советских лет, когда ее только открыли, нетронутой с тех пор оказалась разве что складчатая крыша. Ниши в северо-восточном углу остеклены и заняты отделением банка, симметричные диагональные навесы у боковых стен превращены в ларьки - газетный и «мобильный». Эти конструкции пристроили в 2013 году: процесс искажения павильона запечатлен на панорамах «Яндекс.Карт». Перестройщики покусились на работу известного архитектора Щербина, автора нового здания Российской национальной библиотеки на Московском проспекте.

Испортили и «Удельную», еще одну станцию синей ветки, открытую, как и «Пионерская», в 1982 году. Прежде вдоль Енотаевской, Елецкой улиц и Удельного проспекта были сплошные ниши на уровне первого этажа - этакие галереи. Через них осуществлялись вход и выход. Но «подземная» дирекция посчитала, что нужно «монетизировать воздух». Теперь там газетные и цветочные стекляшки вместе с салонами связи. А, ну да, еще и социальная функция есть - дополнительные кассы по продаже жетонов и проездных билетов, которые, впрочем, работают далеко не каждый день. Так было искажено произведение архитектора Выдрина.

Павильон «Озерков» авторства коллектива проектировщиков, в том числе главного архитектора Ленинграда Булдакова и почетного президента Санкт-Петербургского союза архитекторов Попова, обезображен внушительной газетной стекляшкой. Ее поставили на гранитный стилобат. Симметричный стилобат по правую руку от входа остался в первозданном виде, а потому любой прохожий может понять, насколько сильно отличается нынешний вестибюль от того, что увидели горожане при открытии в 1988 году.

На старых фотопанорамах можно видеть, как в 2009-м переделывают облик «Пролетарской». Работу Гецкина, Квятковского и Сергеевой «дополнили» цветочным киоском. С тех пор полностью круглый вестибюль, открытый в 1981 году, имеет визуально лишнюю пристройку, никак не сочетающуюся с основным зданием.

Примеров, конечно, существенно больше. Чуть ли не на каждой станции можно увидеть эксплуататорское отношение подземки к вверенному ей городскому хозяйству. Петербуржцы отмечают откровенную нелюбовь хозяев метро к остеклению. Стекло на камень частично заменили на «Выборгской», «Ломоносовской», «Политехнической», «Василеостровской» (там сделали не только стенки, но и дополнительные кассы в угловой части), «Лесной», «Девяткино», «Обухово».

На «Елизаровской» убрали окно над эскалаторами, заменив мозаичным панно на фабричную тему. А «Достоевскую» и вовсе замуровали в «Регент-холл», полностью закрыв все остекление; теперь оно отделяет эскалаторный зал от, извините, столовой.

Понятно, что метрополитену надо меняться, стараясь приспособиться к условиям современности. Но разве ради этого требуется уничтожать архитектуру? Как бы ни оформляли на бумагах подобные пристройки, называя их временными, мы видим, что многие из них стоят десятилетия.

А ведь станции метро - это, по сути, памятники архитектуры своего времени, и они достойны сохраняться в изначальном виде, как бы современники ни хотели их изменить.

Архитектор Михаил Кондиайн в беседе с корреспондентом «Санкт-Петербургских ведомостей» обратил внимание, что павильоны станций метро - «это, с одной стороны, достаточно законченный архитектурный объект, с другой стороны, со временем возникают другие потребности, поэтому необходимо придумывать способы, как приводить этот объект в соответствие с сегодняшним образом жизни».

«Лет, наверное, восемь назад была борьба с ларьками по всему городу. Вроде бы это была борьба за чистоту архитектуры в нашем городе, но получилась борьба с народом, потому что людям такая сопутствующая торговля была чрезвычайно удобной. Другое дело, что эта ларечная архитектура не нашла своего правильного воплощения, правильного формата», - считает Михаил Кондиайн.

По словам собеседника, это не должно превращаться в пристройку случайных однотипных киосков к павильонам станций метро. Необходимо продуманное архитектурное решение, полноценная реконструкция. «Но, как правило, это дело сталкивается с одной непреодолимой задачей. Как, например, со станцией «Парк Победы». Проектируют новый павильон и уже несколько раз эту работу выставляли на Градостроительный совет... Есть колоссальное противоречие: участок земли, который принадлежит метрополитену, абсолютно не соответствует тем требованиям, которые выставляет жизнь. Там место только для того, чтобы сделать вход под землю, расположить службу охраны, инженерные помещения и минимальные кассы. А для маленького сопутствующего торгового центра места просто нет. И с этим сделать практически ничего нельзя в рамках сегодняшней юридической парадигмы», - говорит Кондиайн.

#метро #строительство #архитектура #Петербургский метрополитен

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 094 (6692) от 03.06.2020 под заголовком «Цветы... архитекторам».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.