Вода ошибок не прощает. Кто и как контролирует ситуацию на петербургских реках и каналах?

Движение по каналам и рекам нашего города и раньше было интенсивным. А в последние пару лет, говорят специалисты, оно стало еще сложнее. Отчасти из‑за развития внутреннего туризма: желающие увидеть Северную столицу с воды все чаще арендуют катера у тех, кто приезжает сюда из разных регионов подзаработать в навигацию. Да и других плавсредств хватает, особенно в белые ночи, когда от лодок, катеров, моторных яхт на Неве прямо‑таки рябит в глазах. И это притом что маломерным судам, не прошедшим государственную регистрацию, появляться на водных объектах Петербурга запрещено.

Вода ошибок не прощает. Кто и как контролирует ситуацию на петербургских реках и каналах? | ФОТО предоставлено пресс-службой МЧС России по Санкт-Петербургу

ФОТО предоставлено пресс-службой МЧС России по Санкт-Петербургу

Патруль на Неве

Контролирует ситуацию на воде круг­лые сутки Центр Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу. Территория, где его представители выполняют свои контрольно-надзорные функции, довольно обширная — от Усть-Ижоры, за которой начинается Ленобласть, до маяка Толбухин в Финском заливе за кронштадтской дамбой. В эту службу входят несколько отделений, которые базируются в Кронштадте, Сестрорецке и Ломоносове. И в Петербурге, конечно, где действуют восемь патрульных групп, хотя инспекторы центра работают не только на реках-каналах морской столицы России. Они следят также за порядком на воде в районе острова Котлин, контролируют восточную и западную части Невской губы.

Численность службы составляет на данный момент 74 человека, которые посменно ведут дежурство. В распоряжении инспекторов 22 скоростных катера и аэролодка «Север-760», способная мчаться зимой по покрытым льдом руслам рек, где в эту пору могут появляться суда на воздушной подушке.


Инспекция2.jpg

Законопослушных людей среди судовладельцев становится больше, отмечают специалисты. А число нарушителей-аквабайкеров по сравнению с прошлыми годами, напротив, снижается / ФОТО предоставлено пресс-службой МЧС России по Санкт-Петербургу


Маломерными судами, как известно, разрешено пользоваться только при определенных условиях. Купив такую «посудину», владелец должен зарегистрировать ее в ГИМС и в месячный срок поставить на учет. А еще полагается сдать в ГИМС экзамены (теорию и практику) — экстерном или после занятий в учебном центре — и получить удостоверение, позволяющее управлять всем, чем угодно: от гидроцикла до небольшой яхты и от алюминиевой лодки с мотором до сногсшибательного парусного катамарана.

Вот инспекторы и следят за тем, чтобы у всех были при себе «корочки» (сегодня, впрочем, судовой билет умещается в мобильном телефоне). Чтобы все такие суда, выходящие в акваторию, прошли государственную регистрацию и имели бы номера, как на наземном транспорте — один к одному. Чтобы соблюдались технические требования, установленные производителем и указанные в судовом билете (скажем, двигатель определенной мощности). Раз в пять лет, кроме того, требуется пройти в ГИМС техническое освидетельствование судна.

Естественно, отмечает Александр Радько, начальник петербургского Центра ГИМС, капитан судна не должен нарушать правила движения и управлять им исключительно в трезвом виде. И неважно, совершает ли судоводитель легкую прогулку по городским водам, любуясь приятными взору красивыми видами, или просто отправился порыбачить…

На учете центра в настоящее время более 49 тыс. маломерных судов. А также 23 городских пляжа, за которыми его инспектора присмат­ривают вместе с представителями районных властей. И более полусотни яхт-клубов со спасательными станциями, находящимися в ведении Поисково-спасательной службы МЧС РФ.

Счетчик для «арестанта»

Акватория города разделена на разные категории. До недавних пор это были внутренние морские воды РФ, водные пути федерального значения (Нева и Малая Нева, Большая и Средняя Невки) и регионального — Фонтанка, Мойка, канал Грибоедова и другие. Затем идут малые реки, находящиеся в центре Петербурга, — отвечал за них городской комитет по транспорту, теперь они перешли в федеральное подчинение и ситуацию контролирует ФБУ «Администрация «Волго-Балт», обеспечивая условия для безопасной навигации. Скажем, установку буев и других навигационных знаков.

Надзор за выполнением правил движения на воде, прописанных в разных документах, распределен, как видим, между представителями разных ведомств. Так, сфера ответственности Большого порта «Санкт-Петербург» — это Финский залив, где для маломерных судов нужно брать письменное разрешение у капитана морского порта, оборудуя их рацией, настроенной на определенную частоту. А гидроциклам там вообще появляться нельзя.

Что же касается ГИМС, то эта служба осуществляет свои полномочия только в отношении тех маломерных судов, которые не вовлечены в коммерческую деятельность, поясняет Александр Радько. К ним относятся суда длиной до двадцати метров и весом более 200 кг с двигателем мощностью не больше 9,9 лошадиной силы — очень четкое определение.

Суденышками, недотягивающими до указанных параметров, скажем, надувной лодкой или каким‑нибудь плотом, управлять можно без всякой регистрации и даже без какого‑то удостоверения, но исключительно на тех водных объектах Петербурга, где находиться им разрешено. Конечно, встречаются любители водных прогулок, норовящие зайти в «запретные воды», но это их приключение длится обычно недолго. А штраф выпишут немалый — в размере 5 тыс. рублей.

Нарушение, касающееся маломерных судов, обойдется дороже. Задержав такое судно, допустим, за управление без документов, инспектор доставит его на штрафстоянку, для чего будет вызван служебный эвакуатор. Виновный помимо штрафа 15 тыс. руб­лей заплатит 20 тысяч за транспортировку своего арестованного судна, а уже на стоянке будет включен еще и «счетчик» почасовой оплаты.

В общем, если пренебрегать требованиями, можно попасть на большие деньги, о чем владельцы судов знают, а потому стараются соблюдать правила и не устраивать незаконных аквавояжей без «водительских прав». Да и правила судовож­дения для них не тайна за семью печатями. Основные нарушения тут связаны с превышением скорости и прохождением под слишком низким пролетом моста. За опасный для других судов стиль управления водным транспортом — аквабайкеры тут характерный пример — тоже можно всерьез поплатиться.

«Теневые» суда

На Неве в черте города суда-«маломерки» могут развивать скорость до 15 км/час, на малых реках обязаны двигаться медленнее. А в акватории морского порта и на базах, выделенных для стоянки таких судов, им надлежит перемещаться еще осторожнее — таковы правила. Как это ни печально, все равно случаются аварии и происшествия со значительным ущербом и даже гибелью людей. «Нужно помнить, что вода не прощает ошибок, — говорит собеседник. — На дорогах тоже бывают опасные ситуации. Но там хотя бы можно остановиться и встать на обочину, а на воде все гораздо сложнее…»

Не стоит думать, что штрафстоянка на Большой Невке ГБУ «Агентство внешнего транспорта», подведомственного комитету по транспорту, никогда не пустует, но за прошлую навигацию ее «навестили» около ­тридцати судов.

Оно и понятно: инспекторы ГИМС работают не ради галочки, задерживая всех без разбора. Нет, они действуют, порой вместе с представителями сил правопорядка и службами МЧС, таким образом, чтобы не допустить происшествий и обеспечить безопасность людей, говорит начальник центра. В том числе при проведении в городе массовых мероприятий, связанных с движением транспорта на воде, — вроде «Алых парусов» и Главного военно-морского парада.

Ежегодно петербургский Центр ГИМС ставит на учет около полутора тысяч маломерных судов (кстати, при перепродаже судно не снимают с учета, а регистрируют заново). Общее же их количество мало о чем говорит. Многие судовладельцы, встав в Петербурге на учет, чуть ли не всю навигацию находятся за пределами города. Рыбачат себе потихоньку на Ладоге или дальних от города реках Ленобласти — таких как Волхов и Свирь.

А есть катера, владельцы которых занимаются «черным» извозом. То есть катают туристов или сдают им суда в аренду, не оформляя лицензию и увиливая от налогов. Общими усилиями такой теневой бизнес в городе выводят, так сказать, на чистую воду. Но это уже отдельная тема…

Так или иначе северная Венеция манит охотников, мечтающих набить карманы, нелегально перевозя пассажиров. Особенно много их становится в последние годы с ростом внутреннего туризма. Зайдя на сайт тех, кто оказывает в городе подобные услуги, можно ознакомиться с ценником. Аренда небольшого, но вместительного катера «Ларсон» обойдется в 8 тыс. рублей в час. Прогулка на каютном катере «Тритон» стоит дороже. Арендовать катер «Регал» могут позволить себе еще меньше людей, а уж тем более прокатиться с опытным капитаном на парусной яхте-красавице. Вот некоторые их владельцы и предпочитают держаться в тени. Естественно, до поры до времени.

Боевик отменяется

Любители крутых виражей на воде тоже иной раз пытаются обойти закон, чтобы не платить транспортный налог за свой водный байк (в Петербурге зарегистрировано около 700 гидроциклов). Компетентные органы таких тоже выявляют и наказывают руб­лем. И хотя аквабайк стоит 2,5 – 3 млн рублей, а катера еще больше (даже бэушные), топливо регулярно дорожает, спада на этом рынке продаж не замечается. Столь велико желание промчаться с ветерком по водным просторам прекрасного города…

Хотя инспекция, о которой мы говорим, следит, чтобы никто не терял голову. Двадцать лет назад она перешла в подчинение МЧС России. Что с тех пор изменилось? Многое, уверяет собеседник: организация работ, уровень связи, служебный флот и прочее — по всем пунктам.

От простых моторных лодок «Казанка» перешли к современным катерам, способным развить скорость до 100 км/час. Петербургское отделение регионального Центра ГИМС держит свой флот на Крестовском острове, где расположена одна из спасательных станций. Старые катера, по мере выработки ресурсов, списывают, вместо них появляются более совершенные. В прошлом году служба Радько получила, например, три новых таких катера, обновляя свой патрульный флот.

Александр Викторович пришел в ГИМС довольно давно, больше пятнадцати лет назад, и не просто прижился, а полюбил эту непростую работу. Чем она его привлекает? Приятно, говорит, поддерживать порядок на воде и взаимодействовать с другими организациями, решая общие задачи. По его убеждению, занимаются этим люди особой закалки. Вода накладывают отпечаток на характер людей, не «размывая» его, а делая тверже. Как бывшему военному моряку, капитану 1‑го ранга в отставке, командовавшему атомной подлодкой «Акула», для него нет в этом никаких сомнений.

Когда нужно, он с удовольствием встает за штурвал служебного катера. Есть у него и своя лодка: посидеть со спиннингом где‑нибудь на Ладоге или в Финском заливе для него — милое дело. И таких людей, которые любят, по его выражению, «жизнь на воде», в ГИМС, по всему видно, немало.


photo_5222417947329425456_y.jpg

#судовладельцы #маломерные суда #аквабайкеры

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 126 (7702) от 11.07.2024 под заголовком «Вода ошибок не прощает».


Комментарии