Малый флот на чистую воду

Экскурсионные и прогулочные теплоходы, курсирующие по рекам и каналам Петербурга, это красиво, романтично. Но, к сожалению, недобросовестные судовладельцы, привыкшие сливать по ходу движения подсланевые нефтесодержащие воды, сильно вредят водным артериям. Примерно половина маломерных судов, катающих туристов, в прошлую навигацию сдавали замасленную воду на переработку. Более эффективную систему сбора отработанных технических жидкостей и надзора за этим процессом в Смольном разрабатывают, но быстрых перемен не обещают.

Малый флот на чистую воду | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

На днище любого судна есть настил (слань), под которым при обслуживании и промывке двигателя скапливается грязная вода. Сливать ее в реки запрещено, однако многие судовладельцы именно так и поступают, экономя дорогие в навигацию время и деньги.

По данным комитета по природопользованию, услуги в туристической сфере Петербурга сейчас оказывают 56 судоходных компаний, имеющие 270 зарегистрированных в Российском речном регистре бортов. Но обязательства соблюдать экологические предписания взяли на себя лишь те, которые входят в Ассоциацию владельцев пассажирских судов. Они заключили контракты с городской экологической службой «ПИЛАРН» и освобождаются от подсланевых вод законным путем.

Нефтесборщики предприятия стали принимать эти воды три года назад, но охватить все маломерные суда в пределах северной столицы пока не удалось. По информации компании, в число ее «клиентов» в прошлом году входили чуть больше половины прогулочных теплоходов и катеров - 168 единиц.

«В советские времена в городе действовала отлаженная система сбора и утилизации подсланевых вод, - говорит руководитель этого государственного унитарного предприятия Владимир Иванов. - Потом наступило безвременье, когда она оказалась, по существу, не нужна».

Чтобы помогать маломерным судам освобождаться от грязной технической жидкости, нужно особым образом оснастить судно-сборщик, обучить персонал, получить лицензию, выполнив массу нормативных требований. И при этом понимать, что такой бизнес не будет уж очень доходным.

Некоторые предприниматели брались за него и бросали. А городской профильный комитет оставался в полном неведении о том, как ведутся работы и ведутся ли вообще. Ведь обязать частников-сборщиков, как и судовладельцев, делиться информацией чиновники не вправе. Впрочем, рейды убеждали, что дела идут неважно.

Прошлогодние проверки, в которых участвовали специалисты Росприроднадзора по Северо-Западному округу, показали: правила сдачи хозяйственно-фекальных и технических вод нарушают и утлые речные суденышки, и пассажирские теплоходы: например, судно «Государь», принадлежащее «Смольнинскому пароходству». Реки и каналы в Петербурге чище, увы, не становятся...

«Девять судоходных организаций относятся к субъектам малого предпринимательства и фактически остаются вне правового поля, - поясняет Сергей Курышкин, заместитель председателя городского комитета по природопользованию. - Мы не можем проверять, соблюдают ли они нормативы, нас тут же одернут. Но и с более крупными компаниями сложно работать, не позволяет несовершенное законодательство».

Ситуация улучшилась, когда за дело взялся «ПИЛАРН», четверть века занимавшийся ликвидацией аварийных разливов нефтепродуктов. Организация, имеющая и опыт, и специализированный флот: три десятка плавсредств, включая несколько нефтесборщиков, которые стали регулярно в оговоренных местах на Неве, Фонтанке и Охте принимать от маломерных судов загрязненные воды, передавая их на переработку. За прошлую навигацию предприятию удалось собрать 573 тонны подсланевых вод (плюс 54 тонны нефтесодержащей смеси при устранении аварий). Годом раньше - 554 тонны.

Рекомендацию профильного комитета Смольного использовать камеры наблюдения, фиксирующие процесс сдачи технических вод, выполняет пока только это предприятие. Но, чтобы создать систему, которая отслеживала бы такие моменты и передавала данные в единый центр, требуются серьезные бюджетные средства. Ведь видеозапись без законодательных «подкреплений» юридической силы не имеет.

В Смольном рассчитывают пополнить флот «ПИЛАРНа», построив к 2019 году шесть новых судов, три из которых приступят к сбору всех экологически опасных вод на речном транспорте. Причем по другой схеме: они будут сами ходить по загруженным маршрутам, а не дожидаться, когда перевозчики найдут время к ним подойти.

Сколько средств потребуется выделить из городского бюджета, пока неизвестно, проект лишь обретает очертания. Но уже в этом году, по словам Сергея Курышкина, специалисты комитета по природопользованию разработают техзадание на проектирование таких судов (заказ планируется разместить на одной из петербургских верфей). А к навигации 2019 года идея воплотится в металле.

#экскурсии #маломерные суда #экология

Комментарии