Малый флот на чистую воду

Экскурсионные и прогулочные теплоходы, курсирующие по рекам и каналам Петербурга, это красиво, романтично. Но, к сожалению, недобросовестные судовладельцы, привыкшие сливать по ходу движения подсланевые нефтесодержащие воды, сильно вредят водным артериям. Примерно половина маломерных судов, катающих туристов, в прошлую навигацию сдавали замасленную воду на переработку. Более эффективную систему сбора отработанных технических жидкостей и надзора за этим процессом в Смольном разрабатывают, но быстрых перемен не обещают.

Малый флот на чистую воду | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

На днище любого судна есть настил (слань), под которым при обслуживании и промывке двигателя скапливается грязная вода. Сливать ее в реки запрещено, однако многие судовладельцы именно так и поступают, экономя дорогие в навигацию время и деньги.

По данным комитета по природопользованию, услуги в туристической сфере Петербурга сейчас оказывают 56 судоходных компаний, имеющие 270 зарегистрированных в Российском речном регистре бортов. Но обязательства соблюдать экологические предписания взяли на себя лишь те, которые входят в Ассоциацию владельцев пассажирских судов. Они заключили контракты с городской экологической службой «ПИЛАРН» и освобождаются от подсланевых вод законным путем.

Нефтесборщики предприятия стали принимать эти воды три года назад, но охватить все маломерные суда в пределах северной столицы пока не удалось. По информации компании, в число ее «клиентов» в прошлом году входили чуть больше половины прогулочных теплоходов и катеров - 168 единиц.

«В советские времена в городе действовала отлаженная система сбора и утилизации подсланевых вод, - говорит руководитель этого государственного унитарного предприятия Владимир Иванов. - Потом наступило безвременье, когда она оказалась, по существу, не нужна».

Чтобы помогать маломерным судам освобождаться от грязной технической жидкости, нужно особым образом оснастить судно-сборщик, обучить персонал, получить лицензию, выполнив массу нормативных требований. И при этом понимать, что такой бизнес не будет уж очень доходным.

Некоторые предприниматели брались за него и бросали. А городской профильный комитет оставался в полном неведении о том, как ведутся работы и ведутся ли вообще. Ведь обязать частников-сборщиков, как и судовладельцев, делиться информацией чиновники не вправе. Впрочем, рейды убеждали, что дела идут неважно.

Прошлогодние проверки, в которых участвовали специалисты Росприроднадзора по Северо-Западному округу, показали: правила сдачи хозяйственно-фекальных и технических вод нарушают и утлые речные суденышки, и пассажирские теплоходы: например, судно «Государь», принадлежащее «Смольнинскому пароходству». Реки и каналы в Петербурге чище, увы, не становятся...

«Девять судоходных организаций относятся к субъектам малого предпринимательства и фактически остаются вне правового поля, - поясняет Сергей Курышкин, заместитель председателя городского комитета по природопользованию. - Мы не можем проверять, соблюдают ли они нормативы, нас тут же одернут. Но и с более крупными компаниями сложно работать, не позволяет несовершенное законодательство».

Ситуация улучшилась, когда за дело взялся «ПИЛАРН», четверть века занимавшийся ликвидацией аварийных разливов нефтепродуктов. Организация, имеющая и опыт, и специализированный флот: три десятка плавсредств, включая несколько нефтесборщиков, которые стали регулярно в оговоренных местах на Неве, Фонтанке и Охте принимать от маломерных судов загрязненные воды, передавая их на переработку. За прошлую навигацию предприятию удалось собрать 573 тонны подсланевых вод (плюс 54 тонны нефтесодержащей смеси при устранении аварий). Годом раньше - 554 тонны.

Рекомендацию профильного комитета Смольного использовать камеры наблюдения, фиксирующие процесс сдачи технических вод, выполняет пока только это предприятие. Но, чтобы создать систему, которая отслеживала бы такие моменты и передавала данные в единый центр, требуются серьезные бюджетные средства. Ведь видеозапись без законодательных «подкреплений» юридической силы не имеет.

В Смольном рассчитывают пополнить флот «ПИЛАРНа», построив к 2019 году шесть новых судов, три из которых приступят к сбору всех экологически опасных вод на речном транспорте. Причем по другой схеме: они будут сами ходить по загруженным маршрутам, а не дожидаться, когда перевозчики найдут время к ним подойти.

Сколько средств потребуется выделить из городского бюджета, пока неизвестно, проект лишь обретает очертания. Но уже в этом году, по словам Сергея Курышкина, специалисты комитета по природопользованию разработают техзадание на проектирование таких судов (заказ планируется разместить на одной из петербургских верфей). А к навигации 2019 года идея воплотится в металле.

#экскурсии #маломерные суда #экология

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Сжигаем свои корабли. Медленная смерть петербургского яхт-клуба
30 Октября 2018

Сжигаем свои корабли. Медленная смерть петербургского яхт-клуба

Яхты к летнему сезону подготовили, спустили на воду, но от причала они так и не отошли. Ибо все они сегодня - вне закона.

Пьедестал «Медного всадника» таит немало загадок
18 Октября 2018

Пьедестал «Медного всадника» таит немало загадок

Мы узнали, из чего состоит Гром-камень.

На Васильевском острове строители наткнулись на «Магазинъ»
02 Октября 2018

На Васильевском острове строители наткнулись на «Магазинъ»

Судя по всему, в нем торговали сигарами.

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»
26 Сентября 2018

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»

При выпуске нового поколения сельхозтракторов учтены все запросы потребителей и тенденции мирового тракторостроения.

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные
24 Сентября 2018

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные

Дома на Петергофском шоссе стояли готовыми с 2013 года, но обживать их начали только сейчас. Правда, вода досталась не всем новоселам.

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец
11 Сентября 2018

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец

О его существовании не знала управляющая компания дома, а жильцы не знали, куда деваться от невыносимого запаха мусора.

Как живут создатели трамваев «Витязь» и «Богатырь» после переезда в Петербург
05 Сентября 2018

Как живут создатели трамваев «Витязь» и «Богатырь» после переезда в Петербург

После закрытия Петербургского трамвайно-механического завода в город переехал Тверской механический завод электротранспорта. О его успехах — в нашем материале.

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне
05 Сентября 2018

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне

В чем выгода пробивки двухпутного тоннеля в метро и почему щит стоит в разобранном состоянии – разбираемся в нашем материале.

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин
31 Июля 2018

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин

Плавучий ресторан в виде кита, пришвартованный напротив парка имени Бабушкина, может оставаться в Неве еще несколько лет. Это произошло несмотря на то, что речь идет об охранной зоне.

В бланках квартплаты нашлось покушение на мошенничество?
13 Июля 2018

В бланках квартплаты нашлось покушение на мошенничество?

Петербуржцы заплатили неведомые майские долги, которые были массово указаны в долговых счетах ВЦКП. Насколько это оказалось законно? Мы разобрались в вопросе.

Какой будет шестая линия метро в Петербурге
11 Июля 2018

Какой будет шестая линия метро в Петербурге

Метростроители начали монтаж щита для пробивки тоннеля Красносельско-Калининской линии. На всех новых шахтах окружной линии побывали корреспонденты «Санкт-Петербургских ведомостей».

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»
19 Июня 2018

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»

Продолжается строительство самого высокого здания в Северной столице. «СПб ведомости» рассказывают о процессе работы, сроках сдачи в эксплуатацию и о том, когда же «белые воротнички» начнут обживать б...