Малый флот на чистую воду

Экскурсионные и прогулочные теплоходы, курсирующие по рекам и каналам Петербурга, это красиво, романтично. Но, к сожалению, недобросовестные судовладельцы, привыкшие сливать по ходу движения подсланевые нефтесодержащие воды, сильно вредят водным артериям. Примерно половина маломерных судов, катающих туристов, в прошлую навигацию сдавали замасленную воду на переработку. Более эффективную систему сбора отработанных технических жидкостей и надзора за этим процессом в Смольном разрабатывают, но быстрых перемен не обещают.

Малый флот на чистую воду | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

На днище любого судна есть настил (слань), под которым при обслуживании и промывке двигателя скапливается грязная вода. Сливать ее в реки запрещено, однако многие судовладельцы именно так и поступают, экономя дорогие в навигацию время и деньги.

По данным комитета по природопользованию, услуги в туристической сфере Петербурга сейчас оказывают 56 судоходных компаний, имеющие 270 зарегистрированных в Российском речном регистре бортов. Но обязательства соблюдать экологические предписания взяли на себя лишь те, которые входят в Ассоциацию владельцев пассажирских судов. Они заключили контракты с городской экологической службой «ПИЛАРН» и освобождаются от подсланевых вод законным путем.

Нефтесборщики предприятия стали принимать эти воды три года назад, но охватить все маломерные суда в пределах северной столицы пока не удалось. По информации компании, в число ее «клиентов» в прошлом году входили чуть больше половины прогулочных теплоходов и катеров - 168 единиц.

«В советские времена в городе действовала отлаженная система сбора и утилизации подсланевых вод, - говорит руководитель этого государственного унитарного предприятия Владимир Иванов. - Потом наступило безвременье, когда она оказалась, по существу, не нужна».

Чтобы помогать маломерным судам освобождаться от грязной технической жидкости, нужно особым образом оснастить судно-сборщик, обучить персонал, получить лицензию, выполнив массу нормативных требований. И при этом понимать, что такой бизнес не будет уж очень доходным.

Некоторые предприниматели брались за него и бросали. А городской профильный комитет оставался в полном неведении о том, как ведутся работы и ведутся ли вообще. Ведь обязать частников-сборщиков, как и судовладельцев, делиться информацией чиновники не вправе. Впрочем, рейды убеждали, что дела идут неважно.

Прошлогодние проверки, в которых участвовали специалисты Росприроднадзора по Северо-Западному округу, показали: правила сдачи хозяйственно-фекальных и технических вод нарушают и утлые речные суденышки, и пассажирские теплоходы: например, судно «Государь», принадлежащее «Смольнинскому пароходству». Реки и каналы в Петербурге чище, увы, не становятся...

«Девять судоходных организаций относятся к субъектам малого предпринимательства и фактически остаются вне правового поля, - поясняет Сергей Курышкин, заместитель председателя городского комитета по природопользованию. - Мы не можем проверять, соблюдают ли они нормативы, нас тут же одернут. Но и с более крупными компаниями сложно работать, не позволяет несовершенное законодательство».

Ситуация улучшилась, когда за дело взялся «ПИЛАРН», четверть века занимавшийся ликвидацией аварийных разливов нефтепродуктов. Организация, имеющая и опыт, и специализированный флот: три десятка плавсредств, включая несколько нефтесборщиков, которые стали регулярно в оговоренных местах на Неве, Фонтанке и Охте принимать от маломерных судов загрязненные воды, передавая их на переработку. За прошлую навигацию предприятию удалось собрать 573 тонны подсланевых вод (плюс 54 тонны нефтесодержащей смеси при устранении аварий). Годом раньше - 554 тонны.

Рекомендацию профильного комитета Смольного использовать камеры наблюдения, фиксирующие процесс сдачи технических вод, выполняет пока только это предприятие. Но, чтобы создать систему, которая отслеживала бы такие моменты и передавала данные в единый центр, требуются серьезные бюджетные средства. Ведь видеозапись без законодательных «подкреплений» юридической силы не имеет.

В Смольном рассчитывают пополнить флот «ПИЛАРНа», построив к 2019 году шесть новых судов, три из которых приступят к сбору всех экологически опасных вод на речном транспорте. Причем по другой схеме: они будут сами ходить по загруженным маршрутам, а не дожидаться, когда перевозчики найдут время к ним подойти.

Сколько средств потребуется выделить из городского бюджета, пока неизвестно, проект лишь обретает очертания. Но уже в этом году, по словам Сергея Курышкина, специалисты комитета по природопользованию разработают техзадание на проектирование таких судов (заказ планируется разместить на одной из петербургских верфей). А к навигации 2019 года идея воплотится в металле.

#экскурсии #маломерные суда #экология

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»
26 Сентября 2018

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»

При выпуске нового поколения сельхозтракторов учтены все запросы потребителей и тенденции мирового тракторостроения.

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные
24 Сентября 2018

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные

Дома на Петергофском шоссе стояли готовыми с 2013 года, но обживать их начали только сейчас. Правда, вода досталась не всем новоселам.

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец
11 Сентября 2018

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец

О его существовании не знала управляющая компания дома, а жильцы не знали, куда деваться от невыносимого запаха мусора.

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне
05 Сентября 2018

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне

В чем выгода пробивки двухпутного тоннеля в метро и почему щит стоит в разобранном состоянии – разбираемся в нашем материале.

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин
31 Июля 2018

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин

Плавучий ресторан в виде кита, пришвартованный напротив парка имени Бабушкина, может оставаться в Неве еще несколько лет. Это произошло несмотря на то, что речь идет об охранной зоне.

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»
19 Июня 2018

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»

Продолжается строительство самого высокого здания в Северной столице. «СПб ведомости» рассказывают о процессе работы, сроках сдачи в эксплуатацию и о том, когда же «белые воротнички» начнут обживать б...

«Ресторану-киту» нигде не рады
05 Июня 2018

«Ресторану-киту» нигде не рады

У стенки Невы напротив парка имени Бабушкина причалил огромный дебаркадер, по форме напоминающий кита или самолет с отвалившимися крыльями. Это плавучий ресторан, которому много лет не могли найти мес...

Патриарший покой курируют свыше
12 Октября 2017

Патриарший покой курируют свыше

Церковный объект в Пушкине украсят апартаментами

На арену вышли дворники
04 Июля 2017

На арену вышли дворники

Две сотни рабочих приняли участие в уборке территории после финального матча Кубка конфедераций-2017 и церемонии закрытия турнира.

Парк победы капитала
17 Апреля 2017

Парк победы капитала

В Черную книгу Всемирного клуба петербуржцев включен Приморский парк Победы, в Красную книгу - «судебный» квартал и фабрика «Красное знамя». Таковы главные итоги пятничного заседания клубного «кругло...

Город прирос Буграми
04 Февраля 2016

Город прирос Буграми

Строительство нового подъезда к Буграм, по всей видимости, откладывается как минимум на три года. Мы уже рассказывали, как на бывших совхозных полях возле этого поселка начинают возводить дома-«мураве...

Выемка под Смоленкой
11 Декабря 2015

Выемка под Смоленкой

Западный скоростной диаметр готовится нырнуть под Смоленку. Углубленная автотрасса ЗСД окаймляет всю западную оконечность Васильевского острова. А для устья реки уже проложили новое русло.