Малый флот на чистую воду

Экскурсионные и прогулочные теплоходы, курсирующие по рекам и каналам Петербурга, это красиво, романтично. Но, к сожалению, недобросовестные судовладельцы, привыкшие сливать по ходу движения подсланевые нефтесодержащие воды, сильно вредят водным артериям. Примерно половина маломерных судов, катающих туристов, в прошлую навигацию сдавали замасленную воду на переработку. Более эффективную систему сбора отработанных технических жидкостей и надзора за этим процессом в Смольном разрабатывают, но быстрых перемен не обещают.

Малый флот на чистую воду | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

На днище любого судна есть настил (слань), под которым при обслуживании и промывке двигателя скапливается грязная вода. Сливать ее в реки запрещено, однако многие судовладельцы именно так и поступают, экономя дорогие в навигацию время и деньги.

По данным комитета по природопользованию, услуги в туристической сфере Петербурга сейчас оказывают 56 судоходных компаний, имеющие 270 зарегистрированных в Российском речном регистре бортов. Но обязательства соблюдать экологические предписания взяли на себя лишь те, которые входят в Ассоциацию владельцев пассажирских судов. Они заключили контракты с городской экологической службой «ПИЛАРН» и освобождаются от подсланевых вод законным путем.

Нефтесборщики предприятия стали принимать эти воды три года назад, но охватить все маломерные суда в пределах северной столицы пока не удалось. По информации компании, в число ее «клиентов» в прошлом году входили чуть больше половины прогулочных теплоходов и катеров - 168 единиц.

«В советские времена в городе действовала отлаженная система сбора и утилизации подсланевых вод, - говорит руководитель этого государственного унитарного предприятия Владимир Иванов. - Потом наступило безвременье, когда она оказалась, по существу, не нужна».

Чтобы помогать маломерным судам освобождаться от грязной технической жидкости, нужно особым образом оснастить судно-сборщик, обучить персонал, получить лицензию, выполнив массу нормативных требований. И при этом понимать, что такой бизнес не будет уж очень доходным.

Некоторые предприниматели брались за него и бросали. А городской профильный комитет оставался в полном неведении о том, как ведутся работы и ведутся ли вообще. Ведь обязать частников-сборщиков, как и судовладельцев, делиться информацией чиновники не вправе. Впрочем, рейды убеждали, что дела идут неважно.

Прошлогодние проверки, в которых участвовали специалисты Росприроднадзора по Северо-Западному округу, показали: правила сдачи хозяйственно-фекальных и технических вод нарушают и утлые речные суденышки, и пассажирские теплоходы: например, судно «Государь», принадлежащее «Смольнинскому пароходству». Реки и каналы в Петербурге чище, увы, не становятся...

«Девять судоходных организаций относятся к субъектам малого предпринимательства и фактически остаются вне правового поля, - поясняет Сергей Курышкин, заместитель председателя городского комитета по природопользованию. - Мы не можем проверять, соблюдают ли они нормативы, нас тут же одернут. Но и с более крупными компаниями сложно работать, не позволяет несовершенное законодательство».

Ситуация улучшилась, когда за дело взялся «ПИЛАРН», четверть века занимавшийся ликвидацией аварийных разливов нефтепродуктов. Организация, имеющая и опыт, и специализированный флот: три десятка плавсредств, включая несколько нефтесборщиков, которые стали регулярно в оговоренных местах на Неве, Фонтанке и Охте принимать от маломерных судов загрязненные воды, передавая их на переработку. За прошлую навигацию предприятию удалось собрать 573 тонны подсланевых вод (плюс 54 тонны нефтесодержащей смеси при устранении аварий). Годом раньше - 554 тонны.

Рекомендацию профильного комитета Смольного использовать камеры наблюдения, фиксирующие процесс сдачи технических вод, выполняет пока только это предприятие. Но, чтобы создать систему, которая отслеживала бы такие моменты и передавала данные в единый центр, требуются серьезные бюджетные средства. Ведь видеозапись без законодательных «подкреплений» юридической силы не имеет.

В Смольном рассчитывают пополнить флот «ПИЛАРНа», построив к 2019 году шесть новых судов, три из которых приступят к сбору всех экологически опасных вод на речном транспорте. Причем по другой схеме: они будут сами ходить по загруженным маршрутам, а не дожидаться, когда перевозчики найдут время к ним подойти.

Сколько средств потребуется выделить из городского бюджета, пока неизвестно, проект лишь обретает очертания. Но уже в этом году, по словам Сергея Курышкина, специалисты комитета по природопользованию разработают техзадание на проектирование таких судов (заказ планируется разместить на одной из петербургских верфей). А к навигации 2019 года идея воплотится в металле.

#экскурсии #маломерные суда #экология

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.