Вакансии колесят по городу. Какие работники нужны Петербургу?

Самый высокий спрос в этой сфере традиционно характерен для низовых кадровых позиций — в Петербурге требуются прежде всего шоферы, кладовщики и сборщики заказов. Но есть здесь вакансии и для многих других специалистов — вплоть до эффективных управленцев и профессионалов с опытом работы в сфере облачных IТ-решений.

Вакансии колесят по городу. Какие работники нужны Петербургу? | ФОТО Ben Moreland on Unsplash

ФОТО Ben Moreland on Unsplash

Масштабы спроса

По данным совместного анализа платформы для оптимизации логистики Loginet и сервиса онлайн-рекрутинга HeadHunter, с начала 2022 года российские работодатели разместили в этой отрасли более 400 тыс. вакансий, только за последний месяц их появилось свыше 70 тыс. При этом около 7 % от общего числа свободных рабочих мест приходится на Петербург, один из крупнейших российских логистических центров страны. По экспертным оценкам, спрос на персонал в сфере транспорта и логистики с начала 2022 года вырос примерно на 14 – 17 % и систематически показывает положительную динамику. По данным hh.ru, общий объем потребности отрасли в специалистах в настоящее время достигает в Петербурге 10 тыс. человек, из которых около 3 тыс. приходится на водителей разного профиля и квалификации.

Оценки Службы занятости Петербурга скромнее: в ее случае речь идет примерно о половине этого объема. Однако и в государственной структуре подчеркивают: водители и складские работники постоянно входят в число самых востребованных работодателями кадровых позиций, а обладатели водительских «корочек» с опытом работы никогда не испытывают проблем с трудоустройством. При этом в число наиболее активных нанимателей входят такие крупные транспортно-логистические компании, как «Почта России», Ozon, «Деловые линии», СДЭК, ИТЕКО и многие другие.

На кого охотятся рекрутеры

Безусловно, главный интерес у кад­ровиков отрасли к водителям. Какое предприятие отрасли ни возьми — везде они требуются позарез. Причем в последнее время потребность в шоферах только возросла и многие работодатели готовы принимать не только иногородних россиян, но и жителей зарубежья. «А что делать, если машины должны выходить на линию, а местных водителей давным-давно не хватает? — сокрушаются в кадровой службе автотранспортного предприятия, занятого пассажирскими перевозками. — Поэтому мы готовы брать на работу всех, кто отвечает профессиональным требованиям. И стараемся создать для них самые благоприятные условия труда — лишь бы человек работал с нужным нам качеством».

По экспертным оценкам, водители требуются любых категорий (в т. ч. водители-экспедиторы и водители-курьеры), но в особенном дефиците обладатели прав с открытыми категориями D (автобус) и E (прицеп). Первые в большом числе требуются петербургскому общественному транспорту — в городе работают сотни больших автобусов, которые нужно кому‑то водить. А вторые своего рода шоферская элита — дальнобойщики. «К водителям категории Е требования повышенные — к работе допускают только тех, кто имеет не менее чем годовой стаж вождения, — говорит представитель hh.ru Северо-Запад Мария Бузунова. — В вакансиях для них в 84 % случаев требуют определенного стажа по профессии, в 47 % — опыт до трех лет, а в 34 % — до шести лет». Вопреки расхожему мнению, водители-дальнобойщики нужны во многих отраслях. Так, только 18 % таких вакансий приходится на компании из сферы перевозок и логистики. Потребность в дальнобойщиках есть у компаний из сферы ретейла, сельского хозяйства, строительного сектора, металлургического комплекса и т. д. Платят им немало — средняя предлагаемая в России зарплата в вакансиях для дальнобойщиков составляет 90 тыс. рублей. Однако многие работодатели готовы предложить и существенно больше: как в Петербурге, так и в других российских регионах доход таких водителей запросто может составлять до 200 тыс.

Вместе с тем тот, кто видел стоянку дальнобойщиков в Шушарах (сотни машин неделями стоят там в ожидании попутного груза), понимает: хлеб это очень нелегкий. В особенно сложной ситуации находятся те, кто, как говорится, работает на себя, — самозанятые и индивидуальные предприниматели. «К сожалению, сейчас бывает так, что простаиваешь больше, чем находишься в рейсе, — признается дальнобойщик Игорь Сергеев. — Частному владельцу грузовика получить заказ гораздо сложнее, чем крупной компании. И порой задумываешься над тем, не стоит ли поставить машину на прикол и пересесть на грузовик поменьше, чтобы работать в городе. Пусть деньги будут и поменьше, зато каждый день в семье…». А вот у крупных перевозчиков заказы есть. К примеру, сейчас одна из компаний предлагает выполнять семь регулярных рейсов в неделю между Москвой и Петербургом, обещая платить 100 тыс. рублей.

И руки, и мозги

Однако говорить о том, что в отрасли востребованы только водители, нет смысла: в реальности на транспорте и в логистике сейчас нужны тысячи специалистов самых разных профессий. «В первую очередь это работники массовых профессий «низового» квалификационного уровня, — оценивает ситуацию независимый рекрутер Светлана Клейменова. — Помимо водителей это рабочие складов, экспедиторы, кладовщики и диспетчеры — все те, кто занят непосредственной обработкой грузов в дороге и в местах хранения».

В свою очередь Герман Раскин, основатель платформы Loginet, поясняет, что есть потребность и в специалистах с хорошим профильным образованием. В частности, в менеджерах по логистике, аналитиках по этой части, а также в специалистах по ВЭД, закупщиках и тех, кто занят таможенным оформлением грузов. «Особенно работодателям интересны специалисты по ВЭД, которые способны эффективно работать в сложившихся условиях, те, кто грамотно выстраивает непростые логистические цепочки, а также профи в сфере отраслевых IТ-решений. — говорит он. — Участники рынка осознали острую необходимость использования различных сервисов оптимизации логистики, что привело к повышенному спросу на IТ-специалистов».


#работа #спрос #вакансии

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 200 (7283) от 25.10.2022 под заголовком «Вакансии колесят по городу».


Комментарии