В утиль — за чужой счет. Как делают бизнес на хламе

Управляющие компании давно привыкли к тому, что граждане тащат на контейнерные площадки не только старые диваны, холодильники и шкафы, но и обломки всего того, что осталось от ремонта в квартире: от старых рам и линолеума до кусков кирпичей, штукатурки и треснувших унитазов. Несмотря на кажущуюся одинаковость такого хлама, он все же представляет собой разные виды отходов. Даже оплату их транспортировки и утилизации регулируют разные законы.

В утиль — за чужой счет. Как делают бизнес на хламе | Увидев во дворе кучу строительных отходов, следует справиться в управляющей компании: «что это такое?» и «кто виноват?»./Фото Валерия МАТЫЦИНА/ТАСС

Увидев во дворе кучу строительных отходов, следует справиться в управляющей компании: «что это такое?» и «кто виноват?»./Фото Валерия МАТЫЦИНА/ТАСС

Обломки мебели — крупногабаритный мусор. Внутри тарифа на вывоз твердых коммунальных отходов сокрыта небольшая денежка, которая обязывает управляющую компанию по мере его накопления заказывать отдельное пухто и транспортировку.

Старая сантехника, обломки бетонной стяжки и прочее в том же духе — это строительные отходы, от которых собственники, производящие ремонт, должны избавляться самостоятельно и сразу, не складируя их на контейнерной площадке. Причем нанимать для этой цели не абы кого, а только специализированные организации, у которых есть лицензия на работу с отходами IV и V классов опасности и которые повезут мусор на полигон, а не в ближайший лесок.

Тем не менее жилищные конторы мирятся с тем, что многие жильцы нарушают правила. Разумеется, если граждане не слишком наглеют, а выбрасывают в общую кучу всего пару мешков обломков да старую дверь: жилищникам дешевле и проще забросить все это в пухто вместе с прочим крупным мусором, чем искать виновных.

Но вот история, когда у управляющей компании, как говорится, не выдержали нервы. К контейнерной площадке у дома 46 по Боровой улице средь бела дня подъехала грузовая «Газель», и рабочие начали выгружать строительные отходы прямо в контейнер для бытового мусора. Выбор этих ребят, похоже, не был случаен: подворотня, ведущая во двор дома 46, единственная в квартале не закрыта металлическими воротами. Так что они заранее знали, куда следует заехать. Как отметили жители дома, похожие случаи уже бывали. И неоднократно.

Пока грузчики вытряхивали мусор из машины, заметившие ихдействия сотрудники Жилкомсервиса № 1 Фрунзенского района вызвали полицию… Интересна реакция сотрудников коммунальной конторы. Ругаясь с «газельными» хлопцами, они не говорили о том, что те пытаются утилизировать мусор за чужой счет (практически забираясь в карман к тем, кто за это платит). Нет. Главным упреком было то, что… «контейнер перегружен и его сложно дотолкать до мусоровоза».

Под надзором полицейских и жилищников привезенное было вновь заброшено в автомобиль. Полиция зафиксировала нарушение статьи 8.1 КоАП РФ («несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов»). Наказание — предупреждение или штраф: гражданам — 1 – 2 тысячи рублей, должностным лицам — 2 – 5 тысяч рублей, юридическим — 20 – 100 тысяч рублей. Грузчиков «Газели» наказали предупреждением. И отпустили. Ни управляющей компании, ни полиции по сю пору неизвестно, куда затем направилась машина с отходами.

Даже такое скромное наказание за нарушение жилищных норм (едва ли не пальцем погрозили) — уже хорошая реакция. Если бы сброс строительных отходов был нарушением городского законодательства, то полиция и вовсе не откликнулась бы на вызов управляющей компании. Она федеральная структура, а потому наказывает только за нарушения общероссийского административного законодательства. Да и то, если нарушителя поймали за руку. Если же нет, если строительный мусор появился на контейнерной площадке незаметно, то вести следствие по поводу его происхождения никто не будет.

Терпимость, с которой практически все — и граждане, и коммунальщики, и власти — относятся к такой вот «утилизации» строительного мусора, делает этот бизнес чрезвычайно прибыльным. Сейчас в Петербурге вывоз куба таких отходов малогабаритным транспортом стоит 500 – 600 руб­лей. Разумеется, вывозить один кубометр вряд ли кто‑то возьмется. А три-четыре-пять — пожалуйста. Куда поедет этот мусор? Быть может, на один из сортировочных комплексов, а потом — на полигон? Или на Боровую, 46? Или в ближайший перелесок? Или на частную территорию, прикупленную у государства специально для этой цели?..

Как пресечь эти маршруты «налево»? Технически закрыть от чужих контейнерную площадку во дворе проще всего, но мало кто из собственников и управляющих компаний делает это. Просто нет средств. По той же причине городу трудно выкупить назад территорию, на которой владелец организовал коммерческую помойку. Перелесок не закроешь.

И вот результат: строительные отходы сваливают по всему городу, несут в руках и везут на автомобилях. Есть свалки в Центральном и Адмиралтейском районах, в Василеостровском и Кировском… Не говоря уже о более отдаленных от центра.

Из последних «накоплений» — свалка строительных отходов вдоль Мурманского шоссе на границе с областью, огромная куча прямо в недрах жилого квартала на проспекте Художников, на Полюстровском у дома 73, по берегам Волковки, у гаражей в Сосновой Поляне… Из постоянных — свалки строительного мусора в Авиагородке на пересечении улиц Взлетной и Пилотов, в Красносельском районе между проспектом Народного Ополчения и Волхонским шоссе… Да много где. К примеру, уже несколько месяцев граждане сигнализируют о быстром росте мусорных терриконов вдоль Песочинского шоссе… Сначала здесь сбрасывали шины, потом мешки с обломками цемента, а теперь уже все подряд.

В каждой районной администрации есть специалисты по несанкционированным свалкам, которые ведут им счет и формируют планы ликвидации. Но вот, к примеру, по поводу Песочинского шоссе администрация Выборгского района только руками развела: говорит, что планы на 2022 – 2023 годы уже сформированы. В нынешнем году, к примеру, деньги есть на ликвидацию только 27 свалок. А может, и на них не хватит.

Такова уж система работы в Петербурге: составить реестр, попросить в бюджете денежку (сначала на обследование, а потом на ликвидацию мусорных завалов), затем объявить тендер, подписать контракт с победителем… И отчитаться о результатах.

Логично было бы предположить, что следом за этими действиями или даже параллельно с ними администрация будет взыскивать потраченные средства с тех, кто организовал свалку. Хотя бы с тех, кого доподлинно можно определить. Однако это логичное действие не входит в планы. А входит лишь расходование средств городского бюджета. Этот «метод» работы с несанкционированными свалками — дополнительный довод в пользу дикого мусорного бизнеса: бесплатная и даже теоретически ненаказуемая «утилизация».

Неплохой пример: одна из строчек в плане ликвидации помоек все той же Выборгской районной администрации в 2022 году — куча мусора за остановкой на улице Шишкина в Парголове, со стороны садоводства «Климовец». Кажется, ситуация прозрачная и располагает к тому, чтобы крупно поговорить с правлением садоводства и с самими садоводами…

Вообще, наверное, нелишним будет как можно чаще говорить с населением города и пригородов о необходимости уважать себя и свой город, не устраивать повсеместных помоек. И не придумывать оправданий своему свинству. Не повторять, что во всем виноваты злонамеренные чиновники, которые не оборудовали контейнерные площадки «где мне удобно», и потому вынудили граждан оставлять свои пакетики/мешочки/шины, где попало.

Четыре года назад государство предписало всем регионам ­создать централизованную местную структуру, которая занялась бы организацией всей цепочки работы с мусором. Ее назвали единым оператором и наделили всеми полномочиями: от накопления мусора до размещения ­«хвостов» на полигонах. Тогда же речь шла о том, что новые структуры создаются, в частности, и для того, чтобы вокруг городов не росли дикие свалки. И вот структуры созданы. В Петербурге даже припозднились: Невский экологический оператор приступил к работе два с половиной месяца назад. И выяснилось, что в число его задач… не входят ни вывоз мусора, оставшегося ­после ремонта квартир, ни надзор за процессом.


#мусор #отходы #деньги

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 54 (7137) от 28.03.2022 под заголовком «Бизнес на хламе».


Комментарии