Убийство... по «божьему промыслу»?

Религия и преступность – казалось бы, какая между ними связь? Принято считать, что в церкви плохому не научат, только: «не убий, не укради, не пожелай жены ближнего своего». Однако с именем Бога на устах совершалось и совершается множество преступлений. Переполнен сценами массовых убийств Ветхий Завет. Реки крови пролили крестоносцы. Инквизиция сжигала еретиков на кострах и заливала им в глотки расплавленный свинец. Во имя Аллаха идут на смерть и губят тысячи людей мусульманские фанатики-экстремисты. Выходит, не все так однозначно? Между тем религия - фактор колоссальной мобилизующей силы. Проигнорировать его влияние на общественную жизнь сегодня невозможно, и потому общество должно выработать четкие критерии оценки того или иного Религиозного явления. Поразмышлять на эту тему наш корреспондент Михаил РУТМАН предложил известному петербургскому криминологу, профессору Санкт-Петербургского университета МВД, доктору юридических наук Геннадию КАСТОРСКОМУ. Проблемой соотношения религии и преступности он занимается уже не один год. Защитил на эту тему докторскую диссертацию, написал несколько монографий.

Убийство...  по «божьему промыслу»? | Фото: Pixabay / PublicDomainPictures

Фото: Pixabay / PublicDomainPictures

– Полагаю, Геннадий Львович, что вы не будете спорить: в нашей стране в последние годы внимание религии уделяется серьезное. Передаются верующим ранее отобранные храмы, праздничные религиозные службы транслируются по телевидению, и даже сам президент стоит в церкви со свечкой. Обсуждается вопрос о введении уроков православия в школах. Предполагается, видимо, что религия будет способствовать мобилизации духовных сил общества. Но результатов пока не видно: преступность растет, в среде молодежи религиозного благодушия особенно не просматривается, более того – нарастают озлобленность и агрессивность...

– Мировая система правовых норм развивалась в значительной степени на основе догматов Ветхого Завета, который признают иудеи, мусульмане и христиане. Развитие международного права связано с расширением прав и свобод человека. В последние годы Россия идет в русле этих процессов. Одна из важнейших свобод _ свобода совести, выбора своего отношения к религии и отнесения себя к той или иной религиозной конфессии.

Положительный ли это процесс по отношению к общественной нравственности? Безусловно. Но, к сожалению, у этого процесса есть негативная сторона.

Определенная часть людей подпадает под влияние экстремистских псевдорелигиозных течений. Это, несомненно, один из факторов, способствующих росту преступности. Но начиная с какого-то момента она пойдет на спад. Общество выработает новые, более гуманные и эффективные механизмы борьбы с ней, и религия ему в этом поможет. Идея милосердия, прошедшая испытание веками, рано или поздно победит. 

– Вы действительно убеждены, что религиозная идея обязательно содержит в себе милосердие? В Ветхом Завете, к примеру, безжалостно уничтожаются целые города вместе с беспомощными стариками и невинными младенцами только за то, что принадлежали к иной вере. А человек, рискнувший в «святую» субботу пойти в лес за хворостом для больной матери, был до смерти забит камнями. Можно ли предполагать, что такой уровень нетерпимости послужит посылом к нравственному совершенствованию общества?

– Во-первых, не следует воспринимать ветхозаветные предания как непосредственное руководство к действию. Их смысл – показать отношение Бога к тем, кто отказывается подчиняться его заповедям. Такие люди, как следует из Ветхого Завета, должны были быть уничтожены – но только лишь волею самого Бога. Для выполнения же ее он использовал своих посланцев. 

Во-вторых, как вам, конечно, известно, идеи Ветхого Завета с веками претерпели существенную эволюцию. Христианство, которое их развило и дополнило, проповедует любовь не только к ближнему, но и к врагу. Правда, православие и католицизм не рассматривают убийство врага на войне как преступление, ибо оно совершается для защиты веры и Отечества. Но протестантизм идет еще далее и отвергает любое насилие в принципе.

– А не помните, кто сказал: «И не мир я принес вам, но меч»?

– Помню. Иисус Христос. Но меч не для кары, а для отделения праведников от грешников на Страшном суде. Задача Бога – грешников спасти, а не лишить физической жизни. Я понимаю, куда вы клоните. К сожалению, подобной «выгодной» трактовкой Библии оправдывалось множество преступлений во все века. Но это не более чем лукавство.

Последняя книга Библии – «Откровение Иоанна Богослова» – была закончена в 98 году нашей эры. И там ясно сказано, что отныне божественные пророчества прекратились. То есть никто – ни крестоносцы, ни инквизиторы, ни гитлеровские солдаты, носившие на бляхах ремней надпись: «С нами Бог», – не могут считать себя непосредственными исполнителями воли Бога.

Сегодня особую опасность представляет фундаментализм _ главным образом исламский и протестантский. Крайние его проявления _ экстремизм и терроризм. Бороться с фундаменталистами необходимо прежде всего путем развенчания их идей как противоречащих тем вероучениям, от имени которых они якобы действуют.

– Как вы думаете, рядовые представители этих движений, те же «воины ислама», к примеру, действительно считают себя орудием высших сил или просто слепо подчиняются тем, кто их использует в своей борьбе за сферы влияния?

– Люди, относящие себя к той или иной религиозной конфессии, делятся на традиционно верующих и истинно верующих. Среди последних есть фанатики, которые якобы свято следуют предписаниям своего вероучения, но на самом деле сути его до конца не понимают.

А подталкивают их к преступлениям те, кто все нормы своего вероучения прекрасно знает, но искажает их сознательно. Эти люди искусно играют на чувствах малопросвещенных собратьев по вере – используют их корыстные интересы, желание войти в круг единомышленников, неприязнь к той или иной категории людей. Их заставляют действовать по принципу: «Враг моего врага – мой друг». И, даже не разделяя идеи лидеров или не понимая их до конца, люди идут за них на преступление и нередко отдают жизнь.

Один из ярких примеров опаснейшего искажения вполне мирного вероучения – ситуация с ваххабизмом. В общественном мнении это понятие прочно отождествилось с терроризмом. Между тем изначально ваххабиты имели цель благую – вернуться к первоистокам ислама, очистить его от позднейших наслоений. Существует целое ваххабистское государство – Саудовская Аравия. Несмотря на то, что отдельные его граждане поддерживают мировой терроризм, на уровне государственном там экстремизмом, что называется, и не пахнет. Гораздо больше его в тех странах, где проповедуют шиитское направление ислама – к примеру в Иране.

Но лозунги ваххабизма, в частности о джихаде, взяли на вооружение экстремистские группировки, ничего общего с истинным мусульманством не имеющие. Им надо как-то оправдывать свою преступную деятельность, и они нашли для этого самый простой и надежный путь. А истинный ваххабизм, между прочим, допускает джихад лишь с рядом существенных оговорок: только для защиты веры Аллаха, необходимости спасения от тирании и ни в коем случае не для агрессии, не для насильственного обращения людей в свою веру или решения межнациональных конфликтов...

– Интересно, а в какой степени, по вашему мнению, оправданы опасения в отношении множества нетрадиционных конфессий, появившихся в последние годы в России?

– Прежде всего хочу заметить, что мне глубоко неприятна та позиция полной нетерпимости, которую проявляет по отношению к ним Русская Православная церковь. Вот уж поистине – ни себе, ни людям! «Затворяете Царство Небесное... – говорится в Евангелии от Матфея. – Сами не входите и хотящего войти не допускаете». Бороться с теми, кто имеет иные взгляды, да еще используя при этом свое господствующее положение в стране и близость к власти, – это самое настоящее средневековье.

Вместо того чтобы сеять в душах людей зерна добра и милосердия, РПЦ, прикрываясь религиозно-патриотической риторикой, на мой взгляд, фактически раскалывает общество. Возникает впечатление, что ее цель – не мир и согласие, а завоевание все большего места под солнцем. И уж, разумеется, эта борьба ничего общего не имеет с истинным христианством. «Несть эллина и несть иудея», – сказано в Библии...

– Что же, опасения наших иерархов абсолютно беспочвенны? Ведь не секрет, что ряд нетрадиционных конфессий принято даже называть деструктивными – то есть разрушающими...

– Разумеется, «зеленый свет» нужно включать не всем. Но запреты ни в коем случае не должны осуществляться по признаку инакомыслия. Единственно возмож ный критерий – соблюдение членами данной конфессии действующих в государстве законов. И уж, конечно, в отношении «иноверцев» непозволительны никакие резкие оскорбительные выпады, никакой экстремизм!

К сожалению, сегодня нередко к тоталитарным сектам причисляют организации позитивной направленности, а СМИ с готовностью распространяют непроверенные факты, отталкивая население от источников нравственного оздоровления и повышения духовности.

– А часты ли случаи, когда то или религиозное объединение не вписывается в рамки законов?

– Эти случаи нередки. Но их и не так много, как это нам порой представляют. Самый яркий пример – «Белое братство». Движение, объявившее себя христианским, по сути является антихристианским. Его лидер Мария Цви- гун присвоила себе имя Мария Дэви Христос. Мало того что она вопреки христианской идее объявила себя живым Богом, но она еще и оболванивает огромные массы людей, превращая их в послушное стадо, готовое идти едва ли не на любые преступления. В 1993 году, как известно, должно было состояться массовое самоубийство членов этой секты, но оно было предотвращено правоохранительными органами. К сожалению, отбыв срок тюремного заключения, Цвигун снова взялась за старое...

– Как вы думаете, что привлекает людей в подобных сектах?

– Чаще всего желание найти выход из сложных жизненных ситуаций, «идею жизни», которую общество предоставить не может. Определенная часть молодежи клюет на идею сексуальной свободы, которую проповедует, к примеру, псевдохристианская организация «Семья». Других привлекают обряд, ритуалы, атмосфера мистики, таинственности, которая свойственна, к примеру, различным оккультным вероучениям.

– Сатанистам, например?

– Это самый крайний случай. Здесь уже речь идет не о заблуждении, а о сознательном противопоставлении себя законам общества. Кто-то, конечно, идет туда из любопытства, ради развлечения. Но на первых же собраниях эти люди понимают, что их втягивают в откровенно преступную деятельность. И если они тут же не порывают с сатанистами, то, еще даже не совершив преступления, уже подпадают под статью Уголовного кодекса об участии в преступных формированиях.

Это вероучение требует, к примеру, распространять одурманивающие вещества, то есть наркотики. В ритуал входит осквернение храмов и могил. Предусмотрено также жертвоприношение животных, а потом и людей. Мало того – жертва должна перед смертью помучаться. Таким образом, если дело касается людей, то речь идет об убийстве с особой жестокостью, за которое предусмотрена смертная казнь или пожизненное лишение свободы.

К сожалению, у нас в стране опасность этого явления явно недооценивается. Милиция начинает заниматься сатанистами только лишь после того, как они совершают конкретные преступления. Но даже и в этих случаях их религиозная подоплека часто игнорируется, все сводят к личным взаимоотношениям жертвы и преступника.

– Но ведь совершение преступлений на религиозной почве в действующем уголовном законодательстве предусмотрено!

– К сожалению, для применения этих норм правоохранительным органам не хватает компетентности. Им нужно наладить контакт со специалистами-религиоведами.

У меня хорошие деловые отношения с органами Министерства юстиции, но это моя личная инициатива. Начиная с 1998 года я предлагаю создать специальный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы. Этот совет предусмотрен специальным положением, утвержденным указом президента России, но до сих пор так и не создан.

А необходимость его совершенно очевидна. Прежде всего он позволил бы квалифицированно разрешать спорные вопросы, которые возникают при регистрации тех или иных религиозных объединений. Ведь ни у регистрирующих органов, ни у судов, куда обращаются обиженные отказом в регистрации, нет соответствующих знаний и опыта. В результате «путевку в жизнь» могут не получить совершенно лояльные по отношению к закону организации, и получить – откровенно опасные.

А уж о последующем контроле за деятельностью зарегистрированных организаций, который должны проводить органы юстиции, не приходится и говорить! Нет у них на это ни времени, ни сил. Так что подводные камни, которые мог скрывать в себе прошедший регистрацию устав религиозного объединения, либо несоответствие деятельности этого объединения своему уставу выявятся лишь тогда, когда произойдет какое-нибудь несчастье...

– Давайте подведем итог: чем может реально угрожать нашему обществу неконтролируемое распространение нетрадиционных религиозных конфессий?

– Самая главная опасность – воздействие на подрастающее поколение. Через несколько десятилетий, а может и лет, мы рискуем увидеть, что значительное число молодых людей находятся под влиянием экстремистских религиозных течений. Чтобы этого не случилось, необходимо предоставить возможность представителям традиционных прошедших проверку временем конфессий, и не только православию, открыто высказывать свои идеи, отвлекая людей от влияния религиозных шарлатанов.

– А разве у них таких возможностей нет? Или они недостаточны?

– Я бы сказал так: недостаточно равноправны. Один из главных критериев цивилизованности общества – уважение к чужому мировоззрению. Именно ему должны свято следовать представители любой религиозной конфессии независимо от ее возраста и количества сторонников.Только в этом случае они могут претендовать на то, чтобы стать нравственной опорой общества. В том числе и в борьбе с преступностью.

#свобода #преступление #опасность #молодежь #религия

Комментарии