Цимбалинский путепровод в Петербурге приговорили к сносу

КГИОП отказался признавать памятником дореволюционный Фарфоровский (он же Цимбалинский) путепровод. Это означает, что теперь его снесут, а взамен построят что-то современное и утилитарное.

Цимбалинский путепровод в Петербурге приговорили к сносу | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Путепровод был построен в 1910 году. Тогда он соединил Муравьевский переулок (ныне улица Цимбалина) с Фарфоровским постом, Николаевским поселком и дорогами в села Волково и Романово. Сейчас путепровод связывает улицу Цимбалина и улицу Белы Куна. Народ прозвал его Цимбалинским.

На самом деле путепровод состоит из двух мостов, разделенных насыпью. Западный пересекает главный железнодорожный путь на Москву. Устои облицованы колотым гранитом, рустованным под квадры с алмазной гранью, имеют венчающий карниз. Восточный мост нависает над товарными путями, он выполнен в виде четырех арочных ферм.

За время существования путепровод проходил ремонты. Так, в 1968 – 1970 годах было убрано первоначальное деревянное покрытие и положены железобетонные плиты для автомобильного покрытия, тогда же появились консольные пешеходные тротуары, было заменено историческое ограждение обоих мостов. Менее существенные ремонты были в начале 1980-х, 2003-м и 2011 годах.

На протяжении последних лет топ-менеджеры РЖД не раз заявляли о желании передать Фарфоровский путепровод городу, поскольку содержание автомобильных мостов не входит в компетенцию железнодорожного предприятия. Но сетовали: «К сожалению, на данный момент механизм передачи имущества с баланса железной дороги на баланс Петербурга, отвечающий всем нормам российского законодательства и интересам сторон, не найден». Город в лице комитета по развитию транспортной инфраструктуры отвечал более расплывчато: «правовая схема возможности передачи» путепроводов и мостов на баланс города «прорабатывается».

В прошлом году, кажется, эту схему нащупали. Александр Беглов тогда сообщил, что властям Петербурга удалось договориться с РЖД о реконструкции Фарфоровского путепровода. Стороны выделят по 50% общей стоимости работ. Оба старых двухполосных моста снесут, чтобы на их месте построить новый четырехполосный (или два четырехполосных, если решат сохранить насыпь). Работы должны начаться «в самое ближайшее время» и завершиться за три года, говорил Беглов.

Для многих, в том числе для купчинского краеведа Дениса Шаляпина, арочный облик Фарфоровского путепровода давно стал важной частью ландшафта. По итогам интернет-опроса, в котором приняли участие 800 человек, в необходимости воссоздания арок в случае реконструкции путепровода уверен 61% респондентов, еще 12% вообще убеждены, что путепровод надо сохранить и отремонтировать, а не сносить.

По просьбе горожан КГИОП рассмотрел вопрос о целесообразности включения Фарфоровского путепровода в список выявленных памятников. Экспертная группа при ведомстве сочла, что «в результате многочисленных реконструкций и ремонтов путепровод утратил множество первоначальных элементов: дорожное покрытие, ограждение, были частично переделаны сами металлические фермы». В то же время «конструктивные особенности путепровода не обладают уникальностью», хотя при этом сейчас памятниками считаются «два моста с аналогичными по своему устройству металлическими арочными клепаными фермами – Финляндский железнодорожный мост и Большеохтинский мост».

Путепровод, по мнению экспертов, не представляет особой ценности для города. «У объекта не выявлено особенностей, которые могли бы служить основаниями для включения его в реестр [выявленных памятников] и подлежащих обязательному сохранению», – говорится в их заключении.

Надо сказать, что признание путепровода памятником не свело бы на нет планы реконструкции. Вполне возможно было описать предмет охраны таким образом, чтобы можно было снести нынешнее сооружение и построить новое более широкое, но с арками. Второй вариант – нынешний путепровод можно было бы сделать пешеходным, а автомобильный путепровод навести южнее, заодно спрямились бы улицы Цимбалина и Белы Куна. Практика превращения автомобильных мостов в пешеходные при возведении новых переправ параллельно старым уже есть в других регионах. Например, так произошло в прошлом году с Казенным мостом через Дон в Лебедяни, а много раньше – с Каракумским мостом через реку Быструю Сосну в Ельце. Петербургские проектировщики могли бы учесть этот опыт и пожелания горожан.

Кстати, на балансе РЖД находятся и другие транспортные сооружения, которые компания хотела бы отдать городу. Три из них (помимо Фарфоровского) нуждаются в реконструкции или замене. Это металлический одноарочный Обуховский путепровод в створе улицы Грибакиных и 1-го Обуховского проезда, металлический балочный путепровод в конце Нефтяной дороги у станции Навалочной, а также железобетонный путепровод в створе улиц Жоры Антоненко и Связи в Мартышкине, в прошлом году признанный памятником. В технически исправном состоянии находятся путепровод через Варшавскую железную дорогу в створе Красносельского шоссе в Мокколове, а также два моста на Вокзальной улице в Петро-Славянке – через пруд возле переезда и через реку Славянку..

#КГИОП #путепровод #снос

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 119 (6717) от 13.07.2020 под заголовком «Прощайте, клепаные арки».


Комментарии