Только для двухколесных. Как отучить водителей парковаться на велодорожках?

Рейд, в который комитет по транспорту на днях позвал петербургских журналистов, и рейдом-то не назовешь: просто предложили вместе понаблюдать за одним участком Большой Зелениной улицы недалеко от метро, а точнее – за велодорожкой, тянущейся по одной из ее сторон.

Только для двухколесных. Как отучить водителей парковаться на велодорожках? | ФОТО Максима СТУЛОВА/ТАСС

ФОТО Максима СТУЛОВА/ТАСС

Скучать не пришлось: помимо велосипедистов и самокатчиков на дорожке регулярно возникали и разнообразные авто. Водители, не стесняясь, причаливали к бордюру под запрещающим остановку знаком, включали аварийку (как будто это что-то меняло и нарушение переставало быть нарушением), а дальше действовали в соответствии с собственными планами.

Одни чего-то ждали, сидя в машине, другие убегали по своим делам минут так на пять –  десять, третьи тащили из багажника ящики с товаром в ближайший магазинчик, четвертые ныряли в эту же дверь за мороженым и минералкой. И только некоторые, завидев впереди нацеленные на них объективы фото- и телекамер, предпочитали убраться подобру-поздорову с велополосы.

Итог: всего за десять минут наблюдения мы пусть и не профессионально, но все же зафиксировали на участке Большой Зелениной длиной всего 280 метров (от станции метро «Чкаловская» до пересечения с Малым пр. П. С.) не меньше десятка таких нарушителей. Двухколесные законные пользователи велополосы объезжали весело подмигивающие им препятствия по проезжей части, стараясь вклиниться в поток автомобилей и при этом не попасть под колеса. Одна дама на самокате после третьего объезда просто перебралась на узенький тротуар и дробно застучала колесами по плитке, распугивая прохожих...

–  Велополоса на Большой Зелениной занимает у нас первое место в городе по количеству нарушений требований знаков 3.27-3.30 «Остановка и стоянка запрещена», –  комментирует происходящее врио директора Центра управления парковками Петербурга Михаил Курдяев. –  Сегодня мы проводим акцию совместно с велоактивистами, поэтому сосредоточили внимание на остановке и парковке именно на велодорожках. Наша задача –  максимально защитить городскую велоинфраструктуру, сделать ее безопасной.

Основная сегодняшняя работа ЦУПа осталась за кадром: ведомственные автомобили с установленными на них «Парконами» с утра колесили по городу, фиксируя нарушения. За один день рейда семь машин парковочной инспекции засняли 751 нарушение правил парковки, в том числе более полусотни –  остановок и стоянок на велополосах.

Комитет по транспорту занялся администрированием штрафов за неправильную парковку недавно –  с 29 июня. Сейчас идут обучение экипажей, освоение маршрутов и в целом отладка процесса. Хотя ничего принципиально нового в нем нет: автомобили с «Парконами» в автоматическом режиме фиксируют остановку машин за запрещающим знаком, зафиксированные нарушения «подгружаются» в информационную систему МВД, также автоматически выписываются штрафы, после чего они приходят нарушителям в установленном порядке –  то есть в известном всем виде «писем счастья» и на «Госуслуги». Если человек штраф не оплатил, документ поступает к судебным приставам.

Всего с 29 июня по 14 июля в городе было зафиксировано 4821 нарушение правил парковки.

–  Сейчас у нас посменно работают до десяти экипажей, на полную мощность выйдем к концу июля –  началу августа, –  рассказывает Михаил Курдяев. –  Тогда будут работать все 24 машины. Некоторые по 12 часов, некоторые круглосуточно. И это будет не единовременная акция, а ежедневная работа. Хочу обратиться к петербургским водителям: не паркуйтесь на велодорожках, под знаками «Остановка и парковка запрещена» –  штраф 3 тысячи рублей в этом случае практически неизбежен.

В Смольном рассчитывают, что неизбежность наказания рублем очень скоро отучит водителей безобразничать.

–  И вообще парковок в Петербурге сегодня более чем достаточно, –  считает Курдяев. –  А с введением новых мест для платной парковки город еще разгрузится...

–  Мы давно и успешно сотрудничаем с Центром управления парковками, у нас сложился хороший диалог и с комитетом по транспорту в целом, –  рассказывает Герман Мойжес, исполнительный директор Северо-Западной ассоциации развития пешеходной и велосипедной инфраструктуры «Пошли-поехали». –  Ассоциация получает много жалоб от людей, передвигающихся на велосипедах, на то, что велополоса на Большой Зелениной часто бывает запаркована. Люди вынуждены объезжать препятствия по проезжей части в потоке, а это очень опасно. Скорость автомобилей здесь достаточно высокая. Наш город существует для всех, а значит, по улицам должны спокойно передвигаться и пешеходы, и маломобильные граждане, и общественный транспорт, и велосипеды с самокатами. И –  в том числе –  автомобили. А не наоборот –  сначала автомобили, а потом люди по остаточному принципу...

Cегодня Мойжес и другие активисты не только наблюдают за тем, как работает парковочная инспекция, но и раздают листовки-буклеты водителям, пойманным на нарушении. И хотя пока никого не эвакуировали, в листовке подробно расписаны вся ответственность за нарушение правил и последующие неприятности для нарушителя.

На встрече, которая прошла недавно в Городском центре управления парковками, велоактивисты говорили о том же –  о безопасности.

В начале июля на проспекте Энгельса случилась тяжелая авария со смертельным исходом. Погиб велосипедист, ехавший по проезжей части. Автомобиль несся на огромной скорости... Велоактивисты устроили в память о погибшем товарище флешмоб у Смольного –  легли на дорогу. Их также пригласили на встречу в ЦУП, чтобы собрать максимум идей, как сделать дороги для двухколесных безопаснее.

–  Я езжу на велосипеде с 2012 года и могу сказать, что ситуация очень изменилась, –  говорит участник флешмоба Даниил Гуревич. –  Количество велосипедистов увеличилось многократно. Даже зимой сейчас ездят в разы больше, чем было летом 2012-го. Прибавились курьеры, службы доставки...

По мнению Даниила, Петербург идеален для езды на велосипеде:

–  Он плоский, без горок, в последнее время почти нет ветра, и климат позволяет кататься практически круглый год. Ну если убирать город, конечно... Уборка должна быть приоритетной для пешеходов и велосипедистов –  как это делается в Хельсинки, Стокгольме, в других городах Северной Европы, в Канаде. Там сначала чистят от снега и льда тротуары, а потом уже проезжую часть. А у нас наоборот. Вот пешеходы зимой и падают, ломают руки-ноги...

Как сообщили в комитете по транспорту, сейчас идет работа по актуализации проекта концепции развития городской велоинфраструктуры. «В ее основе лежит анализ функциональной принадлежности велосипедных маршрутов, возможностей улично-дорожной сети, городской застройки, плотности велосипедных потоков и запросов активистов. В частности, в центральной части Петербурга планируется обустройство велосипедных полос в зоне платной парковки на улицах, где присутствует избыточная ширина проезжей части», –  пояснили в комтрансе.

Пока для велосипедистов доступны 36 маршрутов общей протяженностью 128,5 км. Правда, они разрозненны. Проектом концепции предполагается увеличить их протяженность к 2030 году до 300 км и связать существующий каркас в единую сеть. С вводом новых районов будут появляться другие маршруты –  они изначально закладываются в градостроительные нормы.

Нынче протяженность велосети увеличится еще на 11,5 км: велополоса свяжет Кудрово со станцией метро «Проспект Большевиков», появится велодорожка в Пушкине и небольшой отрезок в поселке Репино.


#неправильная парковка #транспорт #нарушения #велосипед

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 131 (6969) от 20.07.2021 под заголовком «Письмо с велодорожки».


Комментарии