На железном коне. Когда в Петербурге создадут условия для велосипедистов?

Очень часто за них, оседлавших двухколесных «лошадок» и таких незащищенно-хрупких на краю ревущего автомобильного потока, бывает по-настоящему страшно. И страх этот небезоснователен: за прошлый год в Петербурге в ДТП пострадали 352 велосипедиста, восемь погибли. Но еще чаще они вызывают глухое раздражение – когда эти «всадники» разгоняют смирный ручеек пешеходов на узком тротуаре в центре города, где и двоим-то едва можно разойтись. Причем отпрыгивать на проезжую часть или прижиматься к стене заставляют не только заливистые звонки детских великов, но и требования уступить дорогу от взрослых катающихся и даже «велопрофессионалов» с коробами за спиной – доставщиков, коих ныне в городе легион. Добавим сюда армию сегвееров и электросамокатчиков, и вывод – вот он, на поверхности: Петербург накрыло волной «альтернативно-мобильного» кризиса...

На железном коне. Когда в Петербурге создадут условия для велосипедистов? | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Одно независимое бюро транспортного планирования на основе исследования сделало вывод: при отсутствии велосипедной инфраструктуры 77,5% велосипедистов ездят по тротуару «из-за острого ощущения небезопасности». А значит, «классовая вражда» между велосипедистами, самокатчиками и пешеходами в дальнейшем будет лишь возрастать. Если только город не совершит настоящего прорыва в создании инфраструктуры для одно- и двухколесных участников движения.

Велосипеды по Ленинграду –  Петербургу ездили всегда, но вот первые настоящие велодорожки обустроили в городе в 2017-м, когда в перечне приоритетных программ был утвержден проект «Велосипедный Петербург», направленный на «формирование сбалансированной городской транспортной среды и удобного безавтомобильного передвижения по городу». За два следующих года сеть подросла, и интенсивность движения машин на мускульной тяге на дорогах в некоторых местах увеличилась на 32 –  44%.

В настоящее время велосипедистам доступны 36 веломаршрутов общей протяженностью 128,5 км. К ноябрю этого года за 51 млн рублей построят еще один пятикилометровый маршрут: ул. Коллонтай –  ул. Антонова-Овсеенко –  ул. Дыбенко –  пр. Большевиков, 33, –  ул. Тельмана –  Народная ул. –  ул. Дыбенко. Обещают также отремонтировать за 13 миллионов шестикилометровый участок обветшавшей велодорожки «Сестрорецк –  Зеленогорск».

Всего адресной инвестиционной программой в 2021 –  2023 годах запланировано обустройство 17 велосипедных маршрутов общей протяженностью 50 км и проектирование еще шести –  на 24,6 км.

Много это или мало?

В Смольном считают, вполне нормально с учетом новизны самой темы. Объединения активистов-велосипедистов –  катастрофически мало. А если сравнить нашу велосипедную инфраструктуру с имеющейся в североевропейских странах (где ее развитием, признаем, занялись лет 50 –  100 назад), то станет понятно: мы пока сделали только первый шаг в нужном направлении.

Например, в полумиллионном шведском Гетеборге 860 километров велодорожек. А в Копенгагене (около 800 тыс. жителей) –  12 тысяч км, в том числе восемь веломагистралей с 40 километрами «зеленых троп» для велосипедистов, куда доступ пешеходам строго запрещен. 27% всех поездок датчане совершают на велосипедах, а на работу –  с работы –  так и все 50%. У наших ближайших соседей в Хельсинки проложено около 1,2 тыс. км велосипедных дорожек, из которых 730 км заасфальтированы. Финны пользуются ими круглый год –  так что ссылки на не подходящий для велопоездок петербургский климат на фоне Суоми выглядят неубедительными. Кстати, финские пешеходы дисциплинированно придерживаются своей стороны расчерченного разметкой тротуара, не заступая на территорию двухколесного транспорта, что уж говорить об автомобилистах...

В Петербурге каркас для будущей опорной сети связанных между собой веломаршрутов только-только начал формироваться, и пока эта сеть состоит большей частью из дыр и разрывов. Но, несмотря на черепашьи темпы строительства велоинфраструктуры, в Смольном не теряют оптимизма.

По словам экс-руководителя Центра управления парковками, а теперь –  заместителя председателя комитета по транспорту Петербурга Дмитрия Ваньчкова, примерно треть автомобильных поездок и почти половина поездок на метро совершаются горожанами на расстояния до 10 км (доехать на велосипеде можно за 30 –  40 минут). «К тому же, по данным соцопросов, каждый третий петербуржец с той или иной периодичностью пользуется средствами индивидуальной мобильности, и до 45% автомобилистов готовы использовать велосипед для регулярных поездок при условии развития велоинфраструктуры, –  подчеркнул Ваньчков. –  В целом около 87% горожан поддерживают развитие велоинфраструктуры в Петербурге».

В КРТИ тоже уверены, что использовать велосипед в нашем городе можно практически круглогодично, а количество велосипедистов на улицах будет увеличиваться с ростом сети. В комитете сейчас разрабатывают концепцию ее развития, рассчитывая на велосипед как на самый подходящий транспорт для «первой и последней мили» (от дома или работы до метро или остановки). Об этом, в частности, говорил председатель КРТИ Андрей Левакин. Он связал эту проблему и с будущей транспортной реформой.

–  В Петербурге планируется новая модель транспортного обслуживания, которая призвана изменить существующую систему общественного транспорта, с тем чтобы стимулировать горожан пересаживаться с личного автотранспорта на общественный, –  сказал Левакин. –  Но мы понимаем, что не везде можно организовать маршруты общественного транспорта. В таких ситуациях будет актуально развивать вело- и самокат-шеринг, с тем чтобы использовать их для обеспечения «первой и последней мили».

Это же, по словам главы КРТИ, актуально и для исторического центра Петербурга, где средства индивидуальной мобильности –  оптимальный вариант для туристов.

Очевидно, что и грядущее радикальное расширение зоны платной парковки в центре Северной столицы создаст дополнительные возможности для оборудования велополос на широких улицах, пока заставленных автомобилями по обеим сторонам.

Единственная «велообновка» нынешнего года –  дорожка на улице Большевиков и ул. Дыбенко –  будет самой настоящей: с песчано-щебеночным основанием, асфальтированной, обособленной от проезжей части бортовым камнем, с разметкой и соответствующими дорожными знаками. Такие строятся небыстро, ведь каждый километр –  это несколько миллионов из городского бюджета. Куда дешевле обходится простая разметка со знаками, которую можно было бы нанести на широких тротуарах, коих немало в «спальниках», –  это бы добавило городской сети веломаршрутов недостающей ей сейчас прочности и связанности, говорят активисты велодвижения.

Кроме того, они указывают на другие слабые места велоинфраструктуры, ликвидировать которые не так сложно и дорого, как реконструировать дороги. Например, установить достаточное количество общедоступных парковок для двухколесного транспорта: пока такие есть на 16 перехватывающих и 15 городских автостоянках, а нужны возле всех станций метро и крупных транспортных узлов. Активисты также говорят о необходимости занижать высокие тротуарные поребрики, ограничивающие боковые проезды через городские велодорожки (их не перестает удивлять эта странная особенность многих наших путей для двухколесного транспорта).

Если посмотреть на веломобильность еще шире, взгляд упирается в неприспособленность для провоза велосипедов железнодорожного транспорта, в первую очередь –  электричек. Говорят, в ряде регионов велоактивистам удалось добиться появления пригородных поездов со специальными креплениями для провоза велосипедов (например, в Воронежской области –  там веломеста стали появляться в местных электричках после обращения неравнодушного велосипедиста в Роспотребнадзор). Более полугода «Петербургское велообщество» вело переписку с РЖД. Итог –  предварительное обещание обустроить их в электричках в 2021 году «при условии выделения необходимого финансирования». Сообщество запустило общероссийскую петицию, посвященную созданию условий для провоза велосипедов в пригородных электричках, поездах дальнего следования и на вокзалах (подписать петицию можно по ссылке).

К слову, в Нидерландах около половины пассажиров железных дорог приезжают на станцию на велосипеде. В Копенгагене сразу после введения бесплатного провоза велосипедов в пригородных электропоездах в 2010 году пассажиропотоки выросли на 20%.

В российской столице, кстати, тоже есть возможность бесплатно провозить велосипеды в поездах Московского центрального кольца и центрального диаметра, введены бесплатные билеты на провоз велосипедов (вне часов пик) и велосипедные проездные для пассажиров Центральной пригородной пассажирской компании. А еще в июне этого года под Яхромой началось строительство первого участка 1200-километровой велотрассы Москва –  Санкт-Петербург.

Долгосрочные планы наших городских властей почти столь же смелы: протяженность велодорожек в Северной столице к 2048 году может вырасти до 870 километров. Заметим, правда, для сравнения, на 10 км больше, чем сейчас в полумиллионном Гетеборге...


#велосипед #инфраструктура #город #спорт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 125 (6963) от 12.07.2021 под заголовком «Дорога железному коню».


Комментарии