В ДТП – с ветерком. Аварии с электросамокатами происходят все чаще

Электросамокаты, моноколеса, сегвеи и другие средства индивидуальной мобильности (СИМ) уже давно с ветерком гоняют по петербургским тротуарам, опасно маневрируя между людьми. Найти управу на такие средства передвижения достаточно сложно, ведь правовой статус этих СИМ до сих пор не урегулирован. Хотя количество аварий с их участием постоянно растет.

В ДТП – с ветерком. Аварии с электросамокатами происходят все чаще | Фото Романа ПИМЕНОВА/ТАСС

Фото Романа ПИМЕНОВА/ТАСС

Стоит эта техника по сравнению с автомобилем гроши. Прав на нее не нужно. Равно как и знаний Правил дорожного движения. Не надо тратиться на бензин. Заправиться можно от любой розетки. Потому и привлекает, особенно молодых людей.

И скорость все эти современные дорожные гаджеты развивают приличную. Некоторые мощные электросамокаты могут легко дать фору, скажем, старенькой «копейке». Чем, кстати, и пользуются многие лихачи, которые носятся по тротуарам наперегонки с автомобилями. При этом «наездники» электросамокатов напрочь забывают о том, что тем самым они рискуют не только своей жизнью.

Напомним, в последнее время в Северной столице произошло три резонансных ЧП. Так, 1 июня на аллее Парка культуры и отдыха под колеса электросамоката попал четырехлетний мальчик. Он получил серьезные травмы и в тяжелом состоянии госпитализирован.

Похожий случай произошел 2 июня в Московском районе. Молодой человек, управляя арендованным электросамокатом, тоже сбил четырехлетнего мальчика. Чуть позже неизвестный наехал на пятилетнюю девочку в Невском районе. Ребенок в тяжелом состоянии находится в больнице. И если в двух первых случаях виновники аварии установлены, то третьего самокатчика сейчас разыскивают.

Конечно, эти случаи настолько из ряда вон выходящие, что ими уже занимается Следственный комитет. Но наказать самокатчика, который наехал на пешехода с менее тяжелыми последствиями, по мнению экспертов, практически нереально. И вот почему: если самокат на скорости собьет человека, то произошедшее нельзя будет назвать ДТП. С точки зрения закона, владелец электросамоката, моноколеса, гироскутера – пешеход. Получается, что когда он на скорости 40 километров в час наезжает на другого пешехода, то это как бы столкновение одного человека с другим.

И вызывать на такое место ДТП полицию бессмысленно. Ведь у «двухколесного пешехода» нет ни прав, ни документов. Поэтому максимум, что могут сделать представители правопорядка, – это провести профилактическую беседу с потенциальным убийцей.

Еще два года назад Минтранс обещал разработать пакет поправок в ПДД с целью отнести пользователей электрических гаджетов в отдельную категорию участников дорожного движения. В ведомстве, в частности, предлагали определить места, где можно передвигаться на таких гаджетах, и прописать скоростной режим. Например, по задумке Минтранса, ребенок до семи лет мог бы кататься на самокате по тротуару. Подросток от 7 до 14 лет – двигаться по велосипедным дорожкам. А те, кому больше 14 лет, получили бы право даже выезжать на проезжую часть или двигаться по обочинам. Однако при этом скорость движения таких устройств в потоке пешеходов не должна превышать 20 км/час. А за ее превышение владельцев предлагали штрафовать (правда, осталось неясным, кто эту скорость будет замерять).

Но суть не в этом, а в том, что до сих пор никаких обновленных поправок в ПДД не появилось. Поэтому не стоит удивляться растущему количеству пострадавших от самокатчиков пешеходов.

Например, еще в декабре прошлого года Научный центр безопасности дорожного движения МВД России сообщал, что число аварий с участием электросамокатов, сегвеев, моноколес и других индивидуальных транспортных средств выросло на 166%. И это, как уверяют эксперты, не предел.

Хотя найти управу на владельцев такого транспорта можно. Уже не один год специалисты различных ведомств предлагают приравнять мощные электросамокаты к мопедам, тогда для езды на них необходимо будет получать права категории М, соблюдать Правила дорожного движения, ездить строго в шлеме и без пассажиров. И такая инициатива не лишена здравого смысла. Иногда лишь только «кнут» способен держать излишне ретивых водителей электросамокатов в разумных рамках. Но пока и это предложение повисло в воздухе.

Сейчас разрулить сложившуюся ситуацию пытаются власти различных регионов страны. В частности, в Петербурге планируют снизить скорость электросамокатов до 15 км/час. Еще власти хотят ввести аренду самокатов по паспорту. А в перспективе на электросамокатах могут появиться номера. Их предлагается сделать крупным шрифтом, чтобы надпись распознавали камеры видеонаблюдения и могли разглядеть свидетели аварии. Но это опять-таки лишь предложения на бумаге. И пока они не обрели законодательный статус, человек, несущийся на электросамокате со скоростью 25 км/час, по-прежнему будет считаться пешеходом с нулевой ответственностью за свои действия...

#ДТП #авария #электросамокат

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 100 (6938) от 04.06.2021 под заголовком «Ну что ты гонишь!».


Комментарии