Таможенники рассказали о грузопотоках между Россией и странами ЕС

Товарные потоки, пересекающие границы России, сегодня, понятно, меняются. Были периоды, когда в пунктах пропуска Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) по этой причине скапливались автомобили. Но усиление там дежурных смен позволило стабилизировать ситуацию, уверяют его представители, и очереди на границе заметно поубавились. Продукты питания и лекарственные средства вообще доставляются с ходу в приоритетном порядке, а российские перевозчики начали еще больше ощущать поддержку со стороны государства. Руководители СЗТУ рассказали об этом в свой профессиональный праздник — День таможенника, говоря о некоторых итогах непростого для них текущего года.

Таможенники рассказали о грузопотоках между Россией и странами ЕС | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Таможенники Северо-Запада рассуждают о грузопотоках между Россией, Норвегией и странами ЕС со знанием дела. Ведь они контролируют самый протяженный сухопутный участок этой границы (свыше 2 тыс. км), работая, пожалуй, в наиболее крупном подразделении Федеральной таможенной службы.

В состав СЗТУ входят сегодня десять региональных органов, включая два центра электронного декларирования, 71 таможенный пост и 45 пунктов пропуска, охватывающих все виды наземного и морского транспорта. Такие данные привел Сергей Сенько, первый заместитель начальника управления.

Много цифр он и его коллеги обнародовать, впрочем, не стали. Видимо, потому, что подводить итоги 2022‑го рановато, а показатели первого полугодия уже не столь актуальны. Но важнейшие темы на пресс-конференции таможенники затронули. Прежде всего — меры господдержки отечественных производителей и перевозчиков на фоне санкционных ограничений и запретов.

Это не одно-два решения, а целый комплекс правительственных мер, отметила Елена Баженова, начальник отдела таможенных платежей СЗТУ. Например, обнуление ставок таможенных пошлин и установление льготных тарифов на ввозимые в Россию товары приоритетного импорта. Среди них некоторые виды сырья (например, для фармацевтической и химической отраслей) и готовой продукции: лекарственные средства, ­медоборудование, реагенты для лабораторных исследований и т. д.

Такие преференции, касающиеся 370 кодов товарной номенклатуры, продлены для компаний, которые осуществляют эту работу, на полгода — до 31 марта 2023‑го. При этом таможенники скорректировали параметры оформленных ранее 4 тыс. деклараций и возвратили разницу (из‑за снижения ставок) участникам внешнеэкономической деятельности после их обращения или по собственной инициативе.

Государство также подставило плечо организациям, попавшим в список системообразующих. Имеются в виду отсрочка уплаты таможенных платежей и освобождение от пени при рассрочке. Правительство, кроме того, смягчило для них требования к оформлению сертификационных документов на ввозимую продукцию и правила определения ее происхождения.

Поддержку почувствовали, однако, не только эти компании. Вступило в силу постановление правительства РФ по поводу так называемой перецепки. По словам Сергея Сенько, до конца этого года грузы, доставляемые в Россию автотранспортом из некоторых государств, должны будут перегружаться на российские и белорусские фуры. Либо прямо в таможенных пунктах пропуска, либо в ближайших к ним складских помещениях.

Такая мера затрагивает пять региональных таможен СЗТУ, базирующихся в Мурманске, Карелии, Пскове и Кингисеппе. А процесс параллельного импорта, который у всех на слуху, охватывает все таможни на пути его следования. Это касается определенного круга зарубежных товаров, ввозимых в РФ без согласия производителя и правообладателя.

До ужесточения антироссийских санкций таможенники останавливали на границе такие товары, импортируемые одновременно с основным потоком, и требовали разрешения от официального дилера, пояснила Баженова. Теперь же они этого не делают, пропуская «параллельные» товары (одежда, обувь, бытовая техника, запчасти к автомашинам и др.) и останавливая контрафактные, то есть поддельные изделия.

Что же касается людей, пересекающих границу, то порог беспошлинного ввоза товаров вырос для них вдвое — до 1 тысячи евро (такой же потолок установлен для международных почтовых отправлений). И везти они могут, не оплачивая, не до 25 кг груза, как раньше, а максимум 31 кг. Сумма же наличной иностранной валюты или рублевых накоплений, вывозимых за пределы России без оформления таможенной декларации (в «американском» эквиваленте), по‑прежнему не должна превышать 10 тыс. долларов США.

Правда, желающих обмануть таможенников, нарушив эти требования, все еще хватает. В целом за девять месяцев 2022 года сотрудники СЗТУ зарегистрировали 739 фактов нарушений. После их рассмотрения они возбудили 333 уголовных дела (в каждом десятом случае налицо были признаки действия организованной преступной группы), по 40 из которых судебное обвинительное решение уже вынесено.

Об этом сообщил Павел Терентьев, первый заместитель начальника Северо-Западной оперативной таможни (правоохранительного блока СЗТУ). И добавил: за тот же период оформлено более 20 тыс. дел об административных правонарушениях.

Число их по сравнению с прошлым годом практически не выросло, но «структура» провинностей в целом меняется. Так, гражданин Молдавии попытался недавно вывезти из России в Латвию, не декларируя, партию женской одежды и CD-дисков, но на Псковском таможенном посту его остановили стражи порядка. Другой пример: мурманские таможенники выявили канал поступления в этот регион наркотиков из Испании (десять ­почтовых отправлений). А петербургские их коллеги остановили в аэропорту «Пулково» кубинца, который хотел тайком привезти из Гаваны в наш город пять коробок сигар на общую сумму 721 тыс. рублей.

Ощутимый натиск контрабандистов испытывает и Балтийская таможня. В январе — сентябре нынешнего года ее сотрудники возбудили 46 уголовных дел. Плюс 1,7 тыс. дел об административных правонарушениях, общая сумма штрафов по которым составила 87,5 млн рублей.

В основном это уклонение от уплаты таможенных платежей (на 1,6 млрд рублей), незаконные валютные операции (на 958 млн руб­лей), контрабанда стратегически важных товаров (11,7 млн рублей), табачной и алкогольной продукции.

Из незаконного оборота «балтийцы» изъяли за тот же период 85,1 кг наркотика, обнаружив недавно его крупную партию (40 кг) в морском контейнере среди безобидных бананов. А предотвращенный ущерб казне из‑за поставок продукции с незаконно используемым товарным знаком (одежда, обувь, водка, автомобильные колодки и др.) превысил на этой таможне 190 млн рублей.


#таможенники #грузоперевозки #товары

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 204 (7287) от 31.10.2022 под заголовком ««Зеленый» коридор».


Комментарии