«Мухобойка» для горбатки и другие новости продовольственного рынка

Муха-горбатка — насекомое мелкое и совсем не кусачее. В наших краях не водится, холодно ей тут. Зато навести шороху в международной торговле может запросто. И шорох тот кому‑то набатом послышится…

«Мухобойка» для горбатки и другие новости продовольственного рынка | Рисунок Михаила ЛАРИЧЕВА

Рисунок Михаила ЛАРИЧЕВА

Банан под надзором

Тот «набат» прозвучал, когда в начале февраля Россельхознадзор обнаружил паразита в бананах из Эквадора. А поскольку в России муха-горбатка зачислена в перечень карантинных объектов, надзорный орган ввел запрет на их ввоз в нашу страну.

Был в этой «запретительной» истории и вполне обоснованный намек на политическую подоплеку, но доминировал акцент на опасности насекомого. Сам Россельхознадзор поспешил просветить сограждан о вредоносности мухи-горбатки, рассказав, что она «обладает высокой плодовитостью, может заражать многие продукты при их транспортировке на борту самолетов, судов и иных транспортных средств». И, главное, «является переносчиком опасных для человека заболеваний».

Горбатка залетела к нам не впервые. При досмотре подкарантинной продукции ее часто обнаруживали в 2018 году, при этом отправителями были разные страны. А годом позже отличилась Турция — муху-горбатку находили в поступавших оттуда цитрусовых и в партиях гранатов. Теперь вот бананы…

На протяжении многих лет почти 90 % их импорта в Россию приходится на Эквадор. Хотя на мировом рынке эта страна ведущим производителем не является. Пальма мирового бананового первенства у Индии, но большую часть своих бананов она сама же и съедает.

Немаловажным фактором, определяющим лидирующую позицию Эквадора, называют более плотную структуру тамошних фруктов и возможность их длительного хранения. А для рынка России с его удален­ностью и большими территориями это имеет ключевое значение.

Кстати, в Эквадоре местный люд не очень‑то жалует те бананы, которые страна поставляет на мировой рынок. На экспорт идут десертные сорта, а эквадорцам нравятся платано — кулинарные сорта. В них больше крахмала и меньше сахара. Такие бананы жарят, варят, готовят на пару. А еще сушат и перерабатывают в муку.

Так или иначе, но на экспорте бананов в нашу страну Эквадор только в прошлом году заработал 680 миллионов долларов. Поэтому, согласившись с претензиями, он дал отступного — по всем фронтам… И вскоре Россельхознадзор оповестил: «Профильное ведомство Эквадора увеличило число фитосанитарных проверок. В рамках мер реагирования была построена карантинная зона для погрузки бананов с плантаций…». Наконец, эта страна открыла все возможные двери для российских контролеров, чтобы те могли убедиться в эффективности проведения «исправительных» мероприятий.

Все это, однако, не удержало крупных ретейлеров от поиска альтернативных каналов банановых поставок. Дело в том, что ситуацию в Эквадоре осложнили бунты местных преступных группировок. Новых поставщиков находят в Индии, Коста-Рике, Колумбии, Бразилии и других странах.

Но изменение существующих цепочек поставок чревато ростом цен, предупреждают эксперты. Так, например, импорт бананов из Индии осложняется долгой транспортировкой от мест выращивания до российских портов при относительно коротком сроке хранения традиционных для страны сортов.

По данным Росстата, средние потребительские цены на бананы в нашей стране с января прошлого года по январь нынешнего уже выросли на 46 % — до 155 рублей за килограмм.

Вода «по‑честному»

«Без малого 60 миллиардов рублей принесла в бюджет страны маркировка молочной продукции», — подсчитал оператор национальной системы «Честный знак» — Центр развития перспективных технологий. «При этом, — похвастались в центре, — было зафиксировано повышение качества соответствующей продукции — рост числа товаров с подлинными документами (декларациями или сертификатами соответствия) превысил 75 %».

Молочные товары стали «первопроходцами». Вскоре необходимость маркировать продукцию «Честным знаком» коснулась бутилированной питьевой воды, всякой — с газом, без газа, простой, минеральной… Поэтапный проект стартовал осенью 2022 года.

В прошлом году уже вся бутилированная вода, поступающая в розницу, а также в организации общепита, образовательные учреждения, детские сады и больницы, должна была иметь соответствующую марку. Весь нынешний год и начало следующего «водная» маркировка будет совершенствоваться.

У бутилированной воды история давняя. Еще в XVIII веке владельцы тогдашних курортов с целебными источниками обнаружили, что получать неплохой доход можно, отправляя воду жаждущим на дальние расстояния. Та водица продавалась в керамических баночках, фарфоровых сосудах. Столетие спустя в некоторых странах начали выпускать бутилированную питьевую воду — обычную, но прошедшую очистку. С развитием ПЭТ-тары и необходимости попить/поесть на ходу популярность питьевой воды в бутылках выросла.

Но не менее популярными становятся и бытовые фильтры для очистки воды. Наверное, когда‑нибудь они придут в каждый, без исключения, дом наших соотечественников. А пока есть растущий рынок бутилированной воды.

На объемы ее производства, конечно, влияет сезонность. Поздней осенью, зимой и ранней весной среднемесячное ее производство фиксируется на отметках 670 – 680 миллионов литров, в теплое/жаркое время года может возрастать до миллиарда литров. Из этого объема большая часть — 65 % — приходится на негазированную питьевую воду. Доля газированной минеральной воды — 18 %, газированной питьевой — 10 %, негазированной минеральной — 7 %.

Экономический эффект от маркировки воды в отличие от молочной продукции еще не подсчитан. Цена же ее в торговой рознице за год поднялась. Особенно это касается известных федеральных брендов, ценник которых «потяжелел» на 15 – 20 %. Но тут виновата не только маркировка, заложенная в конечную стоимость продукта, но и затраты на транспортировку товара. Местная бутилированная водица, реализуемая в своих регионах, выросла в цене незначительно.

В нынешнем году к обязательной маркировке подключают пиво, сидр, медовуху, пуаре в алюминиевых банках и другой таре, кроме стеклянных и пластиковых бутылок (напитки в стекле и пластике уже маркируются); соки, морсы, нектары на растительном сырье (все прочие безалкогольные напитки уже маркируются); икру осетровых и лососевых рыб.

Ценовой пируэт гречихи

Лидером по снижению цены на протяжении всего прошлого года и в начале нынешнего стала гречневая крупа. Впрочем, все крупы, кроме риса, демонстрировали ценовой спад. Гречка же бежала впереди всех. В торговой рознице Петербурга, например, ее годовой ценовой «минус» продемонстрировал уверенные 8 %. А в целом по стране и того больше — минус 22 %! Оптовые же цены за год снизились на 24,9 %, а за два года — на 44 %.

Два года подряд урожай гречихи, из которой, собственно, и производится гречневая крупа, был очень высоким, а объемы сборов — рекордными. Случилось перепроизводство, отчего цены и начали снижаться. Для покупателя-обывателя — приятность, для сельхозпроизводителя — убыток.

«Сие зерно для разных в домостроительстве потребностей весьма полезно и выгодно. Оно столь сильно размножается, что никакое хлебное зерно с ним сравниться не может…» — такое описание гречишного зерна можно найти в «Домострое», памятнике русской литературы XVI века.

Во времена оны «культурно» возделывать гречиху стали при мо­настырях Киевской и Владимирской Руси в основном греческие монахи. Они и определили название культуры. Позже великий знаток истории важнейших пищевых продуктов Вильям Похлебкин о гречихе сказал коротко и ясно: она «не просто пищевой продукт, а своего рода символ национального русского своеобразия, ибо в ней соединились те качества, которые всегда привлекали русский народ: простота в приготовлении, ясность в пропорциях и дешевизна».

Насчет дешевизны и поспорить можно… За последние два десятилетия «сие зерно» на нашем рынке такие ценовые пируэты выделывало, какие другим продуктам и не снились. В связи с чем и дефицит случался, и ажиотажный сброс, и гречишные картельные сговоры…

Вот скептики и рассуждают: «А не случится ли что‑то подобное в ближайшем будущем?.. Не закупить ли килограммчик-другой гречки впрок?». Ведь аграрии, оставшиеся внакладе от прошлогодних рекордов, уже поговаривают о сокращении площадей под этой культурой в наступающем сельскохозяйственном сезоне.

Эксперты же рынка советуют не нагнетать ситуацию. Говорят, что если площади и сократятся, то эффект снижения объемов сбора полностью проявит себя только к середине будущего года.

Вокруг тарелки

• Среднедушевое потребление молочной продукции в России в прошлом году выросло до 249 килограммов на человека. Это самый высокий показатель за последние тридцать лет. Повышение спроса отмечается на все виды молочки. При этом спрос на более дешевую продукцию — с растительными жирами — снижается.

• Годовое производство культивируемых грибов в России увеличилось на 13,3 % и достигло 146 тысяч тонн. За последние годы в целом по стране открыто 85 новых грибоводческих предприятий, где выращивают пре­имущественно шампиньоны и вешенки. В связи со снижением цен на шампиньоны и их высокой пищевой ценностью эти грибы могут стать одним из основных продуктов в корзине потребителей.

• Законопроект о создании в торговых сетях так называемой российской полки может быть рассмотрен Госдумой уже в весеннюю сессию. Минпромторг предлагает установить квоту для товаров на ней в размере до 50 %. Инициативу поддержали, в частности, Минфин, Минюст и другие министерства и ведомства. Против выступила только ФАС — новые правила могут подтолкнуть к росту цены на товары, считают в службе.

• Между тем Федеральная антимонопольная служба возбудила два десятка дел на продовольственном рынке. В основном они связаны с картельными сговорами между продавцами — то есть неформальными соглашениями участников одной рыночной отрасли продавать/покупать товары по определенной цене. Рассматриваются дела в отношении сельхозпроизводителей, оптовых организаций, торговых сетей.

• В России стремительно растут продажи безалкогольных вин — с начала года рост составил более 50 %. Причины — тренд на здоровый образ жизни и расширение предложения. Сдерживающими факторами для развития категории остаются достаточно высокие цены и вкус, который пока не всегда похож на традиционное вино.


#рынок #продовольствие #товары

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 53 (7629) от 25.03.2024 под заголовком ««Мухобойка» для горбатки».


Комментарии