Шпунт в пейзаже истории. Кто и как уродует невский берег в Усть-Ижоре

Значительный ущерб нанесен вырубкой сотен деревьев и забивкой шпунта охраняемому историческому ландшафту на берегу Невы в Усть-Ижоре, входящему в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Но положение еще можно спасти.

Шпунт в пейзаже истории. Кто и как уродует невский берег в Усть-Ижоре | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Если вместо попыток освоить около 1 млрд рублей, выделенных «на берегоукрепление и ремонт Шлиссельбургского шоссе», собрать квалифицированных экспертов и действительно заняться сохранением культурного наследия, как того требует закон.

Таков основной итог «круглого стола» по «усть-ижорской проблеме», который состоялся в петербургском отделении ВООПИиК.

В январе градозащитники получили ответ из природоохранной прокуратуры Петербурга по результатам проверки ООО «Возрождение» - подрядчика по береговым работам. Выяснилось, что рубка деревьев не была предусмотрена проектом и велась без разрешительной документации.

Предваряя разговор, жители Усть-Ижоры продемонстрировали видеоролик и фотографии, снятые недавно на месте событий. Первое, что бросается в глаза, - особняки, торчащие прямо на берегу Невы в нарушение всех законов. А дальше видны десять «пломб», как их назвал местный житель - участник «круглого стола». То есть полностью вырубленные участки земли, «отороченные» бетонным бордюром и имеющие большой уклон к воде. Ограждения нет. «Детей туда не пускайте», - настоятельно советуют людям местные власти.

Корни этой истории были спрятаны примерно 20 лет назад, когда между современным Петрозаводским шоссе и историческим Шлиссельбургским трактом (ныне - Шлиссельбургское шоссе, которое ведет к месту битвы Александра Невского со шведами в 1240 г. - объекту культурного наследия федерального значения), стали продавать земельные участки под индивидуальное жилищное строительство.

Намерения, как обычно, были самые благие. С одной стороны - Петрозаводское шоссе, ведущее в центр Петербурга. С другой - готовое место для отдыха: Шлиссельбургское шоссе без сквозного проезда, с историческим булыжным мощением XVIII века (известный петербургский археолог Петр Сорокин убежден, что другого такого у нас нет) и берег Невы, где возрастные деревья не только радовали глаз, но и держали землю, сохраняя ее от подмыва полноводной рекой.

Но, как считает местный активист Виктория Зверева, нагрузка, связанная с обеспечением ИЖС современными коммуникациями, оказалась слишком велика. И берег «поплыл».

В 2014 году был разработан проект капитального ремонта Шлиссельбургского шоссе, включавший укрепления береговой линии. Но финансирование было найдено только через три года. Градозащитники, на основании туманных ответов чиновников и подрядчика на недавней встрече в администрации Колпинского района предполагают, что проект не стали перерабатывать. А работы велись (сейчас они приостановлены), что называется, хозспособом.

Мария Тиника, координатор проекта «Деревья Петербурга», уверена, что укрепить берег можно было не за счет вырубки деревьев, а хорошо известными (и куда менее затратными) способами. Например, высадить кустарники и деревья, которые мощной корневой системой удержат берег от сползания. Тогда около шоссе можно в случае необходимости спокойно высаживать лиственные деревья, оберегая охраняемый исторический ландшафт.

Вместо этого были выбраны наиболее размытые участки. Подрядчик вырубил там все деревья, чтобы подогнать к воде технику и забить шпунт. Затем на высоту 1,7 метра была уложена земля, которую прикрыли газоном. Высота, на которую шпунт возвышается над водой, - примерно два метра.

В итоге вода, наскочив на мощную преграду, принялась с удвоенной силой подмывать соседние участки. Мало того, при сооружении «пломб» были допущены ошибки при создании ливневки. Зверева показала свои фотографии. Вода не стекает в Неву по предназначенным для нее трубам, а сочится между швами в шпунте. По словам активистки, газон быстро превращается в болото.

Если продолжать укрепление грунта в том же духе, все три километра невского берега в Усть-Ижоре станут не местом для отдыха у воды, а болотистыми плешами.

Берегоукрепление - только первый этап реконструкции самого Шлиссельбургского шоссе. Дальше запланирован ремонт дорожного покрытия с полной разборкой булыжного мощения. Жители не верят в обещания чиновников, что камни аккуратно соберут и вернут на прежние места. Тем более они наблюдали, как хаотично снимали «булыгу» на некоторых участках. Укладка булыжной мостовой - ручной труд, требующий много времени и реставрационных навыков. Между тем, по словам Сорокина, мощение на данном участке Шлиссельбургского шоссе хорошо сохранилось и требуется только локальная вычинка.

На вопрос «Санкт-Петербургских ведомостей» о том, что необходимо предпринять для спасения невского берега в Усть-Ижоре, участники «круглого стола» сформулировали «дорожную карту». Первое. Отказаться от ремонта Шлиссельбургского шоссе в том виде, как это делалось до сих пор. Если потребуется платить неустойки, значит, придется это сделать. Впрочем, этой историей заинтересовались депутаты Госдумы, которые, по информации активистов, намерены проинформировать о ней генпрокуратуру. Так что вопрос, кто кому должен, пока открытый.

Второе. Провести необходимые экспертизы и решить, что делать дальше. Тиника считает, что можно не только сохранить естественные участки берега, но и постепенно с помощью посадок укрепить грунт в тех местах, где его держит шпунт. Со временем можно будет его вынуть и вернуть ландшафту исторический вид.

#ландшафт #Усть-Ижора #благоустройство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 015 (6613) от 29.01.2020 под заголовком «Шпунт в пейзаже истории».


Комментарии