Нью-Васюки по-питерски. Как бизнес изуродовал Московский проспект

Десять лет назад, в марте 2009 года, Градостроительный совет Петербурга одобрил концепцию застройки территории площадью около 400 гектаров вдоль Московского проспекта между Обводным каналом и Благодатной улицей. Концепция получила название «Измайловская перспектива».

Нью-Васюки по-питерски. Как бизнес изуродовал Московский проспект | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

На старте «Перспектива» была грандиозным планом постройки на месте промзон и Варшавской ветки железной дороги суперсовременного высотного города в городе - почти 6 миллионов квадратных метров площадей, из которых жилье составляло 1 млн кв. метров, офисные и общественные здания - почти 4 млн кв. метров, остальное - социальная и инженерная инфраструктура.

Правда, уже тогда в здании Варшавского вокзала вместо музея, который напрашивался, работал банальный торгово-развлекательный комплекс (ТРК). Но тогда это казалось делом времени. Потом была долгая борьба градозащитников за сохранение Митрофаньевского кладбища, которое авторы «Перспективы» предлагали «на голубом глазу» превратить в радостный парк. Затем - борьба за спасение хотя бы части исторических кирпичных построек железной дороги, которая не обошлась без рукопашных столкновений.

Когда отстояли кладбище и часть «краснокирпичного стиля», появились студенческие проекты, предлагавшие альтернативу плотному «спальнику». Тогда же начались обсуждения вариантов развития «серого пояса» Петербурга, и первое, с чего начинали разговор урбанисты: нельзя допустить его застройку жильем. Рельсы, пакгаузы, атмосфера старого Петербурга давали возможность такого варианта развития территории «за Обводным каналом» с помощью создания образовательных и креативных пространств общегородского масштаба.

Об этих пространствах стали говорить одновременно с обсуждением будущего развития «серого пояса». Причем под ними договорились понимать не только и не столько места для приятного времяпровождения. Это должны быть центры для стартапов и других форм занятости.

Но свое слово сказал всемогущий и жадный строительный бизнес. Первое, что бросается в глаза, когда выходишь сегодня с Московского проспекта на набережную Обводного канала, «ничтожность» памятника архитектуры классицизма - здания Скотопригонного двора архитектора Иосифа Шарлеманя, построенного почти 200 лет назад. На фоне новых жилых 9 - 20-этажных зданий оно выглядит каким-то макетом...

Пока этот материал готовился к печати, был снесен бывший корпус «Петмола», стоявший на набережной Обводного канала и примыкавший к охраняемому зданию. Как нам сообщили в КГИОП, он был построен «в стилистике рядом стоящих зданий Скотопригонного двора», но в советское время, в 1949 году (поэтому не является историческим). Проектом строительства нового жилого комплекса предусмотрено воссоздание демонтируемых зданий с сохранением внешнего облика. В 2016 году КГИОП выдано заключение о соответствии данного проекта режимам зон охраны.

...Двигаемся дальше по набережной Обводного канала. Вид на одну высотку сменяет обзор на другую. На здании ТРК «Варшавский экспресс» под изображением российского герба помещены огромные снимки гламурных девушек. Провинциальность в худшем смысле этого слова. Впрочем, мечты о музее городского масштаба давно забыты. Да и зачем он был бы здесь, если не случилось ни хайтековской «Измайловской перспективы», ни современного креативного пространства. Здесь все нужно мерить по лекалам среднестатистических микрорайонов. Обеспеченность детсадами и магазинами выдержана? Выдержана. Уже хорошо. Метро - в двух шагах? Просто роскошно!

Если выйти на Варшавский мост через Обводный канал и посмотреть в сторону Московского проспекта, то разница вида набережных поражает. Слева, по нечетной стороне - Петербург. Хорошо видно, как советские архитекторы, что в 1930-е годы, что позднее, аккуратно встраивались в исторический контекст, поддерживая образ старой городской застройки. Разновысокой, но не высотной. Разностильной, но не кричащей.

Справа же от Варшавского моста, извините, Нью-Васюки. Новенькие коробки среди почерневших от времени, а еще больше от небрежения кирпичных промышленных зданий железной дороги. Их обещают привести в порядок. Но когда это будет и доживут ли они до такого счастья в подлинном, а не в воссозданном виде...

В чем состоят уроки нереализованной «Измайловской перспективы»? Не будем уходить слишком далеко оттуда. Уроки, наверное, в том, чтобы не застраивать жильем «Красный треугольник». Попытки сделать его креативным кластером предпринимаются последние несколько лет. Но серьезной поддержки этой идеи от городских властей не было заметно.

Еще важнее не превратить в «спальники» берега в устье Обводного канала. Понятно, что рано или поздно значительная часть тамошних промышленных территорий освободится. Живо представляю себе горящие глаза девелоперов. Разнообразные виды на воду - искушение намного сильнее, чем освоение задворок Варшавского вокзала.

Читайте также о том, что в Петербурге хотят увеличить максимально допустимую длину труб.

Новые книги издательского дома «Санкт-Петербургские ведомости» и флешки с записями интересных лекций проекта «Лекторий» можно приобрести в нашем интернет-магазине.


#градостроительство #Московский проспект #архитектура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 061 (6414) от 04.04.2019 под заголовком «Что за вид на коробку?».


Комментарии