«Ротация» архитектурных памятников в Петербурге продолжается

В нынешнем году КГИОП пополнил список объектов культурного наследия одним новым объектом и сократил на пять старых.

«Ротация» архитектурных памятников в Петербурге продолжается | ФОТО Дмитрия РАТНИКОВА

ФОТО Дмитрия РАТНИКОВА

Для начала небольшой ликбез. Существуют два разных типа статусов — постоянный и временный. В первом случае это объекты культурного наследия регионального и федерального значения, с охраны их не снимают давным-давно. И не потому, что нет желающих, — уж больно сложна эта процедура. Соответствующий вердикт выносит не город, а Министерство культуры РФ. Кажется, в последний раз снимали такой статус с памятника в далеком 2006 году и это был Стадион имени Кирова на Крестовском острове, где расчищали место под новую футбольную арену. Был еще необычный случай, когда в 2018‑м статус «переехал» с одного дома на другой. Тогда объектом культурного наследия с длинным названием «Институт Медицинский женский. Здесь преподавали Бехтерев В. В., Ланч Г. Ф., Орбели А. А., Павлов И. П. В 1917 г. состоялась Апрельская конференция РСДРП (б)» перестал быть дом на улице Льва Толстого, 6 – 8, лит. А. Зато взамен того же статуса и такого же длинного названия удостоилось соседнее здание под литерой Б.

Временный статус дается тем зданиям, где заподозрена определенная ценность и они считаются выявленными объектами культурного наследия. У органа охраны есть год на то, чтобы вынести дальнейшее решение: или оставить объект под охраной, переведя его в реестр объектов регионального значения, или снять с охраны. Как показывает практика, большинство выявленных переходят в разряд региональных. Есть еще памятники археологии, но это совсем другая категория: обычно статус дается лишь на время раскопок, а затем снимается, так что о таком наследии сегодня умолчим.

Но гораздо интереснее с теми выявленными памятниками, которые никуда не перешли. В феврале остался без охраны «Сквер при железнодорожной станции Удельная» — эта зеленая зона площадью 2,2 гектара расположена юго-западнее перрона между железной дорогой и Фермским шоссе. Ян Губин, проводивший историко-культурную экспертизу, поведал, что сквер был разбит в 1860‑х годах как «сад при Охотничьем доме удельного ведомства». Историческая планировка участка, отраженная на фиксационных планах 1880‑х годов, была полностью утрачена уже к 1930‑м годам, на участке бывшей сенокосной поляны появилась автозаправочная станция, на месте некогда ягодного огорода и питомника — автостоянка. Из старого в сквере, по словам Губина, сохранились несколько «ценных средневозрастных и молодых древесных насаждений», однако их, по мнению эксперта, недостаточно «для формирования историко-культурной ценности объекта».

Боровая улица, 59-61_Ратников.jpg
ФОТО Дмитрия РАТНИКОВА


В марте перечень памятников поредел сразу на три объекта. Один из них — дача Панфилова в Павловске на улице Красного Курсанта, 11, на территории парка «Мариенталь» (на снимке внизу). Это двухэтажное здание было построено в 1870‑х годах. В 1930‑х дом подвергся реконструкции. В советское время здесь располагался санаторий «Юный водник». В 2002 и 2009 годах дача горела, сейчас пребывает в разрушенном состоянии. Максим Филипович в экспертизе отметил, что «перейдя в руинированное состояние, объект утратил свои архитектурные, конструктивные и градостроительные характеристики». Из-за отсутствия сведений, которые бы позволили «произвести научно-обоснованное воссоздание объекта с применением реставрационных методик и подходов», включение дачи в список региональных памятников Филипович посчитал необоснованным.

Два других объекта — примыкающие друг к другу дома в Кронштадте на Владимирской улице. Дом 17/9 на углу с Красным переулком возведен во второй четверти XIX века. Дом 19 имеет более точную датировку — 1864 год. Экспертизу обоих объектов проводил Александр Кононов. Он не смог установить авторство проекта домов, назвав оба здания «объектами рядовой исторической застройки Кронштадта». От потенциального сноса они, как уточнил Кононов, защищаются законом о зонах охраны.

Наконец, пятым выявленным объектом, потерявшим соответствующий статус в первом полугодии 2023 года, стал дом Михайлова на Боровой улице, 59 – 61 (на снимке слева). Фактически он состоит из двух домов — лицевой флигель построен в 1912 году по проекту популярного в то время гражданского инженера Леонида Котова, дворовый появился годом позднее за авторством техника-архитектора Демьяна Фомичева. Экспертизу проводил уже упоминавшийся Ян Губин, дома «представляют собой пример рядовой, утилитарной застройки, типовой для архитектуры г. Санкт-Петербурга и широко представленной в застройке городских улиц». ­Отделку эксперт назвал «лапидарной и типовой» для города, кроме того, объекты «не обладают несомненной градостроительной ценностью». С выводами Губина КГИОП в мае согласился.

Павловск, дача Панферова_Ратников.jpg
ФОТО Дмитрия РАТНИКОВА


В перечень снятых с охраны можно занести и комплекс зданий завода «Треугольник» на набережной Обводного канала, 134 – 136 – 138. Формально распоряжение называется «О включении выявленного объекта культурного наследия [в реестр памятников регионального значения]». Некоторые здания комплекса были тем не менее лишены защиты. Маргарита Штиглиц, автор экспертизы, обосновала свою рекомендацию тем, что одни корпуса «относились к кондитерской фабрике Конради вместе с корпусами дачи Строгановых и не составляют единый ансамбль и при этом не имеют самостоятельной историко-культурной ценности», кроме того, они «в значительной степени перестроены». Другие же корпуса «пришли за период эксплуатации в руинированое состояние, физически утрачены конструктивные элементы зданий, элементы архитектурно-художественного оформления фасадов». В общей сложности в 2023 году статуса лишились 17 элементов «Тре­угольника».

Единственный новый объект, пополнивший перечень выявленных, — комплекс Фарфоровского поста (на снимке справа). Это шесть жилых зданий и вокзал станции Фарфоровская. Все они появились в одно время — в 1910 – 1911 годах и стали целостным комплексом. Сейчас над ним нависла, правда, угроза: часть зданий хотят снести для расширения железнодорожного полотна в рамках строительства высокоскоростной магистрали. С появлением статуса памятников есть надежда, что их передвинут.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ 

Под конец июня список памятников, лишенных защиты, пополнился еще двумя зданиями. Оба расположены в Кронштадте. Дом на улице Сургина, 9, эксперт Ян Губин оценил как «пример утилитарной застройки» с «лапидарной и типовой» отделкой. У дома Верещагина на улице Велещинского, 9/13, Евгений Загоскин ценность все же нашел. Правда, не у всего здания. «Интерес представляет только декоративное оформление фасадов 1‑го и 2‑го этажей, выходящих на улицу Юрия Инге», — считает специалист. Кроме того, он добавил, что облик и без статуса памятника защищается законом о зонах охраны.


#памятники #культурное наследие #здания

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 117 (7446) от 29.06.2023 под заголовком «Из жизни памятников».


Комментарии