В поисках новых Бетанкуров: как сохранить в Петербурге архитектурное наследие

В музее-памятнике «Исаакиевский собор» состоялся первый в этом году «круглый стол» по вопросам сохранения культурного наследия, который проводит оргкомитет премии «Золотой Трезини» при поддержке Всемирного клуба петербуржцев. Собрание было посвящено 200‑й годовщине со времени смерти Августина де Бетанкура (1758 – 1824) — российского государственного деятеля и ученого испанского происхождения, генерал-лейтенанта русской службы, архитектора, строителя, инженера-механика и одного из организаторов транспортной системы Российской империи.

В поисках новых Бетанкуров: как сохранить в Петербурге архитектурное наследие | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Место встречи было выбрано сознательно — Бетанкур руководил технической частью строительства Исаакиевского собора, производил расчет конструкций, разрабатывал проекты механизмов и лесов для подъема колонн собора. Позднее он же разработал механизм подъема Александровской колонны.

«Круглый стол» начался с выступления Михаила Пиотровского, президента Всемирного клуба петербуржцев, который напомнил, как важно отдавать дань таким великим фигурам прошлого, как Августин Бетанкур, но необходимо помнить при этом о насущных угрозах, нависающих над архитектурным наследием. В частности, такую угрозу генеральный директор Эрмитажа видит в обсуждаемом сейчас законопроекте об отмене обязательной археологической разведки на территориях, предназначенных под застройку. Говоря о достижениях, Михаил Борисович выделил проект Музея археологии в Меншиковском бастионе Петропавловской крепости, который может стать образцовым.

Ольга Филиппова, главный хранитель парков ГМЗ «Царское Село», напомнила о том, что Бетанкур выбрал каменотеса Самсона Суханова руководить изготовлением 50‑тонной гранитной «Царь-ванны» для Баболовского дворца. Уникальная ванна уцелела в бурях войн и революций. Теперь необходимо дождаться, когда будет отреставрирован дворец, где она находится.

Ксения Иванова, представитель КГИОП, рассказала о ходе проектирования реставрации церкви Св. Екатерины Смольного монастыря, где сохранилась декоративная отделка стен, выполненная по чертежам и рисункам Франческо Бартоломео Растрелли. Задача проектантов — сохранить дух творения архитектора, яркий образец петербургского барокко. Но при этом интерьер должен производить впечатление существующего с середины XVIII века, прожившего долгую жизнь, а не воссозданного на днях новодела.

На «круглом столе» прозвучало также предложение организовать при Всемирном клубе петербуржцев постоянно действующий семинар по проблеме традиций и новаций в петербургской реставрации. Оргкомитет премии «Золотой Трезини» планирует проводить такой семинар как часть своей просветительской программы, направленной на популяризацию темы сохранения объектов культурного наследия среди молодых профессионалов и студентов профильных вузов.


#культурное наследие #архитектура #собрание

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 35 (7611) от 27.02.2024 под заголовком «В поисках новых Бетанкуров».


Комментарии