Восточный скоростной радиус «проезжается» по историческому Петербургу

Один из самых приметных путепроводов Петербурга - перекинутый над Московским проспектом железнодорожный виадук сталинской эпохи - не берут под государственную охрану. И если с Финляндским мостом вопрос как-то решается, то здесь при строительстве новой трассы на архитектуру, скорее всего, просто закроют глаза. Так что вскоре вид на необычный мост заслонит эстакада Восточного скоростного радиуса.

Восточный скоростной радиус «проезжается» по историческому Петербургу | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Путепровод в створе окружной железной дороги над Московским проспектом был построен в 1955 году по проекту архитектора Валериана Кирхоглани. Он пришел на смену прежнему утилитарному виадуку в эпоху, когда Московский проспект превращался в парадную магистраль Ленинграда. Путепровод пышно декорирован (декор есть и на оградах, и даже под мостом). Кроме того, перед виадуком выставлены декоративные торшеры, которые больше напоминают скульптуры и сами по себе представляют ценность. Так что путепровод, несомненно, является частью облика Московского проспекта.

Автор этих строк направил в комитет по охране памятников обращение с просьбой рассмотреть вопрос о признании путепровода памятником архитектуры. Однако оно было отклонено по формальным причинам, сообщил заместитель начальника отдела государственного учета объектов культурного наследия КГИОП Константин Евтеев.

Правда, первый заместитель председателя комитета по развитию транспортной инфраструктуры Андрей Семчанков пообещал, что на последующих этапах проектирования архитектурный облик составляющих новую трассу сооружений «будет согласован в установленном порядке со всеми заинтересованными организациями». Но заинтересованных в сохранении вида на памятник организаций на горизонте пока не наблюдается. По словам Семчанкова, в комитете есть письмо КГИОП, которое подтверждает, что территория проектирования находится за пределами объектов культурного наследия.

Как мы уже рассказывали, Восточный скоростной радиус начнется у развязки с ЗСД в районе Благодатной улицы и пойдет по эстакаде на восток вдоль окружной железнодорожной линии. Он сметет на своем пути десятки зданий и сооружений разных эпох, среди которых есть и дореволюционные. Будет построена развязка с Витебским проспектом, в результате чего окажется затронута бывшая территория Офицерской воздухоплавательной школы. Затем трасса пересечет Неву по новой переправе в створе Фаянсовой и Зольной улиц.

Будущая переправа стала чуть ли не главным камнем преткновения в проекте трассы. В Смольном решают вопрос, как ее исполнить - в виде моста или тоннеля. Ведь по соседству расположен памятник инженерной мысли - Финляндский железнодорожный мост. И хотя он не так пышно украшен, как путепровод над Московским, эта переправа больше, заметнее и, главное, старше - Финляндский мост построен еще до революции. Потому ему и посчастливилось попасть под государственную охрану.

Новая вантовая переправа (а если скоростную магистраль решат в виде моста, то он, очевидно, будет высоководным) закроет вид на Финляндский железнодорожный мост, что плохо согласуется с законодательством об охране памятников. По-хорошему стоило бы возвести тоннель, но денег подземное решение потребует гораздо больше.

Между тем время для принятия решения стремительно сокращается. Приступить к строительству Восточного скоростного радиуса, как ранее сообщалось, планируют в 2019 году, а завершить его - к концу 2022-го. Дорогу хотят строить по отдельным участкам, рассказали «Санкт-Петербургским ведомостям» в комитете по развитию транспортной инфраструктуры. Для реализации проекта подберут концессионера, и впоследствии построенная им дорога станет платной.

Напомним, что инженерными сооружениями уже перекрывали виды на старые постройки нашего города. Еще один железнодорожный путепровод сталинской эпохи, расположенный на проспекте Стачек, оказался с двух сторон окружен эстакадами ЗСД и совершенно на их фоне потерялся.

Похоже, примерно та же судьба ждет и путепровод на Московском проспекте - с той лишь поправкой, что новые эстакады расположатся от него только с одной стороны - южной. Можно вспомнить и Ушаковскую развязку (спроектирована мастерской «Евгений Герасимов и партнеры») - этим виадуком заслонили «сталинский» фасад Военно-морской академии.

Похожая история (хоть и с другим поворотом) произошла со стрелкой Елагина острова. В результате строительства уже упомянутого выше ЗСД оказался искажен вид не на саму стрелку, а, наоборот, с нее - на взморье. Причем «вид со стрелки Елагина острова» до сих пор официально числится под охраной. Но теперь вместо Финского залива отсюда можно наблюдать не самую красивую часть эстакады скоростной магистрали.

«Разрешение на строительство трассы было выдано до того, как в законе появилась эта норма (о защите вида со стрелки. - Прим. ред.)», - рассказал автору заместитель председателя КГИОП Алексей Михайлов. Норму ввели на будущее. «Я не знаю, когда она может сработать, но, вероятно, ее надо конкретизировать - на какой-то исторический период. Потому что вид с западной стрелки Елагина острова - это, конечно, классический вид, описанный во многих учебниках, и очень жалко, что он оказался утрачен», - добавил Михайлов.

От редакции.

27 сентября 2018 года архитектор Герасимов из Бийска, упоминаемый в данном материале, публично оскорбил журналиста «Санкт-Петербургских ведомостей». Редакция главной городской газеты выражает возмущение недопустимым и циничным поведением Евгения Герасимова. От извинений он уклоняется. Мы требуем, чтобы Герасимов незамедлительно принёс письменные и публичные извинения в адрес газеты «Санкт-Петербургские ведомости» и лично нашему корреспонденту. Подробности инцидента изложены здесь.

#строительство #Восточный скоростной радиус #мост

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 199 (6308) от 25.10.2018 под заголовком «Ради радиуса».


Комментарии