Помощь на 18 млрд. Какой результат дала поддержка бизнеса в Петербурге?

Смольный готовит третий пакет мер по поддержке бизнеса Петербурга в период пандемии коронавируса. Первые два пакета, принятые еще в первую волну пандемии, обошлись городской казне в 18 млрд рублей. Они содержали в себе прямые выплаты, преференции по налогам, послабления по арендной плате, а также докапитализацию Фонда развития промышленности и Фонда содействия кредитованию малого и среднего бизнеса. Насколько эффективными оказались эти меры?

Помощь на 18 млрд. Какой результат дала поддержка бизнеса в Петербурге? | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Просто дайте работать

По данным петербургского Центра развития и поддержки предпринимательства, из-за пандемии коронавирусной инфекции в Северной столице пострадали 52 вида экономической деятельности и 83 тысячи предприятий. При этом большинство представителей петербургского бизнеса (66%) отметили, что всерьез государственную поддержку не воспринимают. Те суммы, которые предоставляет государство в качестве субсидий и льгот, предприниматели считают слишком маленькими, чтобы от них был ощутимый эффект.

«Главная помощь, которую может оказать государство бизнесу, – дать ему работать, – отметил руководитель петербургской торговой компании Игорь Крылов. – Власти должны понять, что порой своими необдуманными постановлениями, особенно в кризис, они убивают бизнес. А собирать кипы документов, чтобы получить господдержку, могут себе позволить только избранные. Малому и среднему бизнесу, который бьется в предсмертных конвульсиях, не до бюрократии».

В основном предприниматели считают, что им нужны не символические субсидии, а реальное снижение налогового бремени, гарантия сбыта продукции, порядок на рынке с точки зрения недобросовестной конкуренции со стороны контрафакта.

«В начале пандемии мы столкнулись с угрозой временной остановки наших заводов, так как табак был исключен из числа товаров первой необходимости, – рассказывает руководитель «БАТ Россия» по противодействию нелегальной торговли Игорь Черкасский. – Приостановка работы фабрик на продолжительное время могла привести к дефициту продукции, что в свою очередь повлекло бы за собой рост доли нелегального рынка, который уже к началу пандемии составлял больше 15%. Поэтому главной мерой поддержки для нас стало разрешение властей продолжить нашу деятельность. Однако и без закрытия заводов вводимые государством ограничения существенно изменили налаженные логистические цепочки и системы распространения товаров. Пандемия подстегнула нелегальное производство и торговлю. На фоне массового закрытия «законопослушных» магазинов расцвели торговые точки, активно предлагающие контрафакт и контрабанду. А после открытия границ вся скопившаяся нелегальная продукция с удвоенной силой хлынула в нашу страну. В этих условиях мы ждем, что власти примут максимум усилий, чтобы остановить волну нелегальной торговли».

И все-таки, как показала практика, наиболее эффективной мерой поддержки предприятий оказалось субсидирование зарплаты. Эти субсидии были предусмотрены в качестве безвозмездной финансовой помощи предпринимателям, которые сохранили в своих компаниях не менее 90% сотрудников. Размер выплаты рассчитывается исходя из числа занятых в компании: на каждого работника полагается 12 130 рублей. За время пандемии коронавируса в России такие субсидии получили почти 2,2 млн представителей малого и среднего бизнеса.

Кроме того, в Петербурге на выплату зарплат сотрудникам по нулевой ставке было выдано 1,6 тыс. кредитов на общую сумму 3,3 млрд рублей. По льготной ставке 2% было выдано 8,3 тыс. кредитов на общую сумму 12,2 млрд рублей.

Имущественные меры поддержки бизнеса в Северной столице также предполагали полное освобождение от арендной ставки (для ряда предприятий, которые заключили договор с комитетом имущественных отношений Петербурга и арендуют городское имущество) или отсрочку по оплате аренды. Чтобы обеспечить перенос арендной платы до конца 2021 года, правительством было выделено 663 млн рублей, а для отсрочки оплаты аренды за II квартал 2020 года – 126,8 млн рублей.

Выход «на экспорт»

Как уже отмечалось, многие предприниматели считают, что по сравнению с субсидиями намного эффективнее работают меры поддержки информационного и консультативного характера. Например, АНО «Санкт-Петербургский центр координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства» (АНО СПб ЦПЭ) и Торгово-промышленная плата СПб (ТПП СПб) помогают промышленным предприятиям восстанавливаться за счет поиска новых ниш деятельности, новых путей сбыта продукции и прямых контактов с партнерами – как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

«Развитие экспорта сейчас наиболее актуальное направление, – подтверждает гендиректор АНО СПб ЦПЭ Надежда Ларионова. – Освобождаются ниши на зарубежных рынках, появляются запросы на российскую продукцию, которая из-за валютно-курсовых изменений выигрывает по цене. Не случайно за первое полугодие несырьевой экспорт вырос на 4%. На этом фоне мы не оказываем финансовую поддержку в чистом виде. Мы предлагаем не субсидии, а услуги, благодаря которым компании получают возможность сократить расходы для организации выхода на экспорт. Кроме поиска партнеров мы оказываем помощь в сертификации, переводе материалов на иностранные языки, подготовке презентационных материалов. Сегодня особенно вырос спрос на такую услугу, как размещение на электронных торговых площадках – маркетплейсах».

«Предприятиям для скорейшего восстановления прежде всего необходимо рассматривать новые пути реализации продукции как внутри страны, так и за ее пределами, – подтверждает вице-президент СПб ТПП Елена Желтухина. – Неспроста петербургский бизнес в этом году проявляет активность именно в этом направлении. Даже в период введения ограничений, с апреля по июль 2020 года, снижения количества обращений на получение экспортных сертификатов не наблюдалось. При этом, если мы говорим о внутреннем гарантированном рынке, то это – госзаказ, который существенно расширил сферу охвата благодаря вступлению в силу 1 мая 2020 года 616-го и 617-го постановлений правительства РФ, которые регулируют государственные закупки. Постановления, которые действовали ранее, тоже регулировали закупки, но касались они очень ограниченного списка продукции (лекарственные препараты из списка жизненно важных лекарственных средств, медицинские изделия, автомобили и продукция мебельной промышленности). Сейчас перечень товаров, которые попадают в такую регуляцию, значительно расширился».

Уроки пандемии

«В целом российская промышленность показала свою сравнительную экономическую устойчивость, – констатирует доктор экономических наук Ирина Макарова. – По сравнению с европейскими предприятиями российские компании отреагировали на кризис менее болезненно. Это связано с тем, что в России экономика в большей мере сырьевая, ориентирована на более устойчивые платежеспособные рынки. Кроме того, промышленность в нашей стране представлена в основном крупными предприятиями. А малый бизнес в структуре промышленности в России составляет порядка 25%. В зарубежных странах эта цифра колеблется от 40 до 60%».

Вскоре после начала пандемии российские власти зарезервировали 1,4 трлн рублей на поддержку экономики и граждан. К июлю стоимость пакета поддержки выросла в несколько раз. В конце сентября правительство РФ утвердило общенациональный план восстановления экономики страны, рассчитанный до 2024 года, стоимость которого 6,4 трлн рублей. С точки зрения финансирования он более чем наполовину уже исполнен. Однако назвать объем такой помощи запредельным трудно. Для сравнения: сумма, перечисленная правительством РФ Центробанку в рамках покупки контрольного пакета акций Сбербанка, составила 2,14 трлн рублей.

Но проблема не только и не столько в объеме поддержки, сколько в ее эффективности.

«Как это ни странно, но существенная часть выделенных средств ушла на поддержку малого бизнеса, который сегодня живет в убыток и вряд ли доживет до конца года, – отмечает Ирина Макарова. – При этом нет точных данных, какие меры поддержки сработали и дали исчерпывающий эффект, какие только начинают работать, а какие вообще никак не коснулись бизнеса».

«Проблема в том, что в России не существует единого подхода к глобальной оценке промышленности страны, – считает гендиректор Союза промышленников и предпринимателей СПб Михаил Лобин. – Крупный бизнес оказался в лучшем положении, потому что он сразу сориентировался, мобилизовался и с первых дней действовал четко и грамотно. Возможно, именно благодаря этому экономический спад в Петербурге, который является столицей крупных промышленных предприятий, оказался значительно ниже, чем в других регионах страны. Проблема малых и средних предприятий, которые больше всего пострадали от коронакризиса, в их неорганизованности и разобщенности. Эти предприятия и помощь не смогли толком использовать, и не дали бюджету заработанных средств. Не секрет, что часть этих предприятий во время локдауна вообще не закрывались и работали в тени».

В результате пандемия в очередной раз обнажила одну из главных проблем нашей экономики, которая заключается в том, что эффективность реализации госпроектов традиционно оценивается не по положительному или отрицательному результату, а по потраченным на них ресурсам. Однако если проблемы безумно латать деньгами, то деньги в конце концов исчезнут, а проблемы останутся. И сейчас, принимая новые пакеты мер помощи, было бы очень полезно для начала по-настоящему скрупулезно оценить эффективность старых...

#бизнес #Смольный #деньги #коронавирус

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 189 (6787) от 19.10.2020 под заголовком «Когда дело табак».


Комментарии