Под руку с приставом. За проверку газовых систем взялись суды

Газета неоднократно обращалась к теме обслуживания квартирных газовых приборов. Их состояние или неаккуратная эксплуатация может быть причиной трагедии. И уже не раз становилась. По крайней мере раз в месяц ТВ рассказывает о рухнувшем доме или о пожаре, которые вызвал взрыв газа. Несколько лет назад власти, как федеральные, так и региональные, решили обязать ТСЖ, ЖСК и управляющие компании заключать
с сертифицированными газовыми организациями договоры о техническом обслуживании ВДГО (внутридомового газового оборудования). В Петербурге, как правило, такие договоры заключают с городской распределительной организацией «ПетербургГаз».

Под руку с приставом. За проверку газовых систем взялись суды | ФОТО Александра РЮМИНА/ТАСС

ФОТО Александра РЮМИНА/ТАСС

Частью этого договора являются осмотры газовых плит и колонок в квартирах. Для жителей профессиональный визит газовщиков – мероприятие бесплатное (вернее, они за него уже заплатили по квитанции квартплаты): мастера посмотрят герметичность газопроводов и кранов, глянут, исправны приборы или нет, дадут профессиональный совет, если требуется, сделают мелкий ремонт, гражданину лишь нужно будет приобрести за свой счет необходимую деталь. На следующий день газовый мастер вновь придет и заменит старое на новое.

Это прекрасная теория. На практике слишком часто контакт газовой службы с гражданином не получается. Некоторые граждане годами не пускают газовщиков в свои квартиры. Это неправильно ни с точки зрения здравого смысла, ни с точки зрения законодательства. Заходя в квартиры, мастера в первую очередь интересуются исправностью общедомовой системы, обеспечивающей безопасность пользования газом: наличие тяги в дымоходах и вентканалах. Иными словами, от того, дадут жители специалисту доступ в квартиру или нет, во многом зависит безопасность соседей.

Как пояснили в «ПетербургГазе», профилактические осмотры в квартирах проходят раз в год. Графики плановых визитов мастеров открыты и общедоступны. Они опубликованы и на сайте peterburggaz.ru (раздел «дата технического обслуживания»), и на информационных ресурсах большинства управляющих организаций. ТСЖ, ЖСК, да и УК в канун обследования на дверях парадных вывешивают соответствующие объявления. Затем следует вторичный обход – по квартирам, в которых не открыли двери (а вдруг гражданин не смог, был болен или, скажем, на часок выскочил в магазин). Но и при таком подходе отношения «ПетербургГаза» и собственника нередко не складываются.

Специалистам известна причина. И она вовсе не в дурном характере собственника. У многих сделаны незаконные перепланировки, затрагивающие, в частности, и газовые трубы. Как говорится, знает кошка, чье мясо съела. И знает такой собственник, что как только о его самоуправстве станет известно, от него потребуют либо узаконить перепланировку, разработав и согласовав предварительно проект, либо вернуть систему в исходное состояние. Обычные требования безопасности. Но... дизайн кухни для некоторых важнее.

В типовом договоре на обслуживание ВДГО сказано, что доступ обеспечивают ТСЖ, ЖСК и управляющие компании. Первоначально они яростно отбивались от этой ответственности, требуя, чтобы за все отвечал сам собственник, но газовые предприятия стояли насмерть. Им не хотелось (понятно, почему) иметь дело с каждым конкретным жителем. В результате именно УК, ТСЖ и ЖСК сейчас обязаны предупреждать и уговаривать собственников не запираться. А кого не уговорили – тянуть в суд.

Чаще всего сейчас в суд по «газовым делам» ходят юристы ЖКС № 2 Московского района. На счету этой управляющей компании десятки процессов. Получив решение суда (отказов пока не было), жилкомсервис информирует газовую службу, и рука об руку они идут к ответчику «в гости». Иной раз приходится брать с собой судебного пристава. Для верности.

Вот пример. В доме на Благодатной улице собственник квартиры несколько лет не открывал газовщикам дверь. Управляющая компания (как раз ЖКС № 2 Московского района) через суд обязала гражданина не просто открыть дверь, а самостоятельно вызвать специалиста «ПетербургГаза». Абонент подчинился решению суда, и оказалось, что газопровод зашит вместе с отключающим краном, вентканал для газовой плиты тоже зашит, а принудительная электровытяжка в кухне выведена в общедомовую систему вентиляции. Разумеется, собственник получил предписание ликвидировать свою самодеятельность. И, разумеется, его будут проверять.

В целом за сентябрь 30 собственников добровольно впустили газовую службу, как только получили повестку в суд. 13 исковых заявлений удовлетворено, а решения переданы судебным приставам. Сотни дел судьи еще рассматривают. Однако судебная практика уже сложилась, так что суды в «газовом» направлении работают все быстрее.

#газ #ЖКХ #жилье

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 174 (6772) от 28.09.2020 под заголовком «Под руку с приставом».


Комментарии