Петербург намерен создать «Систему долговременного ухода за пожилыми и инвалидами»

Таково ее название, которое содержится в ряде федеральных документов. В частности, в национальном проекте «Старшее поколение», в указаниях Минтруда России. Соответствующие изменения в городскую программу «Социальная поддержка граждан в Санкт‑Петербурге» уже внесены. Речь идет о деньгах, необходимых для запуска программы. Источники — федеральный и городской бюджеты. Надо отметить, что выделенные суммы отнюдь не колоссальны. Федеральный бюджет даст 56,3 миллиона рублей, городской — 11,4 миллиона.

Петербург намерен создать «Систему долговременного ухода за пожилыми и инвалидами» | ФОТО CDC on Unsplash

ФОТО CDC on Unsplash

Если характеризовать новый проект кратко и схематично, то он состоит в создании структуры, которая будет действовать параллельно с сетью стационарных социальных заведений для пожилых, нуждающихся в присмотре граждан. Ныне под ведомством городского комитета по соцполитике работают три дома ветеранов войны и труда, два дома престарелых, Геронтологический центр со стационаром, специнтернат для освободившихся из мест заключения и восемь ПНИ. Стать жителем одного из таких домов удается далеко не всем желающим из тех, чьи жизненные обстоятельства соответствуют правилам приема.

В результате ежегодно множест­во россиян трудоспособного возраста вынуждены оставлять работу или переходить на полставки, отодвигать на второй план собственную личную жизнь и ухаживать за больными и престарелыми родственниками. При этом материальное положение семьи ухудшается. А там, где образ жизни не меняется, пожилые больные люди зачастую живут в неприемлемых психологических (а то и физических) условиях. И это вовсе не значит, что их родственники — монстры.

Вот небольшая абсолютно реальная история. Без ханжества. 45‑летняя женщина, одинокая мама уже повзрослевшей дочери. На руках у нее оказалась ее собственная престарелая мать с начинающейся деменцией. Отправив дочь на лекции в институт, она готовит матери завтрак и дневной перекус и уходит на работу до вечера, отключив в доме газ и закрыв дверь на несколько сложных замков, чтобы бабушка не вышла из дома.

Рассказывает: «Прихожу с работы, а она набрасывается на еду, как будто я ее не кормлю. А я же ей оставила кефир, булочку и кашу в мисочке. Черешню на блюдечке. Бульон в термосе. Она густое не ест… Котлетку или кусочек колбаски. Если оставить больше, она все съест зараз и у нее разболится желудок». А может, бабушка действительно голодная при таком‑то питании? Но убедить в этом женщину, которая уверена, что действительно делает все возможное, трудно…

Услуги сиделки, которая и обед приготовит, и лекарство даст, и поговорит, — для этой семьи совершенно недоступная роскошь. Ныне в разных городах России, и в миллионниках особенно, к услугам семей — места в частных домах престарелых. Но стоимость проживания в них заоблачна: от 45 – 50 тысяч рублей в месяц при самом скромном наборе услуг и питании.

С развитием новой системы у таких граждан появится возможность получать на дому услуги, аналогичные тем, что предоставляют госучреждения: скромно, но необходимо. И — бесплатно. При этом семья не окажется перед жутким выбором: отправлять мать в дом престарелых или нет. В первом случае, как несложно догадаться, большинство родственников чувствуют себя отвратно гадкими людьми. Кроме того, оставшись дома, пожилой человек не испытывает стресса от того, что от него отказались.

Новую систему в качестве пилотного проекта начали внедрять в иных регионах еще в 2018 году. А в 2024-м она должна начать работать во всей России. Так что Петербург, как видно, берется за дело в последних рядах.

Накопленный с 2018 года опыт позволил увидеть, что новый подход, если и дороже содержания ПНИ и домов престарелых, то ненамного. Он предполагает отсутствие бюджетных расходов на «коммуналку», питание и круглосуточное дежурство. К тому же он способствует созданию дополнительных рабочих мест в структуре соцслужбы.

При этом условия, при которых пожилой человек может стать участником программы долгосрочного ухода, остаются столь же строгими, как и при «добыче» места в доме престарелых. Для начала должен отыскаться человек, готовый «похлопотать»: родственник, сосед (если пожилой человек одинок), врач в поликлинике или социальный работник, посещающий гражданина по привычной социальной программе.

Далее человеком начинает заниматься центр, созданный специально для продвижения программы долгосрочного ухода. Специалисты проверяют семью, материальное положение, здоровье, границы самообслуживания… Разумеется, человека «проводят» по врачам.

Как видно, новая система накладывает на структуру соцобслуживания и медицинские учреждения дополнительный груз. Однако в результате сбора и анализа информации формируется индивидуальный перечень услуг, в котором пожилой гражданин действительно нуждается. Важно, что от уровня дохода претендента и наличия у него льгот возможность их получения не зависит. То есть никакие справки о доходах и льготах предоставлять не нужно.

Накопленный в пилотных регионах опыт рекомендован федеральными органами и другим субъектам РФ. А именно: все желающие стать участниками программы делятся на три категории. Первой достаточно присутствие специалиста от одного до нескольких раз в неделю в течение часа-трех в день. Второй нужно сопровождение от одного до нескольких часов ежедневно. Третья нуждается в уходе ежедневно: от нескольких часов до круглосуточного присутствия специалиста. В последнем случае естественным решением будет направление человека в стационарное заведение. Такое ранжирование в федеральных документах назвали «типизацией». Звучит, конечно, до оскорбительного казенно. Но… таков уж чиновничий язык.

За типизацией следует заключение договора получения соответствующих услуг. И… можно знакомиться со «своим» соцработником.

И еще — важно. Если окажется, что долговременный уход понадобится человеку, который уже пользуется социальными услугами по иным программам, то договоры на эти два вида помощи необходимо совместить. При этом будут сохранены условия их получения. Если за обычную соцпомощь человек уже платил (30 %, 50 % стоимости в зависимости от наличия льгот), то он и продолжит платить. А почасовой уход, необходимость которого выявлена при типизации, будет бесплатным.

Такие вот условия. В разных регионах они имеют отличия. Так, в некоторых городах граждане устраиваются на работу оказывать услуги своему же родственнику. И власти приветствуют это. В других регионах делать это не разрешено категорически. Федеральные структуры оставляют подобные решения субъектам, так как в законодательстве такие подробности не прописаны.

Между тем 

С 1 января 2024 года в России начнут действовать обновленные правила ежемесячных выплат тем гражданам, которые ухаживают за детьми-инвалидами или инвалидами с детства 1-й группы. А пока идет обсуждение соответствующего проекта указа президента РФ. Ознакомиться с ним можно на официальном ресурсе https://regulation.gov.ru. И там же — оставить свой отзыв или предложение.

В ныне действующем указе установлено, что на выплату имеют право неработающие родители, усыновители, опекуны — по 10 тысяч рублей ежемесячно, иные неработающие граждане, если они ухаживают за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, — по 1200 рублей.

По новым правилам, привычное ежемесячное пособие будут получать как неработающие, так и частично занятые родители, усыновители или опекуны. Условия и размер выплат иным лицам остаются неизменными.

Частично занятыми в проекте указа названы те, кто работает неполный рабочий день, или дистанционно (удаленно), или на дому (надомники), или по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг. Также к данной категории отнесены родители, имеющие статус индивидуального предпринимателя или предпринимателя, который платит налог на профессиональный доход.

Тем самым, как видно, число граждан, которые смогут претендовать на такую выплату, существенно увеличивается.


#соцподдержка #инвалиды #пожилые

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 185 (7514) от 03.10.2023 под заголовком «Дом престарелых на дому».


Комментарии