«Первый туристический» маршрут возобновил работу после паузы

Вчера возобновил свою работу после затянувшейся коронавирусной паузы маршрут «Первый туристический» - Т1. Это событие приурочено к 140-летию российского трамвая. 3 сентября (22 августа по старому стилю) 1880 года по Петербургу проехал первый в мире электрический трамвай русского инженера Федора Пироцкого.

«Первый туристический» маршрут возобновил работу после паузы | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

Этот петербургский изобретатель первым в мире оснастил вагон для перевозки пассажиров электродвигателем, решив проблему передачи электроэнергии на расстоянии. Пироцкий провел успешные испытания прототипа трамвая в Дегтярном переулке: впервые в Российской империи был «двинут вагон электрической силою». Для своих опытов инженер использовал вагон конки под номером 114. И сегодня такой номер носит реплика коночного вагона, представленная в Музее городского электрического транспорта.

Впрочем, возить туристов по маршруту Т1 будет не этот «праотец», а реплика самого любимого ленинградцами вагона ЛМ-33. Легендарная «Американка» по праву считается одним из символов нашего города - этот трамвай служил пассажирам рекордные 46 лет: в довоенное время, блокаду и после войны вплоть до 1979 года... Трижды в день (в 10.00, 13.00 и 16.00) «классика на колесах» будет выезжать из трамвайного парка на Васильевском острове, провозя туристов через шесть мостов и мимо полутысячи достопримечательностей: через Петроградскую сторону, рядом с Финляндским вокзалом, через Литейный мост и по Литейному проспекту до Цирка на Фонтанке (обратно - через Садовую улицу и Троицкий мост).

Работающий на маршруте краснобокий экспонат, хотя и выглядит в точности как его ретрообразец, оснащен самым современным электрооборудованием и новейшими системами - вплоть до usb-разъемов под каждым сиденьем. Правда, у открывшегося 3 сентября трамвайно-туристического сезона будут и некоторые неудобные особенности, обусловленные требованиями времени: пассажиров допустят к поездке только в маске и перчатках, число людей на борту ради обеспечения социальной дистанции будет вдвое меньше реальной вместимости ЛМ-33.

Хотя Федор Пироцкий опробовал свой пратрамвай первым, регулярные рейсы нового тогда вида транспорта начались в Берлине через год после опытов петербургского изобретателя. Коллеги Пироцкого братья Сименс оказались не только хорошими инженерами, но и успешными предпринимателями. Они использовали результаты опытов и идеи русского изобретателя. Сам же Пироцкий заслуженного мирового признания так и не получил.

Его имя сегодня присвоено Невскому заводу электротранспорта. «Мы отдаем дань уважения Федору Пироцкому, блестящему инженеру и изобретателю, мы отдаем должное российской инженерной школе. Как инновационная производственная компания, мы очень хорошо понимаем ценность труда инженера», - говорит президент ПК «Транспортные системы» Феликс Винокур.

На этом современном производстве электрического транспорта выпускают полюбившиеся пассажирам просторные и комфортные «Витязи» - их построено уже более четырехсот. Сравнивая самый первый образец Пироцкого с «Витязем-М», можно увидеть, какое развитие получили идеи русского инженера за  140-летнюю историю трамвая.

Для своих экспериментов Федор Пироцкий использовал коночный вагон длиной 6,5 метра и вместимостью около 40 человек. Длина современного «Витязя-М» - 27 метров, одновременно он может увезти до 265 человек (из них 60 поедут сидя). Водитель трамвая Пироцкого находился на открытой площадке, а для управления вагоном требовалась немалая физическая сила. В «Витязе» для вагоновожатого оборудована комфортабельная кабина с кондиционером. Зимой коночный вагон промерзал насквозь, летом «плавился» от жары. В «Витязях» за температурой следит система климат-контроля. Чтобы попасть в трамвай Пироцкого, пассажирам нужно было преодолеть несколько крутых ступенек. Все трамваи ПК «Транспортные системы» имеют стопроцентно низкий пол...

Как рассказали на Невском заводе электрического транспорта, в основе конструкции такого вагона не имеющие аналогов за рубежом решения отечественных инженеров, защищенные патентами.

#трамвай #маршрут #туристы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 158 (6756) от 04.09.2020 под заголовком ««Витязь» помнит Пироцкого».


Комментарии