Паруса для народа. Яхт-клуб на Петровской косе начинает новую жизнь

«Последний островок социализма приказал долго жить» — так завершалась статья, опубликованная в нашей газете 20 сентября прошлого года под заголовком «Профсоюзы опускают паруса». Сообщалось в ней о том, что Речной яхт-клуб профсоюзов, на протяжении многих десятилетий служивший «меккой» питерского парусного спорта, перешел в частные руки. Владельцем его стал индивидуальный предприниматель Александр Винник. Ситуация выглядела абсолютно непонятной. Яхтенное сообщество, и без того постоянно опасавшееся, что здесь, на Петровской косе, все снесут и застроят жильем, замерло в ожидании. И вот прошло больше полугода, ничего пока не снесли, а яхт-клуб 29 мая открыл очередной парусный сезон.

Паруса для народа. Яхт-клуб на Петровской косе начинает новую жизнь | Эти вроде бы несовместимые стихии — яхты и новостройки — кажется, готовы объединиться.

Эти вроде бы несовместимые стихии — яхты и новостройки — кажется, готовы объединиться.

Потому что без воды…


Формально структура клуба осталась прежней — им ведает частное учреждение (ЧУ) «Санкт-Петербургский речной яхт-клуб профсоюзов» (по данным сайта kartoteka.ru, зарегистрировано 25.03.2003 г.). Только менеджмент его полностью сменился. Место директора заняла Анна Шумейко, имеющая большой яхтенный опыт. Много лет сама ходила под парусом, к тому же занималась созданием яхтенных портов и руководила ими. Мало того — защитила кандидатскую диссертацию на тему «Привлечение инвестиций в формирующиеся отрасли на примере яхтенной инфраструктуры».

Но груз проблем новому директору достался — не позавидуешь. «По наследству» от прежней власти Анна, например, получила конфликт яхтсменов с руководством ЧУ. В ходе разрешения больших и малых споров с территории была изгнана региональная общественная организация (РОО) «Спортивный коллектив яхтсменов Речного яхт-клуба», объединявшая 350 человек. Для отделения же лояльных от нелояльных «хозяева» клуба создали специальную «карманную» федерацию парусного спорта.

Шумейко эту войну прекратила в одночасье. РОО вернулась в родные пенаты и получила помещение в главном здании клуба. «Карманная» федерация решением ее общего собрания «приговорена» к ликвидации. С коллективом яхтсменов достигнут консенсус. А это, если кто понимает, дорогого стоит — люди они ершистые, самолюбивые, морем приученные действовать решительно, без оглядки на чины и звания.

Увы, далеко не все проблемы из «наследственной массы» решаются лишь за счет человеческого фактора. Одна из самых больных — вода. Большая часть акватории вокруг Петровской косы — в ведении Школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ), которую курирует городской комитет по физкультуре и спорту. Она располагается тут же, на косе, своего помещения не имеет и арендует его у клуба. Но именно с ней в 2017 году были заключены два договора на водопользование. Почему так получилось? Чиновники утверждают, что профсоюзы в свое время просто не подсуетились и воду банально «профукали». Прежние хозяева клуба, однако, заверяли, что все было сделано как надо, но государство «чужой» клуб отодвинуло и воду отдало своим.

Кто прав в этом споре, сейчас уже неважно. Но факт остается фактом: у ШВСМ явно виден излишек акватории. Причальные стенки, прежде под завязку забитые яхтами, ныне стоят почти пустые. Не будем повторяться — в нашей газете мы подробно описывали, как по указанию Службы судебных приставов клуб освобождал акваторию от «незаконных», но зато сертифицированных ГИМСом понтонов, к которым швартовались яхты. Как снимали и увозили совершенно исправные сходни и трапы. Как ликвидировали идущие к причалам сети электро- и водоснабжения…

Теперь у причалов — лишь несколько понтонных линий, арендованных (ясное дело, за государственный счет) у Яхт-клуба Санкт-Петербурга. При этом, увы, без подвода ­инженерных сетей. Но, поскольку ­школа как учреждение бюджетное брать деньги за стоянку не имеет права, там можно швартоваться бесплатно. Правда, только тем, кто докажет свою принадлежность к спорту. А именно — зарегистрировался… в Василеостровском центре спорта и здоровья. Здесь сегодня стоят и 60 яхт, принадлежащих клубу и долгие годы поддерживающихся силами их экипажей (вопреки распространенному мнению, это отнюдь не олигархи, а люди среднего достатка, многие уже пенсионного возраста). Множество же частных судов (а на ­Петровской косе базировалось около 350 больших и малых бортов) рассеялись «по миру».

Прогулки с видом на море


Однако есть и радостная новость. После нескольких лет борьбы (которую, надо отдать ей должное, вела прежняя власть) яхт-клуб наконец получил право водопользования на Рабочую гавань, долгое время имевшую неопределенный статус. По сравнению с тем, что имеет ШВСМ, «ковш» мизерный. Но туда уже подвели боны, оборудовали причалы, обеспеченные видеонаблюдением. Здесь плотненько можно поставить более 50 судов, в основном небольших и с хорошими двигателями для обеспечения безопасности маневрирования, а в конце причальной стенки зарезервировано несколько мест для гостей.

Яхт-клуб2_С.jpg

Когда‑то здесь был настоящий лес мачт… /ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

И вот с этого «плацдарма» начинается локальная революция, которую автор этих строк, признаться, еще не может до конца осознать. На другом берегу Рабочей гавани, на месте бывшей судоверфи, — уже почти готовый к заселению массив элитных новостроек. Крайняя линия домов буквально упирается в границу яхт-клуба. Глядя на это строительство, я не сомневался: завтра клубу — хана. Когда здесь появятся жильцы, им просто негде будет гулять, и территорию захватят мамочки с колясками, дети на самокатах и хозяева, выгуливающие собак. Прощай, яхтинг! Однако, к моему изумлению, у Анны Шумейко, которую в антияхтенных настроениях уж никак не заподозришь, совсем другая позиция.

Люди будут здесь гулять — так это же прекрасно! — восклицает она. — Пора отказаться от идеи, что это некое специальное, закрытое место, предназначенное только для яхтсменов. Мы видим здесь рекреационную зону общего пользования. Яхтенной жизни это не помешает, а те, кто просто гуляет, будут наслаждаться видами парусов. Кто‑то из них обязательно сам захочет попробовать прокатиться на яхте и, вполне возможно, прикипит к нашей жизни. Детишки придут к нам в парусную школу и, не исключено, потом пополнят наши экипажи. Что весьма актуально — ведь нынешние ­яхтсмены, увы, стареют. Так что соседей мы не боимся — наоборот, уже договорились с ними, что соединим Рабочую гавань с новым жилмассивом общей пешеходной прогулочной зоной.

Идея общедоступного спортивно-рекреационного пространства, прямо скажем, не новая и ранее исходила от городских властей. Яхтсмены, однако, здесь видели угрозу для себя. А профсоюзы под флагом защиты их интересов крепко держали оборону. Теперь сей бастион пал, никаких препятствий для того, чтобы Петровскую косу отдать народу, не осталось и можно обсуждать эту идею в конструктивном ключе.

Исходя из нее теперь и будет выстраиваться концепция всей дальнейшей жизни клуба. Составляющий «профсоюзное наследство» имущественный комплекс — а это девять объектов, один из которых недавно отнесен к культурному наследию, — находится в крайней степени износа. На то, чтобы все это привести в порядок, нужны немалые деньги. Но при этом нужно понять, что мы хотим здесь видеть. Проектов освоения территории Петровской косы было немало (и читателей нашей газеты мы с ними знакомили). Фантазия их авторов не знала удержу. В планах «новой жизни» были и часовня на мысу, и променад с бутиками, и SPA-отель на 240 мест, и многое другое.

Все это бурно обсуждалось, принималось, отвергалось, пока городской парламент не поставил последнюю точку: в феврале 2020 года он включил территорию Петровской косы в состав зеленых насаждений общего пользования (ЗНОП). Этот статус запрещает любое строительство, за исключением ремонта уже имеющихся объектов. Можно только сажать травку и возводить временные сооружения для каких‑то мероприятий.

Студенты, на борт!


Разумеется, в таких условиях о реализации каких‑либо концепций говорить можно лишь с большой натяжкой. Но Шумейко не теряет оптимизма. Она уверена: сейчас городская власть присматривается к новому владельцу и менеджменту, оценивает каждый шаг. Впереди — нелегкий путь переговоров, в результате которых, надеется она, может быть, и ЗНОП упразднят, и насчет воды удастся договориться. Тогда у клуба будут, что называется, развязаны руки, и неизбежно встанет вопрос: теперь, в свете нового видения, чего здесь не хватает? Кафе, рестораны и прочие объекты общепита нужны? А как без них, если люди тут будут отдыхать. Какие‑то магазины, ларьки с сувенирной продукцией? Обязательно — тем более что сувениры можно сориентировать на морскую тематику. Детские игровые площадки? Непременно — и лучше, конечно, тоже «по профилю» клуба.

Яхт-клуб3_С.jpg

На этом  месте можно постоять и задуматься о светлом будущем многострадального яхт-клуба. / ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Прочитав все это, яхтсмены, которых новая власть слегка успокоила, допускаю, снова напрягутся: а где же здесь мы?! Ведь мы же все это не так давно проходили: здесь, на Петровской косе, цвела разлюли-малина, гудели рестораны, кто‑то качал бешеные деньги, а яхтинг на этом празднике жизни был абсолютно чужим. Не наступим ли снова на те же грабли? Шумейко все эти опасения понимает. И потому не форсирует события, готова к тому, что каждый пункт программы придется тщательно обсуждать — как с яхтсменами, так и с городом.

Кстати, город уже, кажется, сделал первый шаг навстречу клубу. 21 и 22 мая здесь прошел первый этап Студенческой парусной лиги на «Кубок губернатора Санкт-Петербурга», в котором участвовали 29 команд из 18 вузов страны. И комитет по физической культуре и спорту выделил средства на организацию соревнований, призы и эмблемы.

Собственно, шаг этот предсказуемый — город реализует здесь «госзаказ»: создание Межвузовского студенческого яхтенного клуба (МСЯК). Идея, как признают питерские яхтсмены, в принципе здравая, но пока явно сыроватая и густо замешанная на популизме. Как выяснилось, данная структура за два года своего формального существования даже не обзавелась банковским счетом.

Сейчас, — говорит Шумейко, — происходит перезапуск МСЯК: назначен новый директор, представитель Корабелки — уважаемый и опытный ­яхтсмен Леонид Иванович Ткач, разработан план мероприятий на сезон, в здании яхт-клуба выделены помещения для проведения теоретической подготовки, сформирована крейсерская секция, проводится набор заинтересованных студентов. МСЯК должен стать координационным и организационным центром студенческого яхтинга — мы над этим работаем. Главное, не сбиться с курса — да, яхтенную элиту мы, конечно, сохраним, но основной упор будет сделан на «народный яхтинг». Цель — не рекорды, а приобщение к морю. Людей надо не пугать трудностями, а привлекать романтикой. В этом же ключе выстраивается и работа детской парусной школы, в которой сегодня занимаются около 50 ребят. Пусть сначала ощутят восторг от «полета» по волнам. А если кто‑то захочет сделать потом спортивную карьеру, здесь им есть у кого поучиться.

Планов, как видим, громадье. О коммерческой составляющей, правда, на ближайшую перспективу приходится забыть — доходы клуба пока мизерные, а расходы огромные. Увы, не приходится рассчитывать и на прибыль от яхтенного туризма, о котором еще недавно как о деле почти решенном рассуждали городские власти. В обозримом будущем по понятным причинам гостей под парусом мы не ждем. Впрочем, и нашим яхтсменам ходить особо некуда — все иностранные порты сегодня для нас закрыты. Будем все же надеяться, что это момент временный и яхтенная столица России себя миру еще покажет. А дорога в море, как это было для многих поколений питерских яхтсменов, начнется с Петровской косы.

#яхт-клуб #парусный спорт #сезон

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 110 (7193) от 21.06.2022 под заголовком «Паруса для народа».


Комментарии