Обучению архитектуре посвятили серию онлайн-встреч с экспертами

Обучению архитектуре в эпоху карантина посвящена серия онлайн-встреч с представителями разных специальностей от урбанистов до психологов, которую запустила архитектурная школа МАРШ. Для «Санкт-Петербургских ведомостей» тема культурного наследия и нового строительства, а значит, и образования в этих областях, среди приоритетных.

Обучению архитектуре посвятили серию онлайн-встреч с экспертами | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

Евгений Асс, архитектор и ректор МАРШ, участник первой встречи, сообщил, что впервые в своей практике встретил стопроцентную посещаемость занятий и активное участие в них студентов. Такого не было при обычном обучении. По мнению Асса, в дальнейшем сочетание онлайн- и офлайн-занятий должно находиться в соотношении 50:50.

Владимир Линов, доцент СПбГАСУ, руководитель учебной мастерской, не смог в силу занятости принять участие в обсуждении, поэтому мы попросили его высказаться на эту тему для наших читателей. Он начал ответ о полезности обучения онлайн с байки докомпьютерных времен... Один продвинутый профессор решил заменить себя на лекции магнитофоном с заранее сделанной записью. Он включил ее и покинул аудиторию. А когда вернулся через час, то увидел, что там никого нет - но на столах лежали студенческие диктофоны, ведущие перезапись. По мнению доцента университета, в дистанционном обучении будущих зодчих нет никаких плюсов. Со времен древних греков ничего не изменилось, профессия архитектора предполагает передачу навыков от учителя ученику. Когда лучше нарисовать, а не объяснять на словах, что дольше и сложнее. Так вырабатывается понимание красоты проекта, грамотной организации пространства, которое будет окружать здание. В конечном итоге ответственность за воздействие на психологию потребителя.

Но тогда возникает вопрос: а как же компьютеризация проектирования? По мнению Линова, это разговор не про архитектуру, а про бизнес по круглосуточной эксплуатации техники для завоевания рынка проектирования стандартных зданий: когда в Европе рабочий день заканчивается, за океаном он только начинается...

Евгений Асс привел еще один любопытный пример. В этом году онлайн-защиты дипломов были общедоступны: их посетили сотни человек... Линов не стал спорить с чужим опытом, но заметил, что защиты дипломов в Петербурге вряд ли вызовут заметный интерес в социальных сетях. По той причине, что петербургскую публику раздражает современная архитектура. Когда она посещает выставки, например, Архитектурную биеннале, то ищет ответ на вопрос: «А где чего будет?», причем в фокусе внимания оказывается только историческая часть города. В то же время у профессионалов, которые ищут пополнения для своих бюро, нет времени отсматривать защиты дипломов.

Мы спросили Владимира Линова: а есть ли проблемы в подготовке будущих архитекторов? На его взгляд, главная проблема — трудоустройство — решается за счет роста количества частных заказов на интерьеры квартир, ресторанов, других пространств. Другая проблема и в том, что в Петербурге теперь обучают архитектуре в непрофильных вузах, где качество подготовки вызывает большие вопросы.

Но, может быть, самая важная проблема: в архитектурном образовании не хватает практической работы на стройках с кирпичом, досками, арматурой... Только в этом случае студент может почувствовать материал, конструкцию, пространство. Несколько лет назад на Архитектурной биеннале преподаватели английских вузов рассказывали, что там студенты после года-двух академического обучения должны год отработать на стройке. И только сдав отчет о практике, получают право продолжить обучение.

#архитектура #строительство #образование

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 111 (6709) от 30.06.2020 под заголовком «Понюхай кирпич, студент».


Комментарии