Облицовка теряет лицо. Петербуржцы жалуются на внешний вид обновленных станций метро

В декабре после годового ремонта открылся выход со станции метро «Маяковская». Пассажиры, за десятилетия привыкшие к ней, многое не узнали: море стекла и перегородок, а главное — совершенно новый фон барельефа поэта в вестибюле: на стенах зачем‑то заменили облицовку. Горожане сетуют: такое отношение к облику станций, увы, стало повсеместным.

Облицовка теряет лицо. Петербуржцы жалуются на внешний вид обновленных станций метро | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

В 2020 году «Санкт-Петербургские ведомости» уже рассказывали («Цветы… архитекторам», номер от 3.06.2020), как городской подземке не повезло с хозяевами. С одобрения Петербургского метрополитена в то время, когда им руководил Владимир Гарюгин, павильоны станций буквально облепили киосками. Во многих случаях это исказило архитектурный облик: «Улице Дыбенко» несимметрично застеклили нишу, к «Черной Речке» пристроили стеклянный «флюс», фасад «Звездной» закрыли цветочными и газетным киосками. Список можно продолжать очень долго. И важно, что это не просто какие‑то мобильные ларьки, которые легко переставить, — это полноценное вмешательство в архитектуру.

Но откровенного уродования фасадов метрополитену показалось мало. За последние годы была заменена облицовка стен как внутри вестибюлей, так и в подземных залах многих станций. Это не могли не заметить и опрошенные нами петербуржцы. «Знатно изуродовали «Новочеркасскую», — констатирует Евгений Белинский. Там вместо натурального камня на путевых стенах «приклеили» керамогранит, причем ­совсем другой расцветки. Как ­объяснили тогда в службе тоннельных сооружений, начиная с 2014 года часть прежних плит «потеряла свою устойчивость из‑за постоянных вибрационных нагрузок». Казалось бы, в этой ситуации нужно не плиты менять, а их крепление. Но нет, метрополитен решился на более масштабный способ освоить бюджетные деньги. По мнению Алексея Удалова, после обновления «нарушен как ритм плитки, так и сама текстура ее, которая изначально пестрой была». «Для меня то, что получилось, выглядит по‑туалетному», — признается ­Дмитрий Литвинов.

«Еще из пострадавших станций — «Кировский завод»: грузинский мрамор теплого оттенка на пилонах заменен на уральский мрамор холодного оттенка», — говорит Сергей Доспехов. «На «Невском проспекте» и ­«Пионерской» внизу на боковых стенах крупная плитка сменила мелкую сильно вытянутую по вертикали», — напоминает Дмитрий Данильчук. Еще несколько примеров приводит Вячеслав Бражников: «На «Политехнической» на путевых стенах камень светло-коричневого оттенка заменен на светло-серый. На «Площади Мужества» новая отделка путевых стен выполнена из более мелких мраморных плит. На «Технологическом институте-2» кафель заменен на мрамор, на «Электросиле» белый кафель поменяли на светло-серый керамогранит».

Горожане не понимают, откуда у подземки появилась такая страсть менять натуральный камень. «Почему мрамор на стенах нельзя просто отмыть?» — вопрошает Искандер Акчурин. «Интересно, а куда потом пропадает мрамор? Разбивается при демонтаже?» — иронизирует Ярослав Фомичев.

Автор этих строк направил список обновленных подобным образом станций в Петербургский метрополитен с просьбой дать комментарий по каждому примеру. Оттуда за ­подписью заместителя начальника ­Дмитрия Бурина пришла отписка: «Необходимость выполнения работ по замене облицовки для приведения объектов инфраструктуры метрополитена в надлежащее техническое состояние определена по результатам эксплуатационного контроля строительных конструкций и оснований. В дальнейшем ГУП «Петербургский метрополитен» продолжит выполнение аналогичных работ».

Ответ пришлось обжаловать в комитет по транспорту. Первый заместитель председателя этого комитета Валентин Енокаев представил развернутые объяснения аж на трех страницах. За что отдельное спасибо.

«Выполнение работ по замене облицовки путевых стен на станциях «Новочеркасская», ­«Невский проспект», «Пионерская», «Технологический институт-2», ­«Электросила», «Политехническая», «Площадь Мужества», облицовки внутри ­вестибюля и облицовки подземного зала у эскалаторов станции «Маяковская» и облицовки колонн станции «Кировский завод» было необходимо по результатам обследований строительных конструкций. Облицовка станций имела множественные дефекты в виде трещин, сколов», — поведал Енокаев.

Он утверждает, что в ходе эксплуатационного контроля сотрудники Петербургского метрополитена «выявляли все большее количество бунящей облицовки, представляющей опасность для безопасности движения». Локальный ремонт и ­«перезакрепление облицовки» результатов не давали. Из-за ­вибрации облицовка смещалась с проектного положения и готовилась рухнуть на рельсы. И все из‑за усталости крепления. Помимо этого требовались еще и гидроизоляционные работы путевых стен и стен вестибюлей.

Отдельно чиновник прокомментировал вопрос, почему нельзя было сделать новое крепление и вернуть на него старую облицовку, а не закупать новый керамогранит. По словам Валентина Енокаева, при выполнении работ по замене облицовки составлялся акт, в котором старые плиты браковались. «Демонтированная облицовка не могла быть ­повторно использована ввиду наличия множественных дефектов в виде трещин, сколов, потертостей. За долгие годы эксплуатации, а также в связи с нарушением ­гидроизоляции на станциях облицовка поменяла свой естественный цвет. Некоторые элементы облицовки были утрачены, а ­карьеры месторождения (например, облицовка путевых стен на станции «Новочеркасская», облицовка внутри вестибюля и облицовка в зоне нижней натяжной эскалаторов станции «Маяковская») закрыты», — утверждает первый зампред.

«Согласовывалась ли замена облицовки с авторами (архитекторами) станций? Не считает ли комитет, что такая замена облицовки является нарушением авторского замысла и, следовательно, нарушением Гражданского кодекса в части защиты авторских прав?» — так звучали наши следующие вопросы. Валентин Енокаев заверил, что во всех случаях было получено согласование проектировщика станций. А он, как известно, в Петербурге один — ­«Ленметрогипротранс».

Работа с проектным институтом иногда приводила к дискуссиям. Если на «Кировском заводе» и «Площади Мужества» новая облицовка «ничем не отличается от изначальной» (в первом случае использовали тот же светло-серый мрамор «Верхняя Сванетия», а во втором — мрамор «Уфалей»), то на других станциях так сделать не удалось.

«Например, в рамках проектирования на капитальный ремонт путевых стен станции «Новочеркасская» поиск исторического облицовочного материала «Буровщина» или приближенного аналога с отечественного месторождения результатов не дал. Поэтому был применен гранит «Мультиколор ред» с ­контрастной текстурой и прожилками темно-коричневых и серых тонов на красно-оранжевом фоне. Аналогичная ситуация была и с заменой облицовки внутри вестибюля и в зоне нижней натяжной эскалаторов станции «Маяковская». Изначально облицовка внутри вестибюля станции «Маяковская» была выполнена из мрамора Газганского месторождения, которое находится в Республике Узбекистан, а облицовка возле натяжной камеры эскалаторов выполнена из сааремского доломита, месторождение которого находится в Эстонской Республике. Но в связи с действующим законодательством РФ в части импортозамещения в строительстве в ходе проектирования на капитальный ремонт вестибюля и наклонного хода станции «Маяковская» для облицовки стен вестибюля был применен мрамор Саянского месторождения, для облицовки стен у натяжной камеры эскалаторов применен известняк елизаветинский», — поделился подробностями Валентин Енокаев.

Как видим, несмотря на колкие замечания пассажиров, ­метрополитен не просто так меняет облик станций, а проводит большую работу. Увы, ее результаты оставляют не самые радостные эмоции: то ли у нынешних сотрудников «Ленметрогипротранса» глаз замылился, то ли вновь найденные месторождения не так богаты камнем, но станции теряют свое прежнее великолепие. И, увы, никто этому мешать не собирается.


#метро #станции метро

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 42 (7125) от 10.03.2022 под заголовком «Облицовка теряет лицо».


Комментарии