Панно для метро. Столичные критики его не оценили

Станция метро «Невский проспект», вступившая в строй летом 1963-го, появилась в те годы, когда предпочтение отдавали экономии и минимализму. Потому и оформлена она весьма лаконично. Между тем газеты сообщали, что на торцевой стене станционного зала появится барельефный портрет Ленина, даже публиковали эскиз будущей композиции. Однако от идеи барельефа по неизвестной нам причине отказались, а спустя год после открытия станции для торца подземного зала было создано панно «Наш город».

Панно для метро. Столичные критики его не оценили | Эскиз панно «Наш город», созданного в 1964 году для станции «Невский проспект», сохранился в фондах Центрального государственного архива литературы и искусства  Санкт-Петербурга./Репродукция. ФОТО автора

Эскиз панно «Наш город», созданного в 1964 году для станции «Невский проспект», сохранился в фондах Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга./Репродукция. ФОТО автора

Оно было написано темперой на холсте и предназначалось для перевода в мраморную мозаику. В творческий коллектив вошли автор подземного зала архитектор Соломон Майофис и художники Александр Королев и Борис Малуев. Их личные дела хранятся в Центральном государственном архиве литературы и искусства. В одном из них, Александра Королева, и удалось обнаружить эскиз панно для «Невского проспекта».

Авторы попытались создать обобщенный образ города-героя. Центральной фигурой на громадной плоскости (54 кв. м) был Ленин, выступающий с трибуны. С левой стороны от него были изображены революционные солдаты и матросы, с правой — защитники Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Ниже — счастливые советские юноши и девушки, дети, несущие модель первого искусственного спутника Земли и спортивные стяги. В композицию вписали эмблемы крупнейших ленинградских предприятий — «Адмиралтейских верфей», «Электросилы» и Кировского завода.

«Историческую» часть картины выполнили красной краской, а современность — серой и красной. Некоторые критики сочли такую гамму невыразительной и «стертой». Тем не менее она перекликалась с цветовым решением станции. В убранстве зала активно применен металл, пилоны и своды покрыты белой краской, а для облицовки путевых стен изначально использовали стеклянные пластинки с ярко-красной подложкой.

Панно неоднократно экспонировалось на художественных выставках в Москве. Столичные критики сходились во мнении, что работа не самая удачная. Так, газета «Советская культура» отмечала: «Авторы механически соединили некоторые характерные приметы из жизни своего города… Панно оставляет зрителей или равнодушными, или рождает чувство недоумения». А в журнале «Октябрь» говорилось, что изображение «раздутое до огромных размеров, недостаточно выразительно по композиции, перегружено множеством фигур и предметов».

Возможно, именно по этим причинам замысел так и остался нереализованным.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».


#история #метро #панно

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 113 (7442) от 23.06.2023 под заголовком «Панно для метро ».


Комментарии