Генплан-2050 предполагает строительство в Петербурге новых линий метро и 120 станций

На днях генеральный подрядчик строительства петербургской подземки «Метрострой Северной столицы» определил организацию, которая займется обеспечением безопасности прокладки новой — коричневой — ветки метрополитена. Это хороший сигнал: значит, планы по запуску в эксплуатацию первого участка шестой линии метро с двумя станциями в будущем году остаются неизменными. Также в 2024‑м должны открыть для пассажиров станцию «Горный институт» на Васильевском острове. А дальше — по генплану-2050: в нем заложено строительство 120 новых вестибюлей и трех линий, включая кольцевую.

Генплан-2050 предполагает строительство в Петербурге новых линий метро и 120 станций | ФОТО Романа ПИМЕНОВА/ТАСС

ФОТО Романа ПИМЕНОВА/ТАСС

Научно-исследовательский проектный институт, выигравший конкурс, обязан за 864,5 миллиона рублей разработать меры безопасности для участка строящейся коричневой ветки от «Казаковской» до «Путиловской». Согласно техническому заданию, на перегоне требуется оборудовать вентиляционные скважины, укрепить конструкции тоннелей, организовать контроль за состоянием грунтов, чтобы не допустить обвалов, размывов и других проблем при строительстве.

Установленные подрядчиком системы мониторинга инженерных конструкций должны будут следить за безопасностью и состоянием тоннелей и после начала движения поездов по Красносельско-Калининской линии. В документе указана и дата исполнения контракта: 15 декабря 2024 года, которая совпадает с планируемым сроком завершения строительства на этом участке.

Коричневая ветка — одна из трех новых линий метрополитена, которые фигурируют в новом генплане. Другую — Адмиралтейско-Охтинскую — намечено проложить от станции «Двинская» до станции «Янино» с тоннелем длиной 18,5 километра. Этот участок будет состоять из 12 станций: «Двинская-2», «Площадь Репина», «Театральная-2», «Адмиралтейская-2», «Михайловская», «Чернышевская-2», «Суворовская-2», «Большеохтинская-2», «Проспект Энергетиков», «Индустриальный проспект», «Улица Коммуны» и «Янино».

Третья будущая линия — кольцевая, которая станет самой длинной, ее протяженность составит 23,57 километра. Она свяжет по периферии все существующие и перспективные ветки подземки.

— Прокладка этой линии была запланирована еще в советские времена. Ее строительство абсолютно необходимо, я бы отнес ее к первоочередным. К распределению пассажиропотока по метро необходимо подходить рационально. Это ненормально, когда все маршруты проходят через центр города: люди теряют время, поезда переполнены. Коричневая ветка, которую начали строить, будет решать эту проблему, но только отчасти. Кольцевая линия должна проходить на большем расстоянии от центра города, по его периферии, только тогда пассажиропотоки перераспределятся, в том числе и с увязкой с маршрутами наземного транспорта. Вопрос должен решаться комплексно, — считает руководитель Совета по транспортным проблемам при Санкт-Петербургском научном центре РАН профессор Олег Белый.

Станции, внесенные в генплан-2050, отнесены к объектам первой очереди — до 2030‑го и в расчетный период — до 2040 года. Впрочем, предположить, что к 2040‑му или даже к 2050 году в городе будет открыто 120 новых станций метрополитена, могут только самые отчаянные оптимисты.

— Напомню, сейчас в Петербурге 72 станции метро. И пока форсированного прорыва в городском метростроении не предвидится — по нескольким причинам. Думается, речи о строительстве более ста станций за столь короткий срок и не идет. Внесение в генплан новых линий и вестибюлей решает в первую очередь задачу резервирования под них земельных участков, что крайне необходимо. Актуальность такой задачи хорошо иллюстрирует пример с будущей станцией «Театральная». Вот уже два десятилетия город не может решить вопрос с собственником Дома быта на углу Лермонтовского проспекта и улицы Декабристов, потому что в свое время этот участок не был зарезервирован под строительство вестибюля станции метро. Результат: в 2024 году город собирается запустить в эксплуатацию участок оранжевой ветки — от «Спасской» до «Горного института», при этом с промежуточной станции — «Театральной» — выхода в город не будет, — поясняет исполнительный директор тоннельной ассоциации «Северо-Запад» Сергей Алпатов.

Почему не следует ожидать, что внесенные в генплан станции и вестибюли будут появляться на территории города как грибы в хороший сезон, тоже понятно. И дело даже не в финансировании — о выделении средств, в том числе с федеральной поддержкой, договариваться можно. Однако осваивать их пока некому. В лучшие времена в строительстве метро в нашем городе были задействованы до 10 тысяч человек, сегодня штат АО «Метрострой Северной столицы» составляет порядка 3 тысяч специалистов.

По оценкам экспертов, для реализации обозначенных в генплане позиций за период до 20 лет необходимо набрать от 15 до 20 тысяч строителей. Только вот взять их неоткуда: большинство специальнос­тей в метростроении требуют профессиональной подготовки, чернорабочими здесь не обойдешься.

— Вопрос можно решать за счет повышения механизации и сокращения доли ручного труда. По приблизительным оценкам, сейчас при прокладке тоннелей доля механизированных работ составляет около 30 %. При использовании проходческого комплекса с диамет­ром щита 10 метров типа «Надежда», который пробивает двухпутный коридор, уровень механизации вырастает до 70 %. Если запустить 14‑метровый щит, доля механизированных работ приблизится к 90 %. Проходческие комплексы на мировом рынке есть. В частности, в Москве закупают щиты китайского производства, и они себя хорошо проявляют, — утверждает руководитель Тоннельной ассоциации.

При этом закупка проходческих комплексов и другого оборудования, в чем городские метростроители сегодня остро нуждаются, должна исходить из уже сделанных проектов на прокладку подземных коридоров и строительства станций. Однако подготовленных проектов сегодня крайне мало, а это работа не одного месяца и даже года. Чтобы разработать проект участка линии метро с двумя станциями, требуется, по сегодняшним раскладам, с учетом прохождения проектом госэкспертизы, от двух до трех лет.

— Однако проектировщики заказов пока не получают. На мой взгляд, первоочередная задача в городском метростроении на сегодняшний день — выстроить четкую программу, в которой были бы учтены все составляющие процесса: проектирование, закупка оборудования, подготовка кадров. Причем программа эта должна быть скрупулезно детализированной. Пока в городе такой прог­раммы нет. Как результат — даже у специалистов нет информации, а значит, и понимания стратегии городского метростроительства, — заявляет Сергей Алпатов.

И все же пусть не детализированный, не особо просчитанный план (его можно назвать концептуальным) по запуску новых станций и линий городским правительством обозначен. На 2024 год намечено открытие участка Правобережной линии — от «Спасской» до «Горного института», но без «Театральной». В этом же году ожидаем запуска в эксплуатацию первой очереди новой Красносельско-Калининской линии от «Казаковской» до «Путиловской».

Затем будем ждать 2026‑й, на который запланировано продление Невско-Василеостровской линии от «Беговой» до «Каменки» с промежуточной станцией «Богатырская». Тогда же можно с осторожным оптимизмом ожидать открытия «Театральной». А в 2027 году планируют сдать метрополитену еще одно электродепо — «Красносельское».

В 2028‑м намечено завершение продления Фрунзенско-Приморской линии — от станции «Комендантский проспект» до станции «Шуваловский проспект», которая станет переходной на третью линию метро — к «Каменке». Тогда же ожидается давно анонсированное сооружение и открытие второго выхода со станции «Балтийская» — к Измайловскому проспекту. Сегодня «Балтийская» одна из самых перегруженных станций подземки.

Несколько крупных событий запланировано на 2029 год. К этому времени планируют построить второй вестибюль станции «Василеостровская», здесь ситуация со входом и выходом пассажиров тоже очень напряженная. Еще одно большое событие года — открытие участка Правобережной линии от «Улицы Дыбенко» до «Кудрово» и ввод электродепо «Правобережное», которое будет построено за станцией «Кудрово». Жители нового города-спутника уже сейчас испытывают большие транспортные проблемы. Также в 2029‑м планируют открыть учас­ток Красносельско-Калининской линии от «Путиловской» до «Каретной» с промежуточными станциями «Броневая», «Заставская» и «Боровая».

Таковы планы на ближайшие годы. Насколько они сбудутся, покажет время.


#Генплан #метро #строительство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 200 (7529) от 24.10.2023 под заголовком «Подземка прирастет ветками».


Комментарии