О глубоком будущем. Новый генплан Петербурга может «уйти под землю»

Петербург должен расти не вширь, а вглубь. И чем больше подземного пространства под городом будет освоено, тем комфортнее станет жителям. Проблемы освоения подземных горизонтов рассмотрели на объединенном совете по транспортным системам в Санкт-Петербургском научном центре Российской академии наук.

О глубоком будущем. Новый генплан Петербурга может «уйти под землю»  | ФОТО Светланы ХОЛЯВЧУК/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Светланы ХОЛЯВЧУК/ИНТЕРПРЕСС

Вопрос особенно актуален сейчас, когда разрабатывается новый генеральный план города. В научном совете считают, что в нем обязательно должна быть заложена, может быть, отдельным разделом, программа развития подземного пространства.

- Петербург сегодня значительно отстает от мировых темпов подземного строительства. Это обусловлено прежде всего отсутствием обоснованной долгосрочной программы развития подземного пространства в городе. Сегодня центр северной столицы задыхается от пробок, торговые и складские помещения занимают значительную часть городской территории, ухудшается экологическая обстановка. В связи с этим невозможно добиться комфортного проживания и даже пребывания туристов в центре Петербурга, - отметил в своем докладе генеральный директор саморегулируемой организации «Подземстрой» Сергей Алпатов.

Конечно, проблему развития подземного пространства рассматривают в нашем городе не первый раз. Почти четыре десятилетия назад решением Ленгорисполкома была утверждена генеральная схема организации и использования подземного пространства. Это был многотомный труд с анализом, схемами, расчетами и конкретными проектами, над которым в течение пяти лет работали специалисты 17 научных и проектных институтов города во главе с ЛенНИИпроектом. Та генеральная схема до сих пор может являться примером смелого взгляда в будущее, а предложенные в ней проекты не потеряли актуальности до сих пор.

В долгосрочной градостроительной программе предполагалась пробивка десятка крупных автомобильных подземных проходов, а также соединение Московского и Финляндского вокзалов железнодорожным тоннелем под Невой. Планировалось обустройство транспортно-пересадочных узлов под площадью Мира, ныне Сенная, площадями Восстания и Заневской. Кстати, специалисты и сегодня утверждают, что единственной возможностью разгрузки центра города является пробивка подземных транспортных коридоров под площадью Восстания. Причем при нынешних технологиях строительства никаких технических сложностей в реализации такого проекта эксперты не видят.

Любопытно, что особое внимание в генеральной схеме 1983 года уделялось подземным парковкам. В районе озера Долгое тогда не было еще построено ни одного жилого дома, а подземные гаражи в документе уже были прописаны. Это притом что в то время редкий житель города обладал личным транспортом. Но составителей схемы можно считать провидцами. По их расчетам, к 2000 году на тысячу жителей должно было приходиться 180 машин. И они не ошиблись. Сейчас - еще больше, почти 250, и проблема парковок остается одной из самых злободневных. Это и понятно: кроме как под землю прятать автомобили в городе некуда.

В генеральной схеме 1983 года предполагалось строительство транспортных тоннелей по трассам будущих транзитных магистралей скоростного и непрерывного движения. Единая система меридиональных и широтных магистралей должна была связать между собой всю систему расселения - пригород, районы нового строительства, центральные районы и ядро города. В соответствии с заглубленными магистралями предусматривалось сооружение крупных подземных стоянок в трех поясах: на въездах в город у конечных станций метро, на подходах к центру города и вокруг исторического центра.

Подобный единый комплексный проект обустройства городского подземного пространства, по оценкам специалистов, был создан впервые в мире. В Канаде похожие разработки появились через 10, а в Китае - через 25 лет после Ленинграда. Градостроительная программа освоения подземного пространства города была рассчитана на 20 лет - до 2000 года. Почему она не была реализована, объяснять не надо: вторая половина 1980-х и 1990-е годы - тяжелейший период в стране.

Сегодня у Петербурга нет ни плана, ни схемы развития подземного строительства. Освоение глубинных пространств ограничивается в основном строительством метро. И то с огромным отставанием от необходимого. Медвежьих углов, если говорить об обеспечении транспортом, даже в центре города предостаточно. Можно вспомнить, например, о Театральной площади, куда метро не могут провести десятки лет. И даже при ожидаемом пуске новой линии до Большого проспекта Васильевского острова будущая станция «Театральная» еще надолго останется без выхода в город.

Если сравнить территории некоторых городов мира с Петербургом и количество станций метрополитена, то картина далеко не в нашу пользу. По сравнению с Москвой, где сейчас 221 станция, в пересчете на квадратные километры, в Петербурге должно быть почти в два раза больше метровокзалов - 124 вместо нынешних 69. Еще менее привлекательно мы выглядим в сравнении с некоторыми городами Европы. Площадь Вены, например, в три с половиной раза меньше, чем Петербурга, а станций метро там 104. Милан по своей территории уступает Петербургу в 8 раз, а в городском метрополитене 113 станций.

Впрочем, неиспользование подземного пространства, в том числе для строительства метрополитена, давнишняя российская болезнь, к тому же резко обострившаяся в последние три десятилетия.

- Семь эксплуатируемых на данный момент метрополитенов и один метротрам России обладают колоссальным нереализованным потенциалом. В 1980-х годах начаты, а ныне приостановлены работы по строительству метрополитенов в шести городах-миллионниках: Красноярске, Перми, Уфе, Челябинске, Омске, Ростове-на-Дону, в каждом из которых на протяжении десятилетий существуют нерешенные транспортные проблемы, а комфортность проживания горожан оставляет желать лучшего, - пояснил руководитель «Подземстроя».

В объединенном научном совете по транспортным системам Петербургского центра РАН считают, что разработка полноценного генерального плана северной столицы с учетом использования подземного пространства города сегодня становится ключевой задачей.

- С учетом задач, названных в «майском указе» президента России № 204 этого года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», новый генплан должен содержать информацию по видам, объемам, стадиям и последовательности работ по освоению подземного пространства Петербурга. И учитывать научные разработки, методики расчета, современные технологии проектирования и строительства подземных сооружений, - считает председатель совета, доктор технических наук, профессор Олег Белый.

#транспорт #метро #строительство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 227 (6336) от 05.12.2018 под заголовком «О глубоком будущем».


Комментарии