О глубоком будущем. Новый генплан Петербурга может «уйти под землю»

Петербург должен расти не вширь, а вглубь. И чем больше подземного пространства под городом будет освоено, тем комфортнее станет жителям. Проблемы освоения подземных горизонтов рассмотрели на объединенном совете по транспортным системам в Санкт-Петербургском научном центре Российской академии наук.

О глубоком будущем. Новый генплан Петербурга может «уйти под землю»  | ФОТО Светланы ХОЛЯВЧУК/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Светланы ХОЛЯВЧУК/ИНТЕРПРЕСС

Вопрос особенно актуален сейчас, когда разрабатывается новый генеральный план города. В научном совете считают, что в нем обязательно должна быть заложена, может быть, отдельным разделом, программа развития подземного пространства.

- Петербург сегодня значительно отстает от мировых темпов подземного строительства. Это обусловлено прежде всего отсутствием обоснованной долгосрочной программы развития подземного пространства в городе. Сегодня центр северной столицы задыхается от пробок, торговые и складские помещения занимают значительную часть городской территории, ухудшается экологическая обстановка. В связи с этим невозможно добиться комфортного проживания и даже пребывания туристов в центре Петербурга, - отметил в своем докладе генеральный директор саморегулируемой организации «Подземстрой» Сергей Алпатов.

Конечно, проблему развития подземного пространства рассматривают в нашем городе не первый раз. Почти четыре десятилетия назад решением Ленгорисполкома была утверждена генеральная схема организации и использования подземного пространства. Это был многотомный труд с анализом, схемами, расчетами и конкретными проектами, над которым в течение пяти лет работали специалисты 17 научных и проектных институтов города во главе с ЛенНИИпроектом. Та генеральная схема до сих пор может являться примером смелого взгляда в будущее, а предложенные в ней проекты не потеряли актуальности до сих пор.

В долгосрочной градостроительной программе предполагалась пробивка десятка крупных автомобильных подземных проходов, а также соединение Московского и Финляндского вокзалов железнодорожным тоннелем под Невой. Планировалось обустройство транспортно-пересадочных узлов под площадью Мира, ныне Сенная, площадями Восстания и Заневской. Кстати, специалисты и сегодня утверждают, что единственной возможностью разгрузки центра города является пробивка подземных транспортных коридоров под площадью Восстания. Причем при нынешних технологиях строительства никаких технических сложностей в реализации такого проекта эксперты не видят.

Любопытно, что особое внимание в генеральной схеме 1983 года уделялось подземным парковкам. В районе озера Долгое тогда не было еще построено ни одного жилого дома, а подземные гаражи в документе уже были прописаны. Это притом что в то время редкий житель города обладал личным транспортом. Но составителей схемы можно считать провидцами. По их расчетам, к 2000 году на тысячу жителей должно было приходиться 180 машин. И они не ошиблись. Сейчас - еще больше, почти 250, и проблема парковок остается одной из самых злободневных. Это и понятно: кроме как под землю прятать автомобили в городе некуда.

В генеральной схеме 1983 года предполагалось строительство транспортных тоннелей по трассам будущих транзитных магистралей скоростного и непрерывного движения. Единая система меридиональных и широтных магистралей должна была связать между собой всю систему расселения - пригород, районы нового строительства, центральные районы и ядро города. В соответствии с заглубленными магистралями предусматривалось сооружение крупных подземных стоянок в трех поясах: на въездах в город у конечных станций метро, на подходах к центру города и вокруг исторического центра.

Подобный единый комплексный проект обустройства городского подземного пространства, по оценкам специалистов, был создан впервые в мире. В Канаде похожие разработки появились через 10, а в Китае - через 25 лет после Ленинграда. Градостроительная программа освоения подземного пространства города была рассчитана на 20 лет - до 2000 года. Почему она не была реализована, объяснять не надо: вторая половина 1980-х и 1990-е годы - тяжелейший период в стране.

Сегодня у Петербурга нет ни плана, ни схемы развития подземного строительства. Освоение глубинных пространств ограничивается в основном строительством метро. И то с огромным отставанием от необходимого. Медвежьих углов, если говорить об обеспечении транспортом, даже в центре города предостаточно. Можно вспомнить, например, о Театральной площади, куда метро не могут провести десятки лет. И даже при ожидаемом пуске новой линии до Большого проспекта Васильевского острова будущая станция «Театральная» еще надолго останется без выхода в город.

Если сравнить территории некоторых городов мира с Петербургом и количество станций метрополитена, то картина далеко не в нашу пользу. По сравнению с Москвой, где сейчас 221 станция, в пересчете на квадратные километры, в Петербурге должно быть почти в два раза больше метровокзалов - 124 вместо нынешних 69. Еще менее привлекательно мы выглядим в сравнении с некоторыми городами Европы. Площадь Вены, например, в три с половиной раза меньше, чем Петербурга, а станций метро там 104. Милан по своей территории уступает Петербургу в 8 раз, а в городском метрополитене 113 станций.

Впрочем, неиспользование подземного пространства, в том числе для строительства метрополитена, давнишняя российская болезнь, к тому же резко обострившаяся в последние три десятилетия.

- Семь эксплуатируемых на данный момент метрополитенов и один метротрам России обладают колоссальным нереализованным потенциалом. В 1980-х годах начаты, а ныне приостановлены работы по строительству метрополитенов в шести городах-миллионниках: Красноярске, Перми, Уфе, Челябинске, Омске, Ростове-на-Дону, в каждом из которых на протяжении десятилетий существуют нерешенные транспортные проблемы, а комфортность проживания горожан оставляет желать лучшего, - пояснил руководитель «Подземстроя».

В объединенном научном совете по транспортным системам Петербургского центра РАН считают, что разработка полноценного генерального плана северной столицы с учетом использования подземного пространства города сегодня становится ключевой задачей.

- С учетом задач, названных в «майском указе» президента России № 204 этого года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», новый генплан должен содержать информацию по видам, объемам, стадиям и последовательности работ по освоению подземного пространства Петербурга. И учитывать научные разработки, методики расчета, современные технологии проектирования и строительства подземных сооружений, - считает председатель совета, доктор технических наук, профессор Олег Белый.

#транспорт #метро #строительство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 227 (6336) от 05.12.2018 под заголовком «О глубоком будущем».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне
05 Сентября 2018

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне

В чем выгода пробивки двухпутного тоннеля в метро и почему щит стоит в разобранном состоянии – разбираемся в нашем материале.

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин
31 Июля 2018

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин

Плавучий ресторан в виде кита, пришвартованный напротив парка имени Бабушкина, может оставаться в Неве еще несколько лет. Это произошло несмотря на то, что речь идет об охранной зоне.

В бланках квартплаты нашлось покушение на мошенничество?
13 Июля 2018

В бланках квартплаты нашлось покушение на мошенничество?

Петербуржцы заплатили неведомые майские долги, которые были массово указаны в долговых счетах ВЦКП. Насколько это оказалось законно? Мы разобрались в вопросе.

Какой будет шестая линия метро в Петербурге
11 Июля 2018

Какой будет шестая линия метро в Петербурге

Метростроители начали монтаж щита для пробивки тоннеля Красносельско-Калининской линии. На всех новых шахтах окружной линии побывали корреспонденты «Санкт-Петербургских ведомостей».

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»
19 Июня 2018

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»

Продолжается строительство самого высокого здания в Северной столице. «СПб ведомости» рассказывают о процессе работы, сроках сдачи в эксплуатацию и о том, когда же «белые воротнички» начнут обживать б...

«Ресторану-киту» нигде не рады
05 Июня 2018

«Ресторану-киту» нигде не рады

У стенки Невы напротив парка имени Бабушкина причалил огромный дебаркадер, по форме напоминающий кита или самолет с отвалившимися крыльями. Это плавучий ресторан, которому много лет не могли найти мес...

«Рыба-кит» на Неве возмутила петербуржцев
01 Июня 2018

«Рыба-кит» на Неве возмутила петербуржцев

Напротив парка Бабушкина в Невском районе на днях появилось странное плавучее сооружение, внешне напоминающее рыбу. Петербуржцы крайне негативно отнеслись к появлению этого новшества.

Мост Бетанкура: нужный, длинный, велосипедный
15 Мая 2018

Мост Бетанкура: нужный, длинный, велосипедный

В минувшее воскресенье открыли мост Бетанкура, одну из самых длинных переправ в нашем городе. В преддверии своего 315-го дня рождения Петербург впервые получил бесплатную круглосуточную транспортную с...

Патриарший покой курируют свыше
12 Октября 2017

Патриарший покой курируют свыше

Церковный объект в Пушкине украсят апартаментами

На арену вышли дворники
04 Июля 2017

На арену вышли дворники

Две сотни рабочих приняли участие в уборке территории после финального матча Кубка конфедераций-2017 и церемонии закрытия турнира.

Парк победы капитала
17 Апреля 2017

Парк победы капитала

В Черную книгу Всемирного клуба петербуржцев включен Приморский парк Победы, в Красную книгу - «судебный» квартал и фабрика «Красное знамя». Таковы главные итоги пятничного заседания клубного «кругло...