О глубоком будущем. Новый генплан Петербурга может «уйти под землю»

Петербург должен расти не вширь, а вглубь. И чем больше подземного пространства под городом будет освоено, тем комфортнее станет жителям. Проблемы освоения подземных горизонтов рассмотрели на объединенном совете по транспортным системам в Санкт-Петербургском научном центре Российской академии наук.

О глубоком будущем. Новый генплан Петербурга может «уйти под землю»  | ФОТО Светланы ХОЛЯВЧУК/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Светланы ХОЛЯВЧУК/ИНТЕРПРЕСС

Вопрос особенно актуален сейчас, когда разрабатывается новый генеральный план города. В научном совете считают, что в нем обязательно должна быть заложена, может быть, отдельным разделом, программа развития подземного пространства.

- Петербург сегодня значительно отстает от мировых темпов подземного строительства. Это обусловлено прежде всего отсутствием обоснованной долгосрочной программы развития подземного пространства в городе. Сегодня центр северной столицы задыхается от пробок, торговые и складские помещения занимают значительную часть городской территории, ухудшается экологическая обстановка. В связи с этим невозможно добиться комфортного проживания и даже пребывания туристов в центре Петербурга, - отметил в своем докладе генеральный директор саморегулируемой организации «Подземстрой» Сергей Алпатов.

Конечно, проблему развития подземного пространства рассматривают в нашем городе не первый раз. Почти четыре десятилетия назад решением Ленгорисполкома была утверждена генеральная схема организации и использования подземного пространства. Это был многотомный труд с анализом, схемами, расчетами и конкретными проектами, над которым в течение пяти лет работали специалисты 17 научных и проектных институтов города во главе с ЛенНИИпроектом. Та генеральная схема до сих пор может являться примером смелого взгляда в будущее, а предложенные в ней проекты не потеряли актуальности до сих пор.

В долгосрочной градостроительной программе предполагалась пробивка десятка крупных автомобильных подземных проходов, а также соединение Московского и Финляндского вокзалов железнодорожным тоннелем под Невой. Планировалось обустройство транспортно-пересадочных узлов под площадью Мира, ныне Сенная, площадями Восстания и Заневской. Кстати, специалисты и сегодня утверждают, что единственной возможностью разгрузки центра города является пробивка подземных транспортных коридоров под площадью Восстания. Причем при нынешних технологиях строительства никаких технических сложностей в реализации такого проекта эксперты не видят.

Любопытно, что особое внимание в генеральной схеме 1983 года уделялось подземным парковкам. В районе озера Долгое тогда не было еще построено ни одного жилого дома, а подземные гаражи в документе уже были прописаны. Это притом что в то время редкий житель города обладал личным транспортом. Но составителей схемы можно считать провидцами. По их расчетам, к 2000 году на тысячу жителей должно было приходиться 180 машин. И они не ошиблись. Сейчас - еще больше, почти 250, и проблема парковок остается одной из самых злободневных. Это и понятно: кроме как под землю прятать автомобили в городе некуда.

В генеральной схеме 1983 года предполагалось строительство транспортных тоннелей по трассам будущих транзитных магистралей скоростного и непрерывного движения. Единая система меридиональных и широтных магистралей должна была связать между собой всю систему расселения - пригород, районы нового строительства, центральные районы и ядро города. В соответствии с заглубленными магистралями предусматривалось сооружение крупных подземных стоянок в трех поясах: на въездах в город у конечных станций метро, на подходах к центру города и вокруг исторического центра.

Подобный единый комплексный проект обустройства городского подземного пространства, по оценкам специалистов, был создан впервые в мире. В Канаде похожие разработки появились через 10, а в Китае - через 25 лет после Ленинграда. Градостроительная программа освоения подземного пространства города была рассчитана на 20 лет - до 2000 года. Почему она не была реализована, объяснять не надо: вторая половина 1980-х и 1990-е годы - тяжелейший период в стране.

Сегодня у Петербурга нет ни плана, ни схемы развития подземного строительства. Освоение глубинных пространств ограничивается в основном строительством метро. И то с огромным отставанием от необходимого. Медвежьих углов, если говорить об обеспечении транспортом, даже в центре города предостаточно. Можно вспомнить, например, о Театральной площади, куда метро не могут провести десятки лет. И даже при ожидаемом пуске новой линии до Большого проспекта Васильевского острова будущая станция «Театральная» еще надолго останется без выхода в город.

Если сравнить территории некоторых городов мира с Петербургом и количество станций метрополитена, то картина далеко не в нашу пользу. По сравнению с Москвой, где сейчас 221 станция, в пересчете на квадратные километры, в Петербурге должно быть почти в два раза больше метровокзалов - 124 вместо нынешних 69. Еще менее привлекательно мы выглядим в сравнении с некоторыми городами Европы. Площадь Вены, например, в три с половиной раза меньше, чем Петербурга, а станций метро там 104. Милан по своей территории уступает Петербургу в 8 раз, а в городском метрополитене 113 станций.

Впрочем, неиспользование подземного пространства, в том числе для строительства метрополитена, давнишняя российская болезнь, к тому же резко обострившаяся в последние три десятилетия.

- Семь эксплуатируемых на данный момент метрополитенов и один метротрам России обладают колоссальным нереализованным потенциалом. В 1980-х годах начаты, а ныне приостановлены работы по строительству метрополитенов в шести городах-миллионниках: Красноярске, Перми, Уфе, Челябинске, Омске, Ростове-на-Дону, в каждом из которых на протяжении десятилетий существуют нерешенные транспортные проблемы, а комфортность проживания горожан оставляет желать лучшего, - пояснил руководитель «Подземстроя».

В объединенном научном совете по транспортным системам Петербургского центра РАН считают, что разработка полноценного генерального плана северной столицы с учетом использования подземного пространства города сегодня становится ключевой задачей.

- С учетом задач, названных в «майском указе» президента России № 204 этого года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», новый генплан должен содержать информацию по видам, объемам, стадиям и последовательности работ по освоению подземного пространства Петербурга. И учитывать научные разработки, методики расчета, современные технологии проектирования и строительства подземных сооружений, - считает председатель совета, доктор технических наук, профессор Олег Белый.

#транспорт #метро #строительство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 227 (6336) от 05.12.2018 под заголовком «О глубоком будущем».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.