Недоступные метры доступного жилья. Более 340 семей приобрели квартиры по городской программе «Нулевая ипотека»

Об этом сообщили в Центре доступного жилья. Даже учитывая, что эта недавно стартовавшая программа только набирает популярность — результат чрезвычайно скромный. И дело не в недостатке денег. Город уже вложил в «Нулевую ипотеку» более 2 миллиардов рублей. На каждую из 340 семей, получается, по 5,8 миллиона рублей. Весомо! И вложит еще почти 2,9 миллиарда. Подать заявку на участие в программе можно до ноября. Но желающих не так уж много. В чем причина? Только ли в недостаточной информированности граждан?

Недоступные метры доступного жилья. Более 340 семей приобрели квартиры по городской программе «Нулевая ипотека» | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

В программу могут вписаться молодые очередники. Те, кому еще не исполнилось 35 лет: как семьи (если хотя бы один супруг еще не достиг 35‑летия), так и пока еще холостые и незамужние граждане. Приоритет отдается многодетным семьям: с тремя и более детьми. Остальные получают помощь по очереди: в зависимости от даты вступления в программу.

«Нулевая ипотека» — реально нулевая. Это беспроцентный кредит на покупку жилья, который город дает на 20 лет. Правда, при этом участник программы должен выполнить несколько важных условий. Первое — иметь собственные средства на оплату 10 % стоимости жилья. Второе — покупать квартиру следует в аккредитованных жилых комплексах. Их в перечне более 60: Парголово, Лахта, намыв, Колпино, Понтонный, Шушары, Гатчинский, Ломоносовский и Всеволожский районы Ленобласти…

Центр доступного жилья планирует в ближайшее время аккредитовать еще 5 объектов строительства, самые «городские» из которых расположены неподалеку от железнодорожной станции Предпортовая и на улице Академика Константинова. Но и цена квадратного метра в них соответствующая: переваливает за 250 тысяч рублей. Так что стоимость «однушки» может дойти до 9 миллионов рублей и больше.

У застройщиков, как правило, есть собственные условия. Так, некоторые из них ограничивают долю платежа за счет бюджетной ипотеки, то есть к этой доле участникам программы придется добавлять свои средства или заемные (но уже далеко не под нулевой процент). В общем, с финансами все непросто. И участвовать в любой из госпрограмм имеет смысл лишь тем очередникам, у которых уже есть стартовый капитал.

Ну и… Слов нет, высотные «муравейники» в еще не обжитых «спальных» районах — это, наверное, не вполне то, о чем мечтают молодые семьи. Однако пусть мечты не заслоняют реальность. Получение государственных денег всегда требовало от граждан, если можно так выразиться, скромности в своих устремлениях. Да и развиваются такие районы быстро. Многолюдность привлекает сюда торговлю, а также заставляет власти озаботиться открытием детских садов, школ и поликлиник.

Кстати сказать, судя по информации Центра лицензирования, именно на новостройки приходится основная масса открываемых в последние годы частных детсадов, развивающих и игровых центров, негосударственных учреждений дополнительного образования… Словом, в этих районах складывается совершенно особая атмосфера, отличная от того, к чему привыкли, скажем, жители давно обжитых мест, которые полагаются в основном на школьные кружки и государственные «дома пионеров и школьников».

Есть в «Нулевой ипотеке», как и во всех бюджетных программах улучшения жилищных условий, обстоятельство, которое множество граждан воспринимают как минимум с неприязнью, как максимум — в штыки.

Очередники хотели бы видеть в гос­помощи заботу исключительно о них. Между тем многие подозревают, что в первую очередь бюджет заботится о строительном бизнесе, увеличивая количество платежеспособных покупателей. Специалисты рынка недвижимости утверждают, что подобные программы помогают одним гражданам, но при этом способствуют увеличению стоимости квартир для других, не стоящих на очереди…

Вечный конфликт «льготников» и «нельготников». Хотя, возможно, жесткие условия приобретения жилья примирят одних с другими. Ведь если бы льготные квартиры доставались легко, то их бы хватали, как горячие хот-доги. Так ведь нет!

Так же медленно движется и другая разрекламированная городом прог­рамма — восстановление и заселение исторического квартала на Кондратьевском проспекте, 40, который во многом формирует облик проспекта. Долгое время за него не брался ни один инвестор. Городу пришлось это сделать за свой счет. И счет этот теперь надлежит оплатить покупателям квартир — участникам жилищных программ.

Первые три корпуса (4‑й, 5‑й и 8‑й) были восстановлены еще в 2021 году, затем наступила очередь 2‑го и 3‑го, а потом и 1‑го, 9‑го и 11‑го. 10‑й корпус, фасадом выходящий на Кондратьевский проспект (в нескольких десятках метров от пересечения с Полюстровским), а также 7‑й (наиболее пострадавший от времени) — еще «не доросли». Ну а вокруг тех восьми, что «доросли», ажиотажа не наблюдается: более 200 квартир еще не востребованы. Причина?.. Деньги!

Квадратный метр в квартале стоит более 200 тысяч рублей. Это, как говорится, рыночная цена, установленная городом. На самом деле «льготники» (в данном случае участники жилищных программ) должны заплатить по 140 с небольшим тысяч, которые можно собрать «с миру по нитке»: собственные средства, социальные выплаты по жилищным программам, ипотечные кредиты…

Отметим, что в том же районе (буквально в соседнем доме) на «вторичке» продается жилье по 130 тысяч рублей за квадратный метр. Но на его приобретение «нулевую ипотеку» вряд ли дадут.


#ипотека #квартиры #проблемы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 164 (7493) от 04.09.2023 под заголовком «Недоступные метры доступного жилья».


Комментарии