На якорь в Лисьем Носу

Планируя его создание, Смольный надеется, что ему не будет равных в России. При этом власти обещают учесть и пожелания жителей Петербурга. Правда, на призыв профильного комитета Смольного, который представил на своем портале «черновик» широкой кластерной инфраструктуры, в июне откликнулись не так много петербуржцев. Поэтому сроки подачи предложений решили продлить. Но уже ясно, что одна из инициатив, скорее всего, будет воплощена: на этой территории может появиться экологический музей.

На якорь в Лисьем Носу | ФОТО Марии ШЕРИХ

ФОТО Марии ШЕРИХ

Пока трудно судить, будет ли это музей Балтийского моря или на отведенном под кластер участке разместится Российский музей Арктики и Антарктики, если он все-таки покинет принадлежавшее Никольской церкви здание на улице Марата. Некоторые жители Центрального района «арктический» профиль такого просветительского проекта вполне допускают. И даже советуют перевести ледокол «Красин», много лет стоящий у набережной Лейтенанта Шмидта, в ту часть Финского залива, которая прилегает к Лисьему Носу.

Технически это допустимо, ведь кластер предполагается разместить на месте бывшей рабочей площадки комплекса защитных сооружений от наводнений «Горская». Там просторная акватория, есть причальные стенки: при строительстве дамбы туда заходили груженные щебнем и гранитными блоками баржи. Да и содержательная сторона проекта не вызывает вопросов: неподалеку Кронштадт, откуда отправлялись покорять арктические земли российские экспедиции. Так что в целом такая идея имеет право на существование, полагают чиновники.

- Других заслуживающих внимания инициатив пока не поступило, и это понятно: летний сезон, - говорит заместитель председателя профильного комитета Иван Серебрицкий. - Большинство предложений так или иначе перекликалось с теми замыслами, которые уже были озвучены. Например, по созданию в этом районе рекреационной зоны или особо охраняемой природной территории (ООПТ).

В 2018 году ученые приступят к изучению большого (272 га) лесного массива, опоясывающего участок будущего кластера, для выявления краснокнижных представителей флоры и фауны. Первоначальные полевые осмотры показали, что там и в самом деле можно встретить некоторые виды не только редких для этих широт растений (восковник болотный, фиалка топяная и др.), но и птиц (иволга, пестрый дятел, чеглок).

На всесезонное глубокое обследование уйдет не меньше года. Кроме научных работ могут понадобиться и геодезические - для определения границ ООПТ. Затем будет разработан проект новой заповедной зоны, по которому в Петербурге пройдут, как водится, общественные слушания.

Между тем концепцию кластера намечено подготовить до конца года (на эти цели, возможно, удастся привлечь средства международного гранта, около 50 тыс. евро). За такую работу готовы взяться и финские экологи, и специалисты Леонтьевского центра - известной петербургской исследовательской организации. Хотя в городском природоохранном комитете уже многое сделано по формированию концептуальных решений для кластера, который объединит потенциал петербургских вузов, научно-исследовательских организаций и предприятий, имеющих отношение к экологической сфере. Прообразом такой многофункциональной структуры были научно-производственные объединения советской поры. В том числе ленинградские.

Объем инвестиций, необходимых для открытия самого кластера, сегодня можно прикинуть опять же лишь в черновом виде. Все будет зависеть от того, что реально войдет в его инфраструктуру из научных, производственных и выставочных объектов. Форум-выставка «Экология большого города», ежегодно проводимый в северной столице, убеждает, что и выставочный формат привлекателен: «отметиться» там считают нужным до полусотни регионов России.

- Мы внимательно изучили опыт развития петербургских кластеров, тяготеющих к таким направлениям, как природопользование, энергоэффективность, ресурсосбережение, - продолжает Иван Серебрицкий. - Были переговоры с представителями городов-побратимов Гамбурга и Турку. Некоторый интерес к этой работе выразили Эстония и Израиль, а китайцы готовы не просто наладить взаимодействие с будущим кластером, но и рассмотреть проект с точки зрения инвестирования.

Конечно, к этому начинанию с особым интересом относятся страны Балтики. Не исключено, что на кластерной территории обоснуется представительство Хельсинкской комиссии по защите морской среды Балтийского моря.

Стоит напомнить, что в перечень предварительных приложений, которые чиновники вынесли на обсуждение общественности, попросив изменить или дополнить этот ряд, вошли Институт проблем Балтики, реабилитационный комплекс для временного содержания диких животных, центр по тестированию экологического оборудования и техники, единый диспетчерский центр городских аварийных служб. В этом месте наверняка удастся собрать весь природоохранный флот Петербурга, построив там еще и ремонтно-механические мастерские.

Смольный нуждается в подобных объектах, поэтому готов подставить плечо в виде бюджетных субсидий. Но в целом экологический кластер планируется делать на принципах государственно-частного партнерства.

Некоторые из высказанных идей витали в воздухе: к примеру, строительство на территории кластера велодорожек. Использовать там альтернативные виды транспорта предполагалось с самого начала. Обратная связь, однако, не прекращена - высказать свои пожелания любой желающий может и сегодня. Такая практика применялась не раз, в том числе при обновлении, «перезагрузке» экологической политики Петербурга. А представители общественных организаций и ученые выскажут свои здравые суждения еще и в ходе общественных слушаний кластерного проекта.

#рекреационная зона #«Красин» #кластер

Комментарии