На карте Росреестра — вся Россия: эта служба стала одной из востребованных у наших граждан

Нынешний год — юбилейный для Росреестра, ведомству исполняется 15 лет. Служба по государственной регистрации, кадастру и картографии — одна из самых востребованных у жителей страны, большинство из нас обращались в это ведомство за различными услугами. Об истории и актуальных направлениях работы специалистов службы в нашем городе корреспонденту «Санкт-Петербургских ведомостей» Олегу БЕЛОВУ рассказал руководитель управления Росреестра по Санкт-Петербургу Владимир КОРЕЛИН.

На карте Росреестра — вся Россия: эта служба стала одной из востребованных у наших граждан | ФОТО предоставлено Управлением Росреестра по  Санкт-Петербургу

ФОТО предоставлено Управлением Росреестра по Санкт-Петербургу

— Владимир Владимирович, как все начиналось, когда была образована служба?

— Указом президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 года Федеральная регистрационная служба была пере­именована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Ведомству были переданы функции Федерального агентства геодезии и картографии и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости. На службу были возложены функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации. Как видите, довольно объемный пакет услуг, причем особенно востребованных у населения.

— По вашей оценке, что было самым важным, какие задачи ставились?

— За эти 15 лет, особенно за последние три года, в системе Рос­реестра произошли большие изменения. Создан Единый государственный реестр недвижимости, объединивший системы кадастрового учета и регистрации прав. Реализованы современные цифровые технологии и экстерриториальный принцип оказания госуслуг.

В 2020 году Росреестр перешел в прямое подчинение правительству Российской Федерации с передачей ему полномочий по нормативному регулированию в сфере земли и недвижимости. За прошедшее время при участии ведомства были разработаны и приняты более 60 федеральных законов, упрощающих оформление прав на недвижимость, направленных на решение конкретных задач граждан, органов власти и бизнеса. Особое внимание уделяется усилению кадрового потенциала. Впервые создан консорциум по развитию образования в сфере геоинформационных технологий и системы пространственных данных. Служащие управления обучаются и повышают квалификацию в головном вузе образовательного консорциума — Московском государственном университете геодезии и картографии.

— Одной из самых актуальных услуг, видимо, остаются сделки с недвижимостью. Что изменилось для участников рынка в этой сфере?

— Прежде всего в работе мы ориентируемся на максимально комфортное и оперативное взаимодействие с клиентами. Процесс оформления сделок с недвижимостью в Петербурге за эти годы стал удобнее и в разы быстрее. Например, подать документы на бумаге сейчас можно в любом из 69 офисов городских МФЦ, в том числе по объектам недвижимости, находящимся в других регионах страны.

Объем экстерриториального приема увеличился в 3 раза по сравнению с 2019 годом. Более половины заявителей выбирают для себя электронный способ подачи документов. Сейчас 93 % договоров участия в долевом строительстве, 88 % ипотек поступает в электронном виде. При этом 94 % заявок по электронной ипотеке регистрируется за 1 день. Фактические сроки регистрации прав, кадастрового учета сократились с 6 и 5 дней в 2020‑м до двух дней в нынешнем году. За год управление предоставляет более миллиона услуг в учетно-регистрационной сфере. Наши коллеги из филиала ППК «Роскадастр» выдают более миллиона сведений из ЕГРН. За счет широкого внедрения цифровых технологий эти процессы проходят гораздо быстрее. И главное — экономят время наших клиентов.

— Какие задачи перед управлением ставятся сегодня?

— Цифровая трансформация ведомства продолжается, в том числе с применением искусственного интеллекта. Новый цифровой сервис «Умный кадастр» распознает контуры объектов недвижимости и проверяет их на предмет наличия сведений в ЕГРН. Цифровой помощник «ЕВА» помогает сотрудникам МФЦ при приеме документов на регистрацию прав заполнить заявления, а государственным регистраторам — вводить сведения в ЕГРН и проводить правовую экспертизу. Это минимизирует рутинные операции и сберегает время.

Приоритетное направление в нашей работе — исполнение поручений президента Российской Федерации по вопросам реализации государственной программы «Национальная система пространственных данных». НСПД — это многослойная цифровая карта России, которая будет включать разнообразные геоданные, существующие реестры, каталоги земли и недвижимости.

Платформа НСПД важна как для принятия управленческих решений и эффективного управления территориями, так и создания полезных обществу цифровых сервисов. Вместе с органами государственной власти Петербурга и филиалом ППК «Роскадастр» мы проводим комплексную работу по наполнению Единого государственного реестра недвижимости актуальными сведениями. Это данные о границах муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, земельных участков, об объектах недвижимости и их правообладателях. Сейчас 91,75 % земельных участков города учтены в ЕГРН с границами, установленными в соответствии с требованиями законодательства. За последние четыре года количество сведений в ЕГРН об объектах недвижимости Петербурга и правах на них выросло на 14 %. На 1 октября 2023 года реестр содержит данные о 3,6 млн объектов и 6,3 миллиона записей о правах, ограничениях и сделках.

И эта работа активно продолжается. Полные и точные сведения реестра служат защитой имущественных прав собственников, а также необходимы для учета и планирования социально-экономического развития региона.


#Ростреестр #интервью #специалисты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 222 (7551) от 24.11.2023 под заголовком «На карте Росреестра — вся Россия».


Комментарии