2Vtzqv4Hz9U

Моряки и курсанты-макаровцы будут учиться на уникальном тренажёре, сделанном в России

У тренажера «Спасательная шлюпка свободного падения» аналогов нет, разве что частично похожие, говорит Сергей Барышников, ректор Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. Тренажер делали по техзаданию, которое составил университет, от появления идеи до ее воплощения 12 лет прошло.

Моряки и курсанты-макаровцы будут учиться на уникальном тренажёре, сделанном в России | ФОТО предоставлено пресс-службой ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова

ФОТО предоставлено пресс-службой ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова

При слове «шлюпка» представляется… лодка. Но «шлюпка свободного падения» больше похожа на маленький шаттл из фантастических фильмов, который курсирует между космическим лайнером и неизведанной планетой. Только рыжего цвета. Впрочем, больше ничего схожего. В нашем случае «неизведанная планета» — это водная стихия. И если шаттлом человек управляет, то слова «свободное падение» говорят сами за себя.

Вот представьте себе. Такая шлюпка-«капсула» закреплена на корме либо по борту, под углом 30 градусов. Если судно необходимо покинуть (иными словами, оно гибнет), в шлюпку забираются экипаж и пассажиры, и все это падает под углом вниз с высоты, скажем, двухэтажного дома. Это если судно класса «река — море». А если большое морское, то с высоты четырехэтажки. А если надо спасаться с буровой платформы — так ее высота до 50 метров доходит. Шлюпка как бы ныряет, сразу поплавком всплывает, и вот тут уже рулевой быстро отводит ее от судна.

В шлюпке запасов воды на трое суток, еда, топливо, УКВ-радиостанция, аварийный радиобуй…

В Интернете есть видеоролики со шлюпками свободного падения в действии. В том числе вид изнутри в процессе падения. Мощная встряска. Но такой способ эвакуации считается самым надежным, если судно надо покинуть быстро.

Насколько быстро? Трагедия в Цемесской (Новороссийской) бухте летом 1986 года. Сухогруз «Петр Васев» врезался в пассажирский пароход «Адмирал Нахимов». Последний затонул за восемь минут. Погибли 423 человека. 1994 год, быстро ушел под воду паром «Эстония». Погибли 852 человека.

Задача любого экипажа в такой ситуации — действовать не только точно и быстро, но и с поправкой на потенциальную панику.

— Как с паникой бороться? Главное средство — знать и уметь. Когда понимаешь, что надо делать, то все проще, — говорит Сергей Айзинов, директор Института дополнительного образования Макаровки. — Это не «техническая кибернетика», ничего здесь мудреного нет, но надо понимать физику спуска шлюпки, знать, как пристегиваться…

Ну, может, и не техническая кибернетика, но в 2013 году на Канарах на учениях по безопасности погибли пять членов экипажа британского пассажирского лайнера Thompson Majesty. Тренажера не было, навыки отрабатывали реальным сбросом шлюпки в воду. Тросы оборвались, шлюпка перевернулась.

Тренажер позволяет испытывать нагрузки, как в реальности, но находясь при этом в безопасности. Это во‑первых. Во-вторых, если в учениях сбрасывать в воду с высоты 18 метров реальные шлюпки, на сколько их хватит? В-третьих, для учений на реальных шлюпках нужна открытая вода, а у нас в стране даже порт Астрахани зимой замерзает.

Тренажер Макаровки находится в отдельном ангаре на площадке на Большом Смоленском, там колледж вуза. Шлюпка размером, пожалуй, поменьше маршрутки, вмещает 18 человек. Установлена на подвижной платформе — как бы на «ногах».

Допустим, судно надо быстро покинуть. Экипаж и пассажиры собираются в определенном месте, шлюпку готовят к спуску: ответственный проверяет механизмы управления, ремни безопасности и так далее. Пассажиры и экипаж проходят, размещаются на сиденьях по бокам. Ответственный проверяет, все ли правильно пристегнуты, занимает свое место и ждет команды.

Тренажер2.jpg
ФОТО предоставлено пресс-службой ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова

Инструктор запускает программу — и вот уже рыжая капсула условно падает в воду, а затем начинает приплясывать на механических «ногах». Так имитируется качка — хоть бортовая, хоть килевая. Хоть смешанная: так «колбасит», например, в Бискайском заливе — там зыбь, длинные волны, еще и разнонаправленные, комментирует Сергей Айзинов (в его ведении — все тренажеры Макаровки).

Нужно уметь запускать двигатель, отходить от места бедствия, маневрировать, подходить к спасательному судну. Можно моделировать сложные ситуации: вышел из строя компас — что делать? Сломалось оборудование — что делать? Фальшфейер сигнального огня не работает — как быть?

Если программа имитирует сильную качку, то даже при стороннем наблюдении слегка подташнивает. Внутри ощущения еще более убедительные, поскольку в круглых мониторах-«иллюминаторах» ходуном ходят волны. Коллеги-телевизионщики, находясь внутри тренажера, просили инструкторов умерить шторм, иначе камера дергалась.

— Все сделано российскими компаниями, из российских комплектующих, на российском программном обеспечении, — комментирует ректор Сергей Барышников.

Чтобы создать такой тренажер, уходит около полугода, говорили представители компании, которая делает тренажерное оборудование. Но эти полгода — вершина айсберга.

— От идеи до реализации прошло двенадцать лет, — рассказывает Сергей Айзинов. — Потому что нет аналогов. Наша идея, наше техническое задание, под него искали финансирование. Платформу делали одни, шлюпку другие, программное обеспечение третьи… Испытывали под Москвой, потом дорабатывали. Запрашивали опытных моряков, советовались с представителями конструкторских бюро и заводов.

Тренажер будут активно осваивать уже в наступающем учебном году, но курсантам-макаровцам придется немного подождать. Первыми тренажерное «свободное падение» испытают уже состоявшиеся моряки. Им каждые пять лет надо повышать квалификацию — через институт дополнительного профессионального образования ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова ежегодно проходят до 25 тыс. человек.

Читайте также: 

Новый изотоп лютеций-177: прорыв в лечении онкологии от Ленинградской АЭС

Следы разных эпох. Петербургские геологи создают парк с диковинками под ногами

#тренажер #Макаровка #шлюпка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 146 (7722) от 08.08.2024 под заголовком «Счастливо приводниться».


Комментарии