Как в Северной столице готовят полярных моряков?

Полярных моряков в нашей стране станет больше, и довольно скоро. Таких специалистов, способных покорять суровые арктические моря, Макаровка готовила раньше, используя тренажеры Крыловского государственного научного центра. А недавно установила еще более совершенные учебные навигационные мостики (при поддержке ФКУ «Ространсмодернизация») в своем учебном корпусе на Заневском проспекте, 5. И теперь этот морской вуз стал оператором крупнейшего в мире ледового навигационного тренажерного комплекса. Ни норвежцы, ни канадцы, тоже готовящие судоводителей для Арктики, такими возможностями не располагают.

Как в Северной столице готовят полярных моряков? | ФОТО автора

ФОТО автора

Кто хоть раз побывал в тренажерном комплексе Крыловского центра, который действует почти десять лет, запомнит увиденное там на всю жизнь. Это поистине незабываемые впечатления. Представьте себе: рулевая рубка судна, идущего сквозь льды, скажем, в зимнем Карском море. Вернее, полная ее имитация: палуба под ногами качается, слышен шум ломаемых корпусом судна мощных льдов. Слева за стеклом простирается материковый берег, поросший чахлой северной растительностью. А по правую руку видно другое судно, движущееся тем же курсом…

Бывалые моряки, желающие перейти на судно ледового класса или повысить квалификацию, и те забывают, тренируясь там, что это не настоящий навигационный мостик. А уж про курсантов Макаровки, не бывавших в море ни разу, и говорить не приходится. Покидая Крыловский центр после завершения курса обучения, они наверняка чувствуют себя этакими морскими волками.

Но по всей стране подобных тренажерных комплексов — единицы. А необходимость в них по мере освоения Арктики и увеличения грузопотока на Севморпути возрастает. Потребность в квалифицированных судоводителях и штурманах, которым лед нипочем, впрочем, ощущается на всех замерзающих российских морях, включая Балтику. Поэтому ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова, по признанию его сотрудников, буквально раздирают на части: дайте нам кадры! Тем более что после вступления в силу поправок к международному Полярному кодексу и распоряжения Минтранса РФ работать в арктических водах без должной подготовки морякам больше нельзя.

Казалось бы, вкладывай средства и получай оборудование. Оно стоит, конечно, немалых денег, но дело не в этом. Любой такой тренажер действует благодаря сложной математической модели. А она в свою очередь создается на основе множества данных, получаемых от моряков и судовладельцев по результатам ходовых испытаний судна и лоцманской проводки.

Эта «начинка» и делает тренажер очень похожим на реальный навигационный мостик. Ее создатели-айтишники моделируют факторы, связанные с эксплуатацией того или иного судна, с его «личными» характеристиками. При этом они учитывают все основные моменты: взаимодействие корпуса судна со льдом (точнее, со льдами разного типа), влияние на его движение ветров и течений, характерных для определенных районов Арктики, и т. д.

Сочетание возможностей конкретного судна с ледовой, гидрологической и метеорологической обстановкой «взаправдашнего» места плавания и делает такую модель основополагающей для подобных тренажеров. Небольшой процент погрешности у нее, понятно, есть, но на уровень адекватности, как говорят специалисты, он не влияет. То есть на качество подготовки курсантов и переподготовки капитанов, их старших помощников и штурманов.

«Такое оборудование позволяет прививать навыки управления судном ледового класса как в обычных условиях, так и при нештатных ситуациях, которых в Арктике хоть отбавляй», — говорит кандидат технических наук Сергей Айзинов, возглавляющий Институт дополнительного профессионального образования (ИДПО) Макаровки.

Предположим, ледокол пробивает для идущего за ним судна канал и, попав в тяжелые льды, останавливается. Если не выдерживать дистанцию, может случиться авария. Или такая история: ледовый канал, который ведущее судно пробило для ведомого, начинает вдруг смещаться из‑за изменившихся гидрометеорологических условий. В районе Ямала или недалеко от Таймыра такое случается. И судоводителю придется маневрировать, чтобы остаться на безопасном фарватере. Но лучше научиться этому опять‑таки на тренажере, чем испытывать судьбу, столкнувшись с такой ситуацией в море…

«Крыловский» тренажерный комплекс, где учат и этому, состоит из шести навигационных мостиков. Одним меньше располагает новый такой центр, появившийся в Макаровке. Зато он оснащен более современным оборудованием, пояснил директор ИДПО. Там установлена система визуализации нового поколения, создающая реалистичную картину судоходной обстановки (с обзором почти 360 градусов) и потрясающий эффект присутствия на подлинном мос­тике. Компьютерная память тренажера также содержит обширную судовую «библиотеку» судов, как говорят здесь (в целом около 50 судов разного назначения), куда вошли и атомные ледоколы новейшего проекта 22220, строящиеся на Балтийском заводе.

В новом обучающем центре более точно воссозданы физические процессы, возникающие при движении судна во льдах. Причем само это «железо» и софт к нему (программный продукт) — отечественного производства, уверяют участники проекта.

Хотя рассматривать обе площадки, новую и прежнюю, нужно именно в связке. Их пропускная способность выше, чем у зарубежных аналогов. Используя сразу оба тренажерных центра, на их одиннадцати навигационных мостиках можно обучать теперь до 33 человек (по три на мостике). А в каждом из этих комплексов тренажеры соединены в единую сеть, чтобы моделировать движение каравана судов.

Раз в неделю Макаровка сможет выпускать, учитывая разные образовательные программы, после финального испытания не менее трех десятков человек. Такое не по силам сегодня ни одному другому морскому вузу.

Почему важно наращивать эти компетенции? На Севморпути нужно обеспечить коммерческую скорость грузовых судов — около 10 – 12 узлов, сделав навигацию по этому высокоширотному морскому коридору круглогодичной. Ледокольному флоту, следовательно, потребуется больше опытных кадров. Вырастет и число ледоколов, чтобы расставлять их по арктической трассе не через 500 миль и больше, как сейчас, а на более плотном расстоянии, поясняют специалисты.

Отрасль к этому движется. И задачи, которые власть ставит для развития Севморпути, без сомнения, будут выполнены, сказал ректор университета доктор технических наук Сергей Барышников на открытии тренажерного комплекса. По его словам, это позволит увеличить там объем грузоперевозок, сделав северную трассу экономически выгодной, чтобы доставлять российский СПГ в тот же Китай ближайшим путем. А еще — ускорить темпы освоения северных месторождений и нарастить северный завоз, снабжая арктические поселки по государственной программе всем необходимым.


#Макаровка #полярники #подготовка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 179 (7508) от 25.09.2023 под заголовком «Мостики в будущее».


Комментарии