Львы и сфинксы вернулись на свои места после реставрации

В нашем городе на днях случились два заметных и важных для Петербурга события — на свои места после нескольких месяцев реставрации вернулись львы и сфинксы. Горожане по ним скучали и встрече обрадовались. Хочется надеяться, что петербуржцы и гости города будут относиться к памятникам максимально бережно.

Львы и сфинксы вернулись на свои места после реставрации | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Медные хищники показали мускулы

На спуск к Неве возле Адмиралтейства в минувшую пятницу вернулась пара львов, отсутствовавших три месяца.

Зимний день в нашем городе короткий. В восемь вечера, когда привезли первую скульптуру, уже стемнело. Лев весом 1,7 тонны на стропах поднялся в воздух и опустился на расчищенный от снега постамент. Еще до полуночи подъехала вторая скульптура. Монтаж прошел по плану, без неожиданных ситуаций. Между львами и постаментами нет дополнительных креплений, скульптуры надежно держит собственный вес.

Свое место на спуске к Неве возле Адмиралтейства львы заняли 190 лет назад в сентябре 1832 года. Они отлиты на Александровском заводе из листовой выколотной меди. На том же предприятии по рисунку архитектора Людвига Шарлеманя изготовлены их чугунные постаменты.

Наши львы — копии мраморных хищников, в числе других статуй украшающих площадь Синьории во Флоренции. Если приглядеться, можно заметить, что между двумя хищниками есть отличия. Скульптуры создавались в разное время разными мастерами. Тот, у которого правая лапа на шаре, античный. Второй создан в эпоху Возрождения, он сохранил подпись автора — Фламинио Вакк. Гипсовые слепки с флорентийских львов привезли в Петербург в 1760‑е годы. С них были отлиты алебастровые копии, украшающие центральную лестницу Академии художеств. Те в свою очередь послужили основой для скульптур на спуске к Неве на Адмиралтейской набережной.

За свою историю львы реставрировались не раз. В годы войны они не были укрыты, в послевоенное время им пришлось залечивать раны. Скульптуры страдали не только от времени, климата, но и от собственной популярности: некоторые горожане и гости города не отказывают себе в удовольствии сфотографироваться верхом на памятнике. Медь, из которой отлиты львы, тонкая, по историческим сведениям, не больше 2 миллиметров. Пятнадцать лет назад спину одного из медных хищников пришлось укрепить сквозными стержнями.

Львов, как и многие памятники Петербурга, хранит Музей городской скульптуры. Специалисты приняли решение на этот раз демонтировать скульптурный ансамбль и переместить в реставрационную мастерскую, что позволило изучить внутреннее строение скульптур. Выяснилось, что мощного опорного каркаса в теле львов нет. Листы меди соединены оловом стык в стык, между ними нет клепок.

В конструкции памятника есть проблема, заложенная изначально. Скульптуры сделаны из меди, их постаменты — из чугуна. Соприкосновение разных металлов приводит к коррозии. В мастерской мощные пьедесталы очистили от лакокрасочных слоев и следов коррозии. От скульптур их отделили прокладкой из современных составов грунта, способных нивелировать источник разрушения металла.

Поверхность львов бережно расчистили до металла, применив комбинированный подход: компрессы со смывками и аппарат с мягким наполнителем, который позволяет без разрушения медного полотна удалить красочные покрытия. Разрывы металла максимально бережно заделывались пайкой в местах, где без нее не обойтись. Небольшие сквозные отверстия закрывали методом холодного газодинамического напыления. Такой способ позволяет сохранить металл в первозданном виде.

В завершение реставраторы выполнили работу, которую прежде всего оценят и заметят горожане. Скульптуры загрунтовали и покрасили в исторический темно- зеленый цвет, который удалось установить по архивным данным. Предыдущие реставраторы щедро заливали краской поверхность скульптур. В какой‑то степени это защищало металл от разрушения, но сглаживало рельеф произведения. Новая технология — напыление — помогла сохранить первоначальный облик памятника. Проявился каждый мускул на теле хищников.

TASS_56463341.jpg
ФОТО Валентина ЕГОРШИНА/ТАСС

Специалисты вернули одному из великолепных памятников нашего города «здоровье» и надежду на долгие годы жизни. Для этого потребовались научные знания, мастерство реставраторов, новейшие технологии, финансирование.

В музеях принято на выставках, посвященных завершению реставрации, показывать зафиксированный в снимках и компьютерных реконструкциях процесс работы с памятником. Всегда поражает разница между тем, как было, и тем, как стало. Жаль, что на заснеженной зимней набережной это вряд ли возможно. Такая выставка могла быть полезной для желающих общаться с памятниками «на короткой ноге».

Улыбка сфинкса снова с нами

Возвращение четырех сфинксов, украшающих Египетский мост через Фонтанку, не предусматривало официальных церемоний. Но стало небольшим народным праздником для жителей Коломны, старинного петербургского района. «Наконец‑то они вернулись!» — воскликнула одна из местных жительниц, когда мастера реставрационной компании установили четвертого сфинкса на мосту напротив Рахманиновского сквера.

На своих «рабочих местах» сфинксы отсутствовали четыре месяца, что совсем немного для чугунных фигур, появившихся здесь еще в 1826 году. Они были отлиты по модели скульптора Павла Соколова, известного также своими львами на Банковском и Львином мостах.

Реставрация сфинксов выполнялась по заказу Музея городской скульптуры, чьи сотрудники их предварительно тщательно осмотрели. Тогда были выявлены многочисленные очаги коррозии металла, утраты позолоты деталей декоративных элементов: корон и платков-немесов. Сильные повреждения были зафиксированы на красочном покрытии, которое предохраняет чугун от разрушения.

Работы начались с расчистки скульптур специальным составом. Затем был использован максимально щадящий метод СВАО — струйно-вихревой очистки металла. В результате стали видны даже раны, полученные сфинксами во время Великой Отечественной войны. В ходе реставрации все повреждения залечены.

Скульптуры обработаны фосфатическим составом, который препятствует появлению ржавчины, на поверхность металла нанесен грунт. Сфинксы покрашены в цвет «оксидированной бронзы», после соответствующих подготовительных работ было произведено золочение толщиной 4 микрона.

Вес каждой скульптуры составляет около двух тонн. Сфинксы сидят на чугунных подставках, которые с помощью четырех стержней крепятся к гранитному постаменту. Зазор между плинтом и гранитом заполняется свинцом и зачеканивается. Все это делается для того, чтобы влага не попала в зазор, ведь стоит ей там скопиться и замерзнуть, как сфинкс может сдвинуться со своего насиженного места.

…Светлана и Николай специально пришли на установку сфинксов. По их словам, личные впечатления сильнее любой фотографии и телерепортажа. Это пусть небольшое, но историческое событие, из таких складываются положительные впечатления о нашей жизни. Светлана и Николай беспокоятся о том, что горожане и туристы недостаточно бережно относятся к сфинксам, желая сделать эффектный снимок на память. Не стоит и подсаживать детей на верблюда у памятника Николаю Пржевальскому в Александровском саду, как бы те об этом ни просили. Добавим: натирать копыта коню на памятнике Петру I у Михайловского замка — тоже вандализм.


#сфинксы #мост #реставрация #скульптуры

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 238 (7331) от 19.12.2022 под заголовком «Наконец‑то они вернулись».


Комментарии