Корова дойная. На молочном рынке России наблюдается прогресс

Надои в агропромышленном комплексе России растут — факт, подтвержденный статистикой. Хотя очень медленными темпами. Из года в год эксперты напоминают, что в стране сохраняется дефицит сырого молока, не дающий возможности расширять ассортиментную линейку продукции. Поэтому любые подвижки, любые события, происходящие на молочном рынке, всерьез будоражат не только его игроков, но и обывателей. Поэтому столь резонансным стал уход с него крупных иностранных производителей. Но вначале — об успехах производителей отечественных.

Корова дойная. На молочном рынке России наблюдается прогресс | ФОТО Кирилла КУХМАРЯ/ТАСС

ФОТО Кирилла КУХМАРЯ/ТАСС

Урбанизированная буренка

Исток любой молочной реки — на животноводческих фермах и комплексах. Именно там производится основная масса — 60 % — товарной продукции. На прошлой неделе «Союзмолоко» обнародовало топ-30 — рейтинг самых эффективных сельхозпредприятий страны по молочной продуктивности. Тех, что имеют поголовье более двух тысяч коров.

Безоговорочным лидером стал агрохолдинг «Степь» из Краснодарского края. Там каждая буренка дала в среднем по 15 139 кг молока. По оценке специалистов, это «феноменальный показатель для мирового уровня». В ранжире отметилось и сельхозпредприятие Ленинградской области — племзавод «Бугры». Он занял 23‑ю строчку. От каждой коровы здесь получили в среднем по 10 796 кг молока.

Основное место обитания бугровских «молоконосиц» — деревня Порошкино, петербургское Закадье. Причем ближайшее. До города рукой подать, до станций метро общественный транспорт курсирует. Само Порошкино не на деревню уже похоже, а на вполне себе современный — недешевый, скажем так, — коттеджный поселок.

Такое соседство с мегаполисом — большой плюс для аграриев по части сбыта продукции. И большой минус — из‑за нехватки сельхоз­угодий, где можно было бы заготавливать корма для высокоудойных буренок. Город наступает, заставляя вновь и вновь искать возможность ­уехать куда подальше.

В свое время наступающий мегаполис вытеснил с давным-давно обжитых земель животноводческий комплекс пригородных «Ручьев». Они переместились под Лугу. Дефицит сельхозугодий настиг и пригородный племзавод «Приневское». Чтобы ­обеспечить кормовую базу своему ­поголовью, ему пришлось приобрести землю в Волосовском районе.

«Бугры» повернули в сторону Лужского района. Там выкупили скромненький экс-совхоз «Партизан» с его старыми фермами. Но зато с четырьмя тысячами гектаров земли. Прикупили еще ­угодья, часть земли взяли в аренду. В итоге получилось 6 тысяч гектаров. На фермах провели реконструкцию, сменили всю технику и доильное оборудование и тут тоже полностью обновили поголовье. Но этого, похоже, показалось мало.

Сегодня в Лужском районе в поселке Осьмино племзавод «Бугры» ведет строительство крупнейшего на Северо-Западе России животноводческого комплекса. Это будет максимально автоматизированное молочно-товарное предприятие, рассчитанное на общее стадо в 8 тысяч голов крупного рогатого скота. Из них 3,5 тысячи — дойные коровы. Такое поголовье способно давать ежедневно 130 тонн молока. То есть теоретически обеспечивать сырьем перерабатывающие мощности завода, подобного гатчинской «Галактике».

Кроме рейтинга для «двухтысячников» «Союзмолоко» назвало лучших из лучших среди хозяйств, на комплексах/фермах которых содержатся от 1000 до 1800 буренок. Здесь весь ­пьедестал почета заняли племзаводы Ленинградской области: «Гомонтово» (надой 14 278 кг), «Рабитицы» (14 202 кг), «Гражданский» (13 804 кг). А с ними и еще шесть сельхозпредприятий области.

Сама же Ленинградская область оказалась в десятке ведущих в стране регионов — производителей молока.

Французское наследство

А теперь об иностранцах. Почти тридцать лет вела бизнес в России французская молочная корпорация Danon. В стране у нее было около двух десятков перерабатывающих предприятий — от гигантов вроде нашего «Петмола» до небольших региональных заводиков, названия которых широкой аудитории ничего не скажут.

В прошлом году объем переработки молока на заводах фирмы составил 1,1 млн тонн. Доля в общем объеме переработанного молока на российском рынке обозначилась на отметке 5,2 %. Объем выручки — 122,7 млрд рублей.

Между выбором — уехать из России или остаться — компания металась долго, подергав нервишки и себе, и работникам российских дочерних предприятий. Ну и, возможно, нашим согражданам, подсевшим на молочные продукты, которые выпускают российские «дочки». Как оказалось, для многих обывателей вопрос, останутся на наших прилавках все эти «простоквашины», «растишки» и иже с ними, совсем не праздный.

Нынешней весной, отмеченной массовым бегством иностранных компаний, фирма известила всех и вся, что остается в стране. Ее пресс-служба тогда вещала: «Останавливать нашу деятельность в России и уходить с рынка мы  не планируем. На данный момент ключевые системы, инфраструктура и логистика компании в России работают в штатном режиме». Однако иностранные ­информагентства начали шушукаться о том, что французы все же рассматривают возможность ухода на фоне санкций. Поводом для этого послужило, возможно, то, что компания уже свернула инвестиции и рекламную деятельность в России.

Коровы_Г.jpg
Автоматизированные доильные залы намного облегчили труд работников животноводческих комплексов и ферм. Тем не менее корова не робот, даже тут каждой буренке требуется индивидуальный подход. Ведь нарушение технологии доения (а оно занимает едва ли не половину времени ухода за животными) может привести к потере 15 – 20 % молока./ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Тогда, помнится, российский Национальный союз производителей молока («Союзмолоко») обратил внимание на то, что Danon является публичной компанией и обо всех своих действиях обязана ­предупреждать заранее. Причем в курсе грядущих подвижек должны быть не только акционеры, но и широкий круг заинтересованных лиц, куда входят и поставщики сырого молока, и торговля, и рабочие на конвейере.

И вот спустя несколько месяцев компания это обязательство выполнила: на своем официальном сайте опубликовала обращение, в котором объявила о решении «начать процесс передачи операционного контроля над бизнесом свежих молочных продуктов и продуктов на растительной основе в России». И далее: «…это на­илучший вариант для обеспечения непрерывности локального бизнеса в долгосрочной перспективе в интересах сотрудников, потребителей и партнеров». Весь свой бизнес в России фирма оценила в 1 млрд евро.

Первая реакция, признаются многие эксперты, была шокирующей: а не шаг ли это к свертыванию всего производства? Почему компания не объявляет, кому собирается передать российские активы? Но вскоре шоковая волна схлы­нула, происходящее начали оценивать трезво. На текущий момент поняли главное: заводы работают, рабочие места сохранены, поставки продукции бесперебойны.

Что будет дальше, остается только ждать и предполагать. Алексей Груздев, гендиректор аналитической компании Streda Consulting, подвизающейся в сфере агробизнеса и продовольственного рынка, вообще сомневается, что Danon будет продавать свой бизнес. «Зачем вкладывать миллиарды долларов в него, чтобы потом продать? — удивляется он. — Теоретически такой вариант возможен, но кто в России сможет купить бизнес с учетом того, что хозяева оценили его в 1 миллиард евро?».

По мнению гендиректора «Союзмолока» Артема Белова, события могут развиваться по одному из двух вариантов. Первый: бизнес передадут российскому менедж­менту. Так сделали производитель упаковки Tetra Pak и финская компания Valio. Второй вариант: продажа с привлечением стратегического инвестора.

А вот что будет с привычными брендами? У них международный статус и право собственности, закрепленное за французской корпорацией, и она может вывести их с российского рынка. Или она воспользуется примером своего бывшего конкурента PepsiCo? Молочные бренды этой компании на наших прилавках остались, что она объяснила «гуманитарными аспектами бизнеса».

Прежняя блондинка не у дел

Примерно теми же соображениями руководствовалась и финская молочная компания Valio, заявившая, что она не хочет, чтобы в России забыли название, раскрученное еще с советских времен.

Бизнес этой фирмы еще весной приобрела российская мясная (!) корпорация «Велком». Новому владельцу отошел завод по производству плавленых и полутвердых сыров в Подмосковье, а также права на бренд Viola, под которым до этого выпускался плавленый сыр. Тот самый, известный в нашей стране с 1956 года, с изображением блондинки на упаковке.

Еще у финской компании были договоры на контрактное производство молочной продукции с несколькими партнерами. С тремя из них новый хозяин распрощался. С остальными — в число которых попал и гатчинский завод «Галактика» — договорные отношения подтвердил.

Производство продукции под брендом финского концерна на гатчинском заводе началось еще в 2009 году. Тогда на поток были запущены питьевые йогурты. С самого начала финская сторона предъявляла повышенные требования к качеству сырого молока, поступавшего на переработку. Поучала поставщиков: оно, качество, зависит не только от выверенных до мелочей рационов питания буренок и соблюдения ими режима дня, но и от прочих условий. Так, категорически запрещалось привязывать скотинку, делать лишние ветеринарные манипуляции, особенно связанные с использованием антибиотиков, и… купировать хвосты.

Последнее требование финской стороны наших животноводов удивляло: купировать хвосты коровам никто и не собирался. Хотя с гигиенической точки зрения было бы вроде и нелишним… Впрочем, всем премудростям получения качественного товарного сырого молока российских животноводов обучали непосредственно в Финляндии. И российских технологов-переработчиков — там же.

Со временем товарная линейка расширилась. Под финским брендом стали выходить молоко, сливки, сметана. Для этого в сутки переработчикам требуется более 100 тонн молока. Его поставляют племзаводы Ленобласти.

Теперь молочные упаковки поменяли этикетку: на место Valio пришла Viola. Блондинку из 1950‑х годов перетаскивать не стали. Но и в новом логотипе прослеживается присутствие бывших ­партнеров-компаньонов из соседней страны.

Знакомые все лица

По большому счету никаких ­серьезных потрясений после ухода иностранных компаний молочная отрасль не испытала. Поистине: свято место пусто не бывает — ушли одни, пришли другие.

Да, безусловно, эксперты признают: санкции, введенные Западом против России, успели показать некоторые слабые места пищевой отрасли в целом и молочной в частности. Это почувствовали и производители кормов для животных (в дефиците оказались необходимые для выпуска комбикормов компоненты), и переработчики молока (возникли перебои с поставками импортных пищевых добавок, необходимых при производстве молочных продуктов сложного состава). В какой‑то момент появились проблемы с картонной упаковкой…

Да, некоторые проблемы обострились, но, по утверждению самих же игроков молочного рынка, они не тупиковые. Решение ­каждой — вопрос времени.

Зато встрепенулся отечественный бизнес, почувствовав благодаря уходу иностранцев ­освобождающиеся ниши. В этой связи приятная новость: на рынок возвращается молочный завод «Лосево» из Выборгского района Ленобласти.

На протяжении нескольких лет «Лосево» подкармливало петербуржцев своей фирменной продукцией — натуральной «молочкой» с короткими сроками хранения. Ценность ее была в том, что сырье для производства получали от собственных племенных коров.

Но в конце позапрошлого года этих замечательных буренок количеством 1000 голов пришлось распродать, заодно избавились и от молодняка. Необходимость столь кардинальной меры продиктовали сложившиеся обстоятельства. «Лосево» оказалось по уши закредитованным, кредиторы начали судебные тяжбы…

Сказав последнее «прощай!» буренкам, хозяйство не пустило с молотка молочный завод, объявило о реструктуризации своей деятельности. На необходимые преобразования ушло несколько месяцев. Молочный конвейер завод запустил минувшим летом. Но работает он теперь не на собственном сырье, а на том, что поставляют молочные хозяйства-партнеры.

#молоко #рынок #развитие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 201 (7284) от 26.10.2022 под заголовком «Корова дойная».


Комментарии