Когда город на кону: как найти баланс между новостройками и историческими домами

«Культурное наследие города: сохранение через развитие» - представительная конференция в «Экспофоруме» собрала ученых-экспертов, градозащитников, чиновников и девелоперов. Все вместе пытались найти ответ на вопрос: как в историческом мегаполисе найти баланс между необходимостью защитить старину и обеспечить комфортные условия для жизни и работы горожан?

Когда город на кону: как найти баланс между новостройками и историческими домами | Лишь немногие здания-памятники оказались привлекательными для бизнеса. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Лишь немногие здания-памятники оказались привлекательными для бизнеса. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Оживление старины

Заместитель председателя ВООПИиК архитектор и реставратор Михаил Мильчик задал тон дискуссии. Самое главное, считает он, понять, что можно строить в историческом центре? Руководитель филиала по СЗФО Федерального агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры Владимир Филановский выступил как прагматик: «Главное, чтобы памятник жил. Он должен находиться в пользовании. В России огромное количество исторических объектов, в каждом музей не создать. Нужен компромисс между старым и новым».

На прошедшем Культурном форуме министр культуры РФ назвал сумму, необходимую для реставрации исторических зданий, - 300 миллиардов долларов. Именно столько потратили голландцы на реставрацию исторического центра Амстердама. Для Петербурга, да и для всей России это колоссальные деньги. И таких денег «в кассе» сейчас нет. «Кроме реставрации памятников в центре Москвы и Петербурга финансовые модели развития исторических районов не действуют, инвестиции в памятники предпринимателю не вернуть», - заметил Владимир Филановский.

Председатель совета Союза реставраторов Санкт-Петербурга профессор ПГУПС Нина Шангина напомнила, что есть четыре игрока, определяющие облик исторической части города. Во-первых, это строительный бизнес, для которого главное - прибыль. Во-вторых, это органы власти, обязанные содержать город в порядке. В-третьих, это жители города, желающие жить в удобном для них районе. Для кого-то - это оживленный центр, для кого-то - микрорайон с парками и социальной инфраструктурой.

Наконец, четвертый игрок - цех реставраторов. Это тоже бизнес, но специализированный, профессиональный. «Пока цель не станет общей, мы будем говорить только о недостатках», - резюмировала Нина Шангина.

Руководитель экспортной группы комиссии по городскому хозяйству Законодательного собрания северной столицы Александр Карпов полагает, что компромисс - это равномерное распределение недовольства. «Идея привести к общей цели всех четырех участников - это идеализм, вряд ли пройдет в реальной жизни», - размышляет он.

Инвестор новый, ворота старые

Заместитель председателя комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Александр Якушев рассказал о городской программе «Аренда за рубль». Задумана она просто и понятно. На арендные торги выставляется объект в ужасном состоянии.

Условия передачи объекта в аренду под реконструкцию таковы. Победитель получает здание на семь лет, за которые должен привести его в надлежащий вид. Из этого срока два года - на проектирование, еще пять лет - на восстановительные работы.

Первые семь лет арендатор платит по коммерческой ставке, определенной на торгах, а потом (если реставрация завершилась успешно) платит по одному рублю в год. Внедрять эту схему заставляет жизнь: 9 тысяч объектов в городе в неудовлетворительном состоянии, при этом жилье в программу не входит.

Первые претенденты на реставрацию уже названы. В Петербурге это павильон Царского вокзала (Пушкин), Собственная дача (Петергоф), Александровские ворота Охтинских пороховых заводов (уже есть инвестор-интересант), загородный дом Л. Змеигородского (Сестрорецк), дача Н. Кочкина (Курортный район).

Процесс идет медленно. В Петербурге дом Челищева на Вознесенском проспекте, 36А, уже выставляли на обычные торги, бизнес не проявил интереса к этому объекту. Ориентировочная арендная цена 18 млн рублей, потом 1 руб. Определено, что в доме Челищева будет гостиница. По остальным объектам функционал определит арендатор.

«Я бы хотел выделить Александровские ворота, когда их обновят - это просто будет красиво, коммерческого смысла в их восстановлении нет», - рассказал Александр Якушев.

У двух программ дитя без глазу

Владимир Филановский напомнил о том, что есть аналогичная петербургская федеральная программа, но условия отличаются: «Надо понимать: чтобы стать участником той или иной программы, потребуются серьезные вложения. Отличаются и условия. Так, по федеральной программе дается два года на проектирование и пять лет на саму реставрацию».

Затраты - это гарантийный вклад инвестора (до 2 млн руб.) на период проектирования. Если оно выполнено успешно, то вклад возвращается инвестору. Потом нужна 35%-ная банковская гарантия на сумму стоимости реставрации. Если инвестор не выполняет обязательства, то за счет депозита или гарантии государство погашает ущерб себе и памятнику», - сообщил Владимир Филановский.

Федеральные объекты в Петербурге - Гостиный двор (проектирование выполнено), форты в Кронштадте («Милютин» и «Риф»), по которым заканчивается проектирование. Объект региональной программы в Ленинградской области - Новая Ладога.

«Надо понимать, что в Финском заливе два десятка фортов, в каждом музей не открыть», - заметил руководитель филиала агентства. Михаил Мильчик выразился емко: «Эти «рублевые» программы хороши, но недостаточны». Заманить инвестора мизерной арендой даже по ставке 1 рубль весьма проблематично».

Вода-разрушительница

Весьма любопытный доклад прочел генеральный директор компании «БиоСпейсСтрой» председатель сектора научно-технического совета в сфере жилищно-коммунального хозяйства Санкт-Петербурга Сергей Старцев. Он считает, что мы скоро можем потерять город. Эксперта тревожит состязание подвалов исторического центра.

Главная причина тревоги - повышение уровня грунтовых вод из-за изменения гидрологической обстановки. Практик доказывает, что подъем вод рукотворный, а не природный. Негативный процесс начался из-за прокладки коммуникаций, строительства подземных сооружений. Но бывает и опасное снижение уровня вод, оно еще хуже - обнажаются сваи старых зданий.

«Раньше подвалы были для дров, они были сухие! А сейчас из-за утечек вода стоит на Садовой улице, в Казачьем переулке», - предупреждает Сергей Старцев.

Актуально и биологическое повреждение конструкций. Эксперт показал фото, на котором тополь корнями пробил великолепный бутовый фундамент.

«Везде одна картина - деньги потрачены, а вода стоит! - заявил Сергей Старцев. - Но и вода не самое страшное. Гораздо хуже те подвалы, что «якобы спасены». Их осушили, заштукатурили, залили старый кирпич цементом. Под ним процессы деструкции все равно идут. Через несколько лет кирпичи запревают и превращаются в глину, которую можно ложкой черпать, как сметану.

Не надо думать, что нам не повезло - Петр I построил Петербург на болоте. Большинство европейских городов во влажных местах. Люди умеют жить в таких условиях», - закончил эксперт.

Читайте также о том, что найдены неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга.

#исторические здания #архитектура #КГИОП

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 104 (6457) от 11.06.2019 под заголовком «Когда город на кону».


Комментарии