Когда сбежит маршрутка. В Петербурге электричка станет внутригородским видом транспорта

Концепцию приспособления железнодорожной инфраструктуры для внутригородских перевозок обсудили в Смольном. Цель понятна: пересадить часть пассажиров с автобусов и личных автомобилей на электрички, чтобы разгрузить улично-дорожную сеть. Актуальности теме добавляет грядущая транспортная реформа, которую планировали запустить уже в июле 2020-го. Реализация железнодорожного проекта не столь быстрая: она продлится пятилетку и более.

Когда сбежит маршрутка. В Петербурге электричка станет внутригородским видом транспорта | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

- Концепция - масштабный стратегический документ для города и требует тщательного изучения. Встреча специалистов в широком экспертном составе начинает эту работу. Итогом должен стать детальный план мероприятий по проекту «Развитие железнодорожной инфраструктуры Санкт-Петербургского транспортного узла», - отметил вице-губернатор Максим Соколов, открывая обсуждение.

Напомним, первые материалы по переустройству железнодорожного транспортного узла одобрены городским правительством в сентябре 2019-го. К концу прошлого года были представлены позиции по второму этапу концепции. Теперь пришло время переходить от концепции к проекту.

По расчетам, затраты на модернизацию как пассажирских перевозок, так и грузового железнодорожного движения составят почти 600 миллиардов рублей.

Среди главных задач - вывод транзитных грузопотоков с территории Петербурга и организация двух железнодорожных полуколец, которые станут дополнительными линиями общественного транспорта на периферии города.

- К организации перевозки пассажиров внутри мегаполиса важен комплексный подход. Подключение железнодорожников к внутригородским перевозкам решает сразу несколько стратегических задач. Главная - быстрое и комфортное перемещение горожан из одной точки города в другую. В Петербурге недостает окружных связей, и железнодорожные полукольца могут эту проблему решить. Среди других задач - снижение нагрузки на улично-дорожную сеть, вывод из обращения наиболее опасного вида пассажирского транспорта - маршруток, улучшение экологической ситуации, - считает эксперт редакции, руководитель Совета по транспортным проблемам Санкт-Петербургского научного центра РАН Олег Белый.

И потому именно на развитие внутригородских и пригородных перевозок необходимо будет направить основной объем средств - более половины от расчетной суммы, на модернизацию грузового движения - треть с лишним. Предполагается, что основные затраты могут быть компенсированы средствами федерального бюджета - 40%, бюджета региона - 30%, еще 30% - за счет инвестиционной программы РЖД. При этом не исключается привлечение инвестиций от коммерческих структур, заинтересованных в строительстве различных объектов. Что касается грузовых перевозок, то, по прогнозу, их объем к 2030 году вырастет в 1,4 раза.

На совещании в Смольном обозначили несколько ключевых программ по модернизации городской железнодорожной инфраструктуры. Среди них значится комплексное развитие Московского направления Октябрьской железной дороги.

- Имеется в виду проект строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва - Петербург. Это один из самых значимых пунктов программы на данном направлении. ВСМ решает многие проблемы пассажирского сообщения между двумя столицами. К сожалению, пока каких-то конкретных данных по этому проекту нет, не определена и трассировка маршрута. Другая задача развития Московского направления - изменение структуры грузового движения. Десять лет назад с нынешней московской железнодорожной линии вывели грузовые поезда, и теперь они идут обходными путями, что удлиняет сроки перевозок и удорожает их. С введением в строй ВСМ эти вопросы могли бы быть решены частичным задействованием существующей железной дороги грузовыми перевозками, - пояснила нашей газете заведующая кафедрой «Экономика транспорта» Университета путей сообщения Наталья Журавлева.

Что же касается периферийных полуколец, то они должны быть совмещены пересадочными узлами как с линиями метрополитена, так и с железнодорожными выходами из города. По плану, трасса одного полукольца будет соединена с маршрутами на Ораниенбаум, аэропорт «Пулково», Белоостров. Другого - с выходами на Гатчину, Лигово, Токсово. При этом должно быть значительно усилено пассажирское сообщение на радиальных направлениях. Движение поездов до Мельничного Ручья, Павловска, Тосно планируется организовать по тактовому принципу.

- Организация тактового движения подразумевает движение электричек по жесткому расписанию со строго определенными интервалами - небольшими, без часовых перерывов. Если маршрутки с дорог уйдут, электрички с тактовым расписанием на некоторых направлениях смогут их заменить. Кроме перечисленных направлений можно назвать еще Сестрорецкое, которое тоже требует усиления, - отметила доктор экономических наук Наталья Журавлева.

Более активное включение железнодорожного транспорта во внутригородские пассажирские перевозки необходимо еще потому, что в периферийных районах ведется большое жилищное строительство. По оценкам экспертов, в регионах, приближенных к будущей пассажирской железнодорожной сети, численность населения к 2030 году вырастет более чем на 15% и составит 8,5 миллиона человек. Решить транспортную проблему жителей новых кварталов только за счет общественного транспорта, без участия железнодорожников, вряд ли получится.

Упоминание о 2030 годе не случайно. Примерно к этому сроку проект развития железнодорожной инфраструктуры Петербурга должен быть полностью реализован. Сейчас идет обсуждение концепции, кстати, к нему будут привлекаться и жители. Общественные слушания планируется провести во всех районах, затронутых инфраструктурной перестройкой.

Видимо, с 2021 года начнется реализация разработанного на основе концепции плана мероприятий. По предварительным расчетам, до двух третей инвестиций потребуется вложить в строительство новых железнодорожных объектов уже в 2022 - 2025 годах. Следовательно, к этому времени должны быть определены требуемые энергетические мощности, зарезервированы земельные участки для новых объектов и прокладки путей. Кроме того, в преддверии государственной экспертизы необходимо оценить влияние проекта на окружающую среду.

#маршрутки #транспорт #Смольный #электричка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 010 (6608) от 22.01.2020 под заголовком «Когда сбежит маршрутка ».


Комментарии