К северным берегам. Траулер «Норвежское море» вышел на промысловые испытания

Элегантный, несмотря на свои внушительные размеры, 86-метровый траулер «Норвежское море», детище Выборгского судостроительного завода, пришвартовался на Неве перед Благовещенским мостом. Три дня крупнейшее в России рыболовецкое судно этого типа, предназначенное для донного промысла, простояло здесь, дав петербуржцам возможность налюбоваться на себя вволю. После чего там был поднят Государственный флаг России – и первый серийный траулер проекта КМТ-01 ушел к норвежским берегам, чтобы готовиться к промысловым испытаниям. А за день до этого на нем побывали корреспонденты «СПб ведомостей».

К северным берегам. Траулер «Норвежское море» вышел на промысловые испытания | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

«Осторожно, не поскользнитесь!» – предостерегал сверху вахтенный матрос.

Взбираться на высоченный борт по ступеням узкого трапа было не очень-то просто, и стужа у реки ярилась особенно сильно. Погода к такой экскурсии, прямо скажем, не располагала. Но она того стоила.

Уж больно необычной получилась новинка. Красивое судно с неожиданной для промысловых построек архитектурой корпуса – ничего похожего на российских верфях прежде не строили. За исключением, конечно, головного траулера этого проекта «Баренцево море», который год назад отправился в плавание отсюда же – с Английской набережной, постояв у особняка графа Румянцева...

Второй помощник капитана Сергей Бовчок встречал гостей на борту. В роли экскурсовода он чувствовал себя непривычно. Но вскоре преодолел смущение и не без удовольствия стал знакомить прибывших со своим судном: вот кран-балки, мощные лебедки на корме. Вот барабаны с тросами, выдерживающими чудовищные нагрузки.

А это промысловая палуба с ребристыми «полозьями» для тралов, которые предстоит установить. Всего их появится тут четыре: одна пара будет трудиться, выгребая улов (за раз они смогут поднимать до 100 тонн рыбы), а другая – подстраховывать на случай поломки. При таких нагрузках года через два-три палубный настил, вымощенный толстыми дубовыми досками, придется менять. Но это дешевле и проще, чем ремонтировать палубу.

Вообще все на этом «рыбаке» предусмотрено до мелочей, отмечает Сергей Бовчок, начиная с новейшей судовой фабрики полного цикла переработки сырья и заканчивая комфортными помещениями для 49 членов экипажа: сауна, спортзал, удобные каюты – каждая оборудована санузлом.

Траулер6_Д.jpg

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Траулер полностью автоматизирован, в пути вести его может автопилот: задал нужный курс, нажал на кнопку – и вперед. Но для выполнения некоторых операций моряки переходят к ручному управлению: при швартовке, скажем, или выборке трала.

Наш провожатый усаживается в штурманское кресло. По обе стороны от него – множество хитроумных приборов, а перед глазами – громадная видеопанель, состоящая из нескольких экранов. На одних выводятся данные, характеризующие работу основных судовых механизмов, на других – навигационные и прочие карты.

«Каждый штурман настраивает панель под себя, – продолжает Сергей. – Мне, например, достаточно следить за одним локатором, а отражать на экране дублирующий необязательно. Но я предпочитаю видеть карту рельефа дна...»

Тем временем в рубке появляется капитан судна Игорь Трунин. Последние пару лет он почти не покидал выборгскую верфь, давая рекомендации и помогая строить для компании «Архангельский траловый флот» (входит в Северо-Западный рыбопромышленный консорциум, СЗРК) такие траулеры. Северяне выбрали ее, исколесив многие предприятия: госзаказов она тогда не имела, а опыт строительства – для норвежцев – корпусов подобных судов у нее был.

Заказ оказался, впрочем, сложнее, чем судостроители ожидали, да еще вмешалась пандемия. Сроки сдачи первенца серии откладывали не раз, однако он получился на славу. Недаром журнал Baird Maritime, одно из ведущих в мире морских изданий, признал его лучшим судном 2020 года.

В своей основе это норвежский проект, который «подтянули» к требованиям отечественного судоходства петербуржцы (Морское инженерное бюро СПб) при участии своих выборгских коллег. Они не просто увеличили габариты судна, но решили оснастить его дополнительным оборудованием, позволяющим, скажем, выгружать продукцию на морской транспорт прямо в рейсе. Горловина трюма приспособлена для таких операций, и грузовые стрелы имеются.

На судах этого проекта впервые применена система так называемых плавающих частот, когда во время промысла штурман переводит судовое оборудование в комбинаторный режим. Это дает практически 10-процентную экономию топлива во время работы – при суточном его расходе порядка 10 – 11 тонн.

Подсчитав, легко убедиться, что лет за 30 работы траулера только за счет этого можно сэкономить 6 – 7 млн евро, говорят моряки. Да плюс система рекуперации энергии, которая вырабатывается на лебедках при постановке и подъеме трала и поступает в общесудовую сеть, снижая нагрузку на главный двигатель. Правда, едва ли не все оборудование на судах КМТ-01 импортное: отечественного такого же качества пока мало, считает Николай Назаренко, заместитель генерального директора СЗРК по развитию и модернизации флота.

Небольшие недочеты, выявленные на флагмане, были устранены на первом серийном судне. Мало того, за этот год, который их разделяет, прогресс успел шагнуть дальше. А потому второе «Море» по сравнению с первым получило еще больше технических отличий. Однако оба траулера проявили на испытаниях свои мореходные качества наилучшим образом.

Траулер4_Д.jpg

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

«Раньше шторм силой шесть-семь баллов мы пережидали, убрав снасти, а когда море бушевало сильнее, прятались в норвежских фьордах, – поведал капитан. – Здесь все иначе: новые траулеры имеют приличную остойчивость, хорошо держат волну. На них можно продолжать работу даже при шквалистом ветре и в сильный шторм».

Проект предназначен для вылова трески, палтуса, морского окуня и других донных рыб. В то же время такое судно может добывать и пелагическую рыбу: скумбрию, минтай или сельдь, пояснил нам Назаренко.

Работая в одном из северных морей, Норвежском или Баренцевом, такие траулеры будут переходить при необходимости с одного промысла на другой. Приборы-гидролокаторы и оборудование позволяют это делать.

Что касается улова, то он поступает в судовые цеха с технологией безотходного производства. Такая плавучая фабрика способна перерабатывать больше 200 тонн сырья в сутки и выпускать потрошеную рыбу, филе, консервы из печени трески, замораживая ежесуточно половину этого улова. Готовую продукцию упаковывают и складывают в палеты – опять-таки не вручную. Грузовой лифт опускает их в морозильные трюмы общей вместимостью около 2,5 тыс. кубов.

Всего благодаря программе инвестквот СЗРК получит четыре крупнотоннажных судна проекта КМТ-01. Последний из них, «Карское море», выборгские корабелы спустили на воду несколько дней назад.

Между тем, дождавшись поднятия государственного флага, траулер-новичок взял курс на север. В портовом городе Олессунн, находящемся на западном побережье Норвегии, специалисты довооружат его по контракту, настроят все фабричное оборудование и траловый комплекс. После этого «Норвежское море», приписанное к архангельскому порту, отправится на промысловые испытания в акваторию, название которой запечатлено на его борту.

#судостроение #корабли #рыболовство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 230 (7067) от 08.12.2021 под заголовком ««Море» уходит на север».


Комментарии