Искусство лихо разворачивать машину. В Петербурге растет число «дриф­теров»

Что такое «дрифт», жители Байконурской улицы, Полевой-Сабировской, проспекта Сизова знают точно. Это ночной ад, когда неподалеку от их спящих домов внезапно начинают реветь десятки автомобильных моторов, истошно визжать тормоза…

Искусство лихо разворачивать машину. В Петербурге растет число «дриф­теров» | ФОТО David Barros on Unsplash

ФОТО David Barros on Unsplash

Есть, разумеется, у этого слова и более официальное определение: это искусство лихо разворачивать машину на скорости, используя технику так называемого управляемого заноса. В течение примерно 10 лет в Петербурге работают школы дрифта, проводятся соревнования по дрифту. В общем, все круто и зрелищно. Но не тогда, когда тренировочные заезды проходят по ночам на территории парковки гипермаркета.

Адрес «ночного ада» — Богатырский проспект, 13. Рядом пока не так уж много жилых комплексов. Очевидно, поэтому гонщики решили, что это самое удобное место для заездов. Но обитатели построенных рядом домов имели иное мнение. Сначала они жаловались на пугающий шум руководству самого гипермаркета, потом едва ли не каждую ночь вызывали полицию, потом обращения полетели в администрацию Приморского района…

Гражданам сочувствовали, рекомендовали бороться, обещали содействие. В частности, как рассказали жители из числа активистов, в Госавтоинспекции попросили переписать номера участвующих в гонках автомобилей и фамилии их владельцев. А еще, сказали, нелишним будет зафиксировать факт заездов на фото или видео…

Поняв, что от подобных разговоров толку не будет, жители ближайшего к «аду» дома по Байконурской, 7, пошли в суд с гражданским иском к гипермаркету. В их заявлении были перечислены требования: оборудовать площадку у гипермаркета рядами бетонных блоков, которые не препятствовали бы проезду и парковке автомобилей, но делали бы невозможным хаотичное «дрифтовое» движение. Также истцы просили установить знаки, запрещающие использовать территорию парковки не по назначению и предупреждающие, что работает система видеоконтроля.

В зале суда создалось впечатление, что истцы ломятся в открытую дверь. Представитель ответчика не только не стал с ними спорить, но и, похоже, всей душой поддержал их предложения. Мало того, он убедил суд, что на парковке уже «проводятся мероприятия с целью пресечения автомобильных гонок». Суд вынес вердикт, что ответчик обязан продолжить свои благотворные действия и завершить их в течение двух месяцев. При этом в решении еще и указано, что «размещение парковок общего пользования должно осуществляться с учетом обеспечения экологической без­опасности и снижения негативного воздействия на окружающую среду, здоровье и благополучие населения».

В данном случае суду можно только позавидовать: по сути, конфликт был исчерпан (во всяком случае на ближайшие два месяца) без всяких усилий с его стороны. Дело разрешилось как бы само собой. Все могло бы сложиться иначе, если бы торговый центр уперся и попросил пояснить, каким образом бетонные блоки могут снизить негативное воздействие на окружающую среду. Ну а ночной шум… А где справка о количестве децибел?

Что касается самих дрифтеров, то по большому счету ныне суду, да и ГИБДД нечего вменить им в вину. Многие горожане, наверное, помнят шумное дело двухлетней давности об аресте на 11 суток инициатора дрифт-вечеринки на Крестовском острове. Но оно не в счет. Тогда парня наказали… за нарушение режима самоизоляции в условиях пандемии. О нарушении правил движения, скрипе тормозов и вое моторов в решении суда не было ни слова.

Что касается автоинспекции, то она вынуждена учитывать, что в ПДД вообще нет слов «дрифт» или «управляемый занос». Есть «опасное вождение». При этом смысл этого словосочетания каждый инспектор определяет сам.

Показательный случай зафиксирован в Нижегородской области примерно месяц назад. В соцсетях появилось лихое видео, как по парковке на бешеной скорости крутится авто, на крыше которого лежит человек. И орет от восторга. Оба — и водитель, и его «пассажир» — отыскались практически моментально. Оказалось, они хорошо знакомы органам. Известно, в частности, что у водителя… нет прав. В результате инспекторы составили четыре административных протокола: за управление транспортом при наличии неисправностей, езду без прав, за перевозку людей вне кабины и за отсутствие страховки. А за опасный дрифт… Нет слова — нет и явления.

В управлении ГИБДД по Петербургу и области пояснили, что хоть дрифт (если он происходит на дороге) и можно причислить к опасному вождению, но как за него наказывать — неясно. В Кодексе об административных правонарушениях ответа нет. Правда, в управлении подчеркнули, что ныне готовятся изменения и уточнения в ПДД. В результате в законодательстве предположительно по­явится возможность штрафовать за опасное вождение на 5 тысяч рублей. Про дрифт — опять ни слова. Тем более если им занимаются не на проезжей части.

Слушая отзывы горожан, можно сделать вывод, что сейчас у «дриф­теров» в Петербурге больше союзников, нежели ярых противников. Не все же горожане живут в непосредственной близости от крупных парковок, которые пустеют по ночам. А кто там не живет и не мучается от грохота и треска, тот испытывает восторг, наблюдая (чаще всего на видеокадрах) лихие виражи рисковых парней.

У станции метро «Проспект Большевиков» и ТЦ «РИО», на огромной парковке на Пулковском шоссе и у «Лондон-молла» и еще в десятке мест, ставших едва ли не официальными локациями дрифт-тусовок, неизменно собираются толпы зрителей-почитателей, не склонных критиковать и негодовать. Попытки завести с ними разговор об интересах живущих рядом людей не проходят. В лучшем случае звучит лишь предложение создать в городе несколько специализированных площадок — по аналогии с модными ныне скейт-парками. Кому именно адресовано это предложение, сказать сложно. Было бы неплохо, откликнись на него какая‑либо ветвь власти или правоохранительных органов.

Итак, в городе (да, похоже, и в стране в целом) укоренилось явление, еще не учтенное ни в каких госпрограммах и законодательных актах. В недавнем прошлом то же самое случилось с взрывом интереса к электросамокатам. И госорганы вынуждены были учесть реальность и начать думать, как примирить «самокатчиков» и напуганных ими пешеходов. Дрифт — тоже реальность.

#автомобилисты #жалобы #дрифт #машины

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 95 (7424) от 29.05.2023 под заголовком «Реальность по имени «дрифт»».


Комментарии