Город под тяжестью вывесок. Власти разрабатывают новые правила размещения рекламы в Петербурге

Правительство намерено частично подправить Правила благоустройства. А именно: наполнить новыми смыслами приложение № 6 к правилам, в котором расписаны эстетические регламенты наружной рекламы, вывесок, информационных досок всех видов и мастей. Здесь же содержатся требования к указателям, выносным меню кафешек и ресторанов, пюпитрам, щитам, пилонам, флагштокам, стендам, знакам адресации, топонимическим доскам. В общем, ко всем мелочам, которые во многом определяют внешность города.

Город под тяжестью вывесок. Власти разрабатывают новые правила размещения рекламы в Петербурге | Очевидно, вскоре разномастные неопрятные вывески сменятся на типовые. ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Очевидно, вскоре разномастные неопрятные вывески сменятся на типовые. ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Ларек без рекламы

В ныне действующих правилах запрещено размещать вывески над арками. А в проекте правил запрет распространен еще и на пространство под арками, где нельзя вешать перетяжки или транспаранты на консолях.

Еще один запрет касается ларечников, киоскеров и прочих коммерсантов, чьи предприятия расположены в некапитальных сооружениях. Если в проекте такого сооружения отсутствует специальное пространство или поверхности, предназначенные для рекламы, то, стало быть, ей вообще нельзя будет появляться ни на крыше киоска, ни на его стенах.

Как только поправки вступят в силу, специалисты соберутся в рейды - штрафовать. За такое нарушение должностные лица заплатят в казну 3 - 30 тысяч рублей, юридические лица - 20 - 100 тысяч. Так гласит городской Административный кодекс.

Строительным и ремонтным фирмам, работающим в Центральном, Адмиралтейском, Василеостровском, Петроградском, Московском, Пушкинском, Петродворцовом и Кронштадтском районах, будет запрещено вывешивать свои информационные щиты над строительной оградой. Дабы не возвышались. В остальных районах это не возбраняется. И еще: номера телефонов не должны быть начертаны крупнее, нежели названия строящихся объектов и логотипов застройщиков. Таким образом информационный щит должен оставаться информационным щитом, а не завлекалкой для потенциальных покупателей жилья или апартаментов. То есть не рекламой.

Вообще главное, что появилось в новой редакции правил, это деление районов на исторические, где требования к любым вывескам ужесточены, и на все прочие. В прочих нужно применять типовые шрифты, размеры и даже цветовую гамму вывесок. Но на фасадах жилых зданий в исторических районах это требование неприменимо. Лишь сказано, что для размещения информационных носителей необходимо конструктивное решение, учитывающее архитектурные особенности здания.

В четырех измерениях

Вертикальные вывески на консолях на многих улицах и площадях исторического центра предполагается вовсе запретить. К примеру, на Адмиралтейском пр., на Большой Конюшенной, Большой Морской, на Гороховой и Миллионной, на Невском пр., площади Искусств и Манежной, в других подобных местах старого Петербурга. И на набережных. В проекте не сказано, на каких именно, так что на всех.

Если вертикальные консоли в центре действительно запретят, собственникам нежилых помещений придется очень потрудиться, демонтируя такие вывески, ныне в изобилии торчащие на стенах старых домов.

Для исторических и прочих районов будет установлена своя максимальная высота настенных вывесок в виде отдельных букв. Высота каждой буквы на фасадах в Центральном, Адмиралтейском, Василеостровском, Петроградском, Петродворцовом, Кронштадтском, в части Московского и Пушкинского районов не может быть выше 55 сантиметров.

В прочих районах, а также на Пулковском и Московском шоссе, на Ново-Рыбинской, Воздухоплавательной улицах, на проспектах Витебском и Космонавтов, в Шушарах высота букв на жилых зданиях может достигать 62 сантиметров.

Для нежилых зданий - до 80 см. Впрочем, собственники нежилых обязаны согласовывать свои художественные планы еще на стадии проектирования, как того требует Градостроительный кодекс. Максимально допустимая высота вывески для общественных зданий определяется пропорцией 1:15 к высоте стены. А все вывески, таблички и рекламные плакаты в совокупности не могут занимать более 10% площади фасада.

О высоте информационных композиций (имеется в виду реклама или зазывные надписи). При выполнении всех прочих условий желательно еще и уложиться в одну строку. Но если архитектурные особенности фасада не дают такой возможности, то не более двух строк. А в целом, как предполагают поправки в правила, в жилых домах исторических районов максимальная высота всей композиции не может превышать 75 см. В прочих - не более метра.

Интересная норма благоустройства - максимальная высота вывесок на крышах. На 1 - 2-этажных зданиях она не должна быть выше 80 см; на 3 - 5-этажных - не более 1,2 м; на 6 - 9-этажных - не более 1,8 м; на 10 - 15-этажных - не более 2,2 м; и не более 3 м - на домах высотой 16 этажей и выше. Проект уточняет, что в данном случае под высотой этажа подразумевают три метра. Если же имеется желание увеличить высоту вывески, то сделать это можно, лишь получив одобрение Градостроительного совета при правительстве Петербурга.

Роспись по фасаду

Повсеместно нельзя наносить какие бы то ни было надписи (будь то информация о заведении, меню или реклама) прямо на фасад - с помощью красок, наклеек, трафаретов. Впрочем, это всего лишь уточнение и повторение давно действующего правила. Любые надписи на фасадах жилых домов, кроме технологических, считаются в Петербурге несанкционированными и караются штрафами. Причем штрафуют управляющую компанию, а не руководство заведения и не гражданина, испачкавшего стенку.

По части фасадов в правила вообще планируют внести две практически революционные нормы. Во-первых, запрет на фрагментарную окраску фасада. Привет всем ТСЖ, ЖСК и управляющим компаниям, которые вынуждены едва ли не ежедневно замазывать несанкционированные надписи в надежде избежать наказания штрафами.

В нынешних правилах содержания фасадов уже имеется требование тщательно подбирать колер для закрашивания надписей. Но если стена покрыта пылью, городской копотью, то и родной цвет будет на ней выделяться. И если поправка останется в Правилах благоустройства, то управляющим компаниям придется всякий раз... красить всю стену. А это нереально. Если только жилищная инспекция не проигнорирует Правила благоустройства и будет следить лишь за соблюдением правил содержания фасадов.

Загнать джинна в бутылку

Вторая революционная норма: вентиляционные трубы на дворовых фасадах будет разрешено размещать лишь в углах, нишах, за архитектурными выступами. А на ровной поверхности фасада - ни-ни. Благое пожелание, которое опоздало примерно на четверть века. Такими трубами давно покрыт весь город (особенно как раз дворовые фасады). С их помощью вентилируются все рестораны и кафе, расположившиеся там, где их изначально не должно было быть. Город разрешил. И даже активно способствовал. То есть сначала выпустили джинна из бутылки, а теперь пытаются его загнать обратно? Или речь идет не о «загоне», а все о тех же штрафах за нарушения Правил благоустройства, пополняющих бюджет?

Идет в проекте речь и о необходимости согласовывать «в порядке, установленном правительством» количество указателей, пилонов, стендов у предприятий общепита, обслуживающих водителей на трассах. Исходные требования, предлагаемые проектом: не более трех отдельно стоящих указателей, не менее одного и не более двух информационных стендов с меню. При этом количество указателей и стендов может быть увеличено пропорционально числу линий обслуживания автомобилистов.

Автозаправочные станции тоже должны будут согласовывать проект размещения указателей, информационных стендов, пилонов, флагштоков.

Запреты введут, опечатки исправят Комитет по градостроительству завершил прием предложений и поправок в проект новых правил. 14 организаций и граждан пытались внести свои коррективы. Граждане требовали ужесточить правила, организации - их облегчить и пересмотреть границы исторических и прочих зон (так как в исторических районах имеются вполне современные кварталы). Крупные торговые сети просили и для них предусмотреть нормы по количеству указателей, которые заполучил автообщепит. Обосновали тем, что они тоже нуждаются в указателях для автовладельцев, которые могут использовать парковку и кафешку у магазинов.

Комитет отклонил практически все предложения. Зато внес собственные. В частности, целый ряд запретов на размещение рекламы: на оборудовании связи, на решетках окон, на воротах... Также разработал новый типовой вид навигационных стендов - уличного оборудования, на котором размещают карту города с пометкой «вы находитесь здесь» и другую подобную информацию.

Кроме того, комитет внес предложение... исправить все опечатки и ошибки, допущенные в проекте. Предложения КГА им же и приняты и будут рассмотрены при окончательном утверждении новых правил на заседании городского правительства.

#реклама #фасады #вывески

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 064 (6662) от 16.04.2020 под заголовком «Город под тяжестью вывесок».


Комментарии