В программу ­капремонта все чаще попадают фасады домов

Бывают же безупречные объекты! После ремонта фасада непременно: тут подтек, там неровность, сям «непрокрас»… В общем, издали вроде бы ничего, а вблизи — глаза бы не смотрели. И вот счастливое исключение: пятиэтажка 1960 года на бульваре Красных Зорь, 18. Капремонт на пять с минусом. Минус — на всякий случай. А вдруг окажется, что за идеально оштукатуренными и окрашенными стенами, за отменно прямыми и ровными линиями стыков в панелях кроется какой‑то огрех?

В программу ­капремонта все чаще попадают фасады домов | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Как «развеселить» дом

Время пришло, и вместе с историческими зданиями в программу ­капремонта все чаще попадают фасады домов первых массовых серий. Сначала его дождались девятиэтажки 1970‑х годов легендарной серии ЛГ-602 и ее более «высокоэтажные» модификации. Правда, взялись за них не от хорошей жизни: мелкая облицовочная плитка стала слетать со стен, как листья осенью. Нередко на головы прохожим.

Сначала образовавшиеся проплешины замазывали раствором, а затем специалисты Фонда капремонта разработали новую технологию: с фасадов таких домов теперь сдирают всю облицовку, утепляют швы современными композитными материалами и штукатурят очищенные стены. А потом уже красят в веселые свежие цвета.

К слову, некоторые горожане задались вопросом: зачем штукатурить? Не лучше ли восстановить облицовку? Ведь она больше подходит для нашего климата, чем боящаяся сырости штукатурка… Но нет: не лучше. Когда‑то давно на домостроительных комбинатах панели делали прямо с облицовкой. Плитки не наклеивали на готовую панель, а вдавливали их в еще не затвердевший состав. А чем теперь клеить облицовку к вертикальным стенам? Так что лучше штукатурки пока ничего не придумали.

Начав подобный ремонт около пяти лет назад, город сейчас продолжает его: ежегодно в программу попадает пара-тройка десятков подобных объектов. 2023 год не исключение. В работу взяты панельные дома: на Пискаревском проспекте, 35; на Энтузиастов, 28, корп 3; на проспекте Ударников, 32 и 43, корп. 3; на Северном, 89, корп. 1; на пр. Просвещения, 22, корп. 2; Суздальском, 73; на Ярослава Гашека, 7, корп. 1, на Дунайском проспекте, 7 (дом-«корабль» 1993 года, но на редкость обшарпанный); на проспекте Ветеранов, 11; улицах Генерала Симоняка, 27/193; Пионерстроя, 7, корп. 3; Бабушкина, 89, корп. 1, на Ленинском проспекте, 157…

Как видно, дома беспорядочно разбросаны по всему городу. Так что опрятные и красивые (во всяком случае издали) панельки час­то выглядят новыми заплатками на довольно обшарпанном фоне. Внешние изменения заметны, пожалуй, лишь на Софийской улице, на улице Турку во Фрунзенском районе, где по новой отделано уже большинство домов. Да еще близок к обновлению крохотный «советский» отрезок улицы Бабушкина: осталось привести в порядок один дом. И это произойдет уже в нынешнем году.

Всего в программе 2023 года около трех десятков фасадов пятиэтажек, среди которых значится и уже готовая образцово-показательная на бульваре Красных Зорь.

Пятиэтажки ремонтируют по той же технологии, что и более поздние дома модификаций ЛГ-602. То есть: облицовочную плитку долой, вмес­то нее штукатурка и окраска. Возни много. Возможно, поэтому стоимость ремонта фасадов в таких домах доходит до 14 – 15 миллионов рублей.

В программу ремонта вписан самый, пожалуй, знаменитый (печально) дом № 27 по Ново-Александровской улице. В 2020 году от первого этажа здесь отвалились две наружные плиты: так и грохнулись, повиснув на проржавевшей арматуре. Тем самым стенка, отделяющая квартиру от белого света, стала вдвое тоньше — остались лишь внутренние плиты.

Тогда управляющая компания (ЖКС № 2 Невского района), обследовав место происшествия, сделала заключение, что угрозы обрушения нет. Дефектную стену подмазали, подкрутили, поставили маячки… Затем укрепили ее несколькими рядами металлических балок по всей высоте дома.

И вот уже второй год дом включают в программу капремонта фасадов. Торги провели, деньги выделили — 12,7 миллиона. Но подрядчик ни в прошлом году на объекте не появился, ни в нынешнем. Так что многострадальный дом остается таким же облупленным, как и все окрестные. Да еще и с подпоркой.

На лесах висит… пиджак

Ремонт2_Ор.jpg
ФОТО Натальи ОРЛОВОЙ

Ремонт фасадов пятиэтажек, возможно, тормозится из‑за неопределенности их общей судьбы. Ведь многие из них значились в прог­рамме реновации — практически забытой, но теоретически не отмененной.

Хотя тот факт, что все большее их количество включают в программу капремонта, говорит о том, что им, вероятно, суждено еще жить и жить. Так, в реновационном микрорайоне между Краснопутиловской, Кубинской, Бассейной улицами в Московском районе в ремонт взяли сразу четыре фасада вдобавок к тем трем, что уже были отремонтированы за два предыдущих года.

Стоит сказать, что подрядчикам, работающим в кварталах пятиэтажек, можно посочувствовать. Из-за деревьев, растущих вплотную к стенам, здесь даже строительные леса установить — сложнейшая задача. А начнешь обрезать ветки, жители взбунтуются. Правда, густейшая зелень не дает кураторам из фонда разглядеть недостатки ремонта. Для некоторых ремонтных фирм это плюс.

Что еще роднит практически все пятиэтажки, попавшие в программу капремонта, так это… явное безлюдье на стройплощадках. С жителями каких бы домов ни пришлось разговаривать, все говорят примерно одно и то же: ремонт идет крайне медленно. Вернее, чаще вовсе не идет: два дня бригада работает, неделю — никого нет. И такое положение тянется до полугода. Лишь в последнюю неделю перед сдачей объекта на стены выползает десяток рабочих.

— Если бы мы видели, что они действительно работают, мы не испытывали бы ничего, кроме благодарности. Даже пыль, грязь и шум перетерпели бы, — поделилась своими мыслями жительница пятиэтажки на Благодатной улице, 9. — Но их неделями у нас не бывает.

«Их» — это рабочих компании «Оллстрой», которые прославились у жителей дома тем, что поначалу использовали строительную смесь «не из того мешка». Под напором инспектора Фонда капремонта им пришлось счищать все, что успели намазать, и начинать сначала. Как видно, даже при этом они не торопятся. А куда спешить, если время им дали аж до октября? И подобное — практически на каждом объекте.

Наблюдение за тем же «Оллстроем» (кстати, с английского можно перевести как «строим все, что угодно») дало ответ на вопрос — почему. На компанию работают то ли две, то ли три бригады. А объектов, которые достались ей в результате торгов, как минимум десяток. Вот и ходят бригады по кругу: придут, вывесят информационный щит — считается, что ремонт начался. А затем можно спокойно прыгать с адреса на адрес в течение полугода, когда придет срок «ухода с объекта».

А жители ремонтируемых домов?.. Подождут-потерпят. И вообще пусть спасибо скажут за ремонт, за который они не заплатили…. Замечание в принципе верное: граждане и сами могут сравнить, сколько взносов в фонд они внесли всем домом в совокупности и сколько стоит ремонт их фасада.

Но вот что касается организации и сроков ремонта… Возможно, стоит прописать в контрактах условие непрерывности работ. Чтобы было так: поставили строительные леса, за месяц-полтора все сделали, убрали за собой, перешли на другой объект. И с горожанами не ссорились бы, и на лесах сэкономили. А то ведь ныне они напоминают… пиджак из старого фильма «Прохиндиада, или Бег на месте»: если висит он на стуле у рабочего стола — стало быть, человек трудится, просто вышел на минутку. А где он на самом деле — поди найди.

Колонны и «фестоны»

Типовые дома — типовые ремонтные решения. Однако множество жилых домов советских времен типовыми считаться не могут. Так что их ремонт требует отдельных проектов, а иногда и ремонта на уровне реставрации.

В 2023 году очередь на ремонт фасадов дошла до необычных домов по улице Танкиста Хрустицкого, стоящих на берегу реки Дачная в двух шагах от метро «Проспект Ветеранов». Дома № 74, 76, 78, 80, 90 — часть жилого городка, состоящего из двух десятков трехэтажных домиков, соединенных арками.

Даже многие местные жители уверены, что их дома — историческая довоенная (в крайнем случае послевоенная) постройка. На самом деле городок появился в 1965 году благодаря Кировскому заводу, и его дома причислены к категории «хрущевок» панельных постройки 1957 – 1970 гг.». Руководство завода, очевидно, взяло за образец кварталы, возведенные в первой четверти XX века заводчиком Путиловым на Петергофской дороге (ныне проспект Стачек).

Городок отпраздновал полвека своего существования. И вот пришло время его обновить. Общая стоимость ремонта пяти фасадов — около 15 миллионов рублей. И идет ремонт, как обычно: день идет, два — отдыхает. Ведь у подрядчика, компании «Стройресурс», и без этих домиков дел хватает.

Что касается трехэтажного дома в Сосновой Поляне, на 2‑й Комсомольской улице, 13, корп. 2, то он действительно исторический. Как и аналогичные ему, расположенные в квартале на Новобелицкой улице, Летчика Пилютова, 2‑й Комсомольской, построен в 1941 году. И хоть он совершенно не похож на привычную «сталинку», такой статус имеет. Ремонт трехэтажного фасада «с фес­тончиками» обойдется фонду в 9,3 миллиона рублей. Немногим дешевле, чем те же работы на пятиэтажных «хрущевках». А «родственным» соседним зданиям придется подождать, пока ими займутся подрядчики.

По-прежнему самыми дорогими для ремонта домами остаются «сталинки» с их обилием архитектурных деталей, многие из которых едва держатся. Так, обновление фасада сталинской пятиэтажки с колоннами на улице Стахановцев, 2, стоит более 37 миллионов рублей. И ремонт здесь может затянуться, так как подрядчику предписано восстановить лепнину и элементы декора.

…Город еще не успел привести в порядок жилые дома XVIII и XIX веков, как пришла пора вплотную браться за век XX. А ведь объем жилищного строительства в эти века несопоставим. По сути, город (который для горожан, а не для туристов) был построен именно во второй половине XX века. Этот город сейчас стареет и ветшает невероятными темпами, точно так же должен идти и его ремонт. Иначе плиты начнут падать не только на Ново-Александровской улице.


#капремонт #фасады #жители

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 140 (7469) от 01.08.2023 под заголовком «Ремонт на пять с минусом».


Комментарии