Форум «Арктика: настоящее и будущее» пройдет в Петербурге

Разговоры о том, что Русская Арктика на пороге коренных перемен, ведутся давно, но за красивыми фразами скрывались прежде одни обещания. И только в последнее время, приняв стратегически важные документы по развитию высокоширотной зоны, федеральная власть от слов перешла к делу. Несмотря на вызванный пандемией экономический спад, многие начинания в РФ теперь связаны с северной повесткой. Их обсудят участники X международного форума «Арктика: настоящее и будущее», который пройдет 10 – 12 декабря в петербургском «Экспофоруме».

Форум «Арктика: настоящее и будущее» пройдет в Петербурге | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Полярники, принимавшие участие в таких собраниях, много лет пытались раскачать неповоротливый бюрократический механизм, чтобы он начал действовать в нужном направлении. Но из года в год слышали туманные декларации, от которых все порядком устали. И вот, кажется, появились условия для того, чтобы приступить наконец к реальной работе по коренной трансформации необъятной Арктики, что называется, по всем фронтам.

Сделать этот процесс необратимым позволили многие факторы, два из которых сыграли по-настоящему ключевую роль. Во-первых, профильное федеральное ведомство, отвечающее за улучшение жизни в этих регионах (Минвостокразвития РФ), приступило к работе с ясным пониманием того, что для этого нужно делать. А во-вторых, несколько месяцев назад был утвержден основополагающий документ, Стратегия развития Арктической зоны РФ на период до 2035 г., создававшийся при участии северян. Дельные предложения, которые представили в свое время и петербуржцы, помогли наполнить его актуальным содержанием. 

К тому же стала формироваться нормативная база, отсутствие которой мешало притоку частных инвестиций, обновлению инфраструктуры на северах и развитию Севморпути. Важные в этом смысле решения приняты в последние месяц-другой. Так, в январе 2021 г. начнется формирование Фонда развития Арктической зоны РФ (АЗРФ). По словам Юрия Трутнева, полпреда президента РФ в Дальневосточном федеральном округе, в эту копилку могут стекаться 50% налоговых поступлений от проектов, реализованных в Арктике при поддержке федеральной казны.

Предполагается, что скоро появится программа развития морских портов, аэропортовой и железнодорожной инфраструктуры в этой части страны на ближайшие десять лет (точнее, поначалу проект транспортной стратегии АЗРФ). Компании, обосновавшиеся там, станут получать ощутимые налоговые преференции. Федеральная власть рассматривает также меры по налоговому стимулированию геологоразведки на арктических лицензионных участках, где проведение работ дороже, чем на большой земле, а экономические риски куда выше.

Профильные министерства формулируют свои предложения по комплексному геолого-геофизическому исследованию континентального шельфа арктических и дальневосточных морей для воспроизводства запасов сырья, прежде всего нефти и газа. Минпромторг РФ готовится представить соображения, касающиеся импортозамещения в геологоразведке и бурении на шельфе и в сухопутной части Арктической зоны.

Все эти начинания, конечно, скажутся на повышении качества жизни северян. Причем по многим таким направлениям (арктический туризм, подготовка квалифицированных кадров, развитие прикладных и фундаментальных исследований и т. д.) в настоящее время активно работают петербуржцы.

Что еще необходимо сделать для повышения эффективности социальной политики в высокоширотной зоне? Подобные меры и дальнейшее формирование основ государственной политики в АЗРФ, как ожидается, будут обсуждены на пленарных сессиях и «круглых столах» международного форума «Арктика: настоящее и будущее-2020», который проводится по инициативе межрегиональной общественной организации «Ассоциация полярников». Его участники продемонстрируют свои разработки на выставке, приуроченной к этому мероприятию, где центральное место займет объединенный стенд предприятий и научных организаций Петербурга.

#Арктика #форум #регионы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 226 (6824) от 10.12.2020 под заголовком «АЗРФ выходит из «тумана»».


Комментарии