«Это мой город». Что заставляет полюбить Петербург и стать его популяризатором?

Среди многочисленных страничек в соцсетях, посвященных путешествиям по городу, его ближним и дальним окрестностям, есть одна, публикации в которой я стараюсь не пропускать: настолько они необычны и информативны. Даже если порой кажется, что в родном городе уж точно удивить нечем. Но здесь получается, да еще как!.. Автор на своей страничке расшифровывает: «Живые рассказы о Санкт-Петербурге и окрестностях: куда сходить, что посмотреть и зачем вам это надо. Рассказываю только о том, что увидела и потрогала сама». Наш собеседник — ведущая этого блога Анна ЛУГОВСКОВА.

«Это мой город». Что заставляет полюбить Петербург и стать его популяризатором? | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

— Анна, на ваших страницах с удивлением узнал, что жительницей Петербурга вы стали относительно недавно — всего‑то шесть лет назад…

— Да, именно тогда наша семья переехала в Северную столицу из Калининграда. Причем это решение было достаточно внезапным не только для окружающих, но и для меня самой. Причина весьма прозаична: я руководила отделом в филиале крупной промышленной компании и мне предложили поработать в головном офисе.

Это открывало новые профессиональные возможности. Калининград — достаточно небольшой и замкнутый в своих границах регион, и рынок труда там тоже весьма ограничен. У меня было ощущение, что я уже уперлась в свой профессиональный потолок… Так что предложение было заманчивым, причин отказываться от него не было. Думала: мол, поживем в Петербурге годик, а там посмотрим…

Что настораживало? Возможная перспектива потерять в мегаполисе то ощущение спокойствия и качество жизни, которое сложилось в Калининграде: пешеходный маршрут с работы домой, в садик, школу, на музыку. Пугало то, что придется спускаться в метро, тратить много времени и сил на дорогу, стоять в пробках. И тем не менее решение было принято.

Расположение офиса работодателя определило район проживания в Петербурге — Петроградский. Новостройки как место жительства не рассматривались в принципе: мне в них крайне некомфортно. А еще мне важно чувствовать уют не только в четырех стенах квартиры, но и за ее пределами. Меня вдохновляют шпиль Петропавловки, скульптуры и дорожки Александровского парка, «вязаная шапочка» купола мечети.

Знаю, что коренные петербуржцы из центра уезжают, говорят, что от него устали. Мы за шесть лет не устали. Когда я выхожу из арки нашего двора-колодца на Кронверкский проспект, то ловлю себя на отчетливой, уверенной, однозначной мысли: «Я — дома».

— Когда вы в первый раз это почувствовали, помните?

— Вы знаете, помню. Это было в 2018 году, наше первое лето в Петербурге… Возвращались из отпус­ка и по дороге из аэропорта совсем чуть‑чуть опоздали. И вот она, классическая питерская ситуация: «И рад бы домой, да мосты развели». Проехав мимо взлетевших крыльев Литейного и Троицкого мостов, мы отпустили такси возле Эрмитажа и пошли пешком. Вот эта ночная прогулка с детьми и сумками по самому центру города, через Стрелку Васильевского острова на Кронверкский проспект окончательно меня убедила: это мой город…

И это притом что я — коренная калининградка, хотя и в первом поколении. Мой Калининград — это детство, школа, музыкальное училище. Потом были шесть лет студенческой жизни в Петербурге, учеба в Институте культуры. Когда с красным дипломом культуролога я вернулась в Калининград, как мне казалось, уже взрослым человеком, я скучала не по культурным достопримечательностям Северной столицы, а, скорее, по природным — по Карельскому перешейку, лесам, скалам и озерам.

Признаться, в историю Калининграда я не особо погружалась. Возможно, из‑за того, что родной город всегда воспринимается как данность. Он рождается вместе с тобой, прорастает в сознании по мере взросления. Коренные петербуржцы зачастую так же не ощущают величие Петербурга, как я не осознавала историю Кенигсберга — Калининграда.

Северная же столица открыла передо мной бесконечную историческую, культурную и даже природную фактуру для изучения и осмысления.

— И так родилась идея авторского блога?

— Истории о том, где мы с семьей­ бываем, я начала рассказывать в соцсетях на личных страничках довольно давно — чтобы поделиться впечатлениями с друзьями, поддержать контакты. После переезда в Петербург таких рассказов стало больше просто потому, что увеличилось число событий. А потом я решила переформатировать мои истории о Петербурге в сообщество.

Этот проект не коммерческий и таковым никогда не задумывался. Мне просто хотелось рассказывать о том, что я почувствовала и пережила сама. О том, как прекрасен Петербург, о том, каким местом «приложить» к себе этот город, чтобы он утолил любые печали. О том, куда лучше всего сбежать из Петербурга, чтобы непременно к нему вернуться. И еще о том, как здесь не только жить, но и быть чуточку счастливее.

— Получили обратную связь?

— Да, и именно тогда я поняла, что блог нужен и востребован. Не знакомые мне люди стали писать: «Как классно, что я нашел ваше сообщество. Мы почитали и поехали по вашим маршрутам».

Сначала мне казалось, что я — палочка-выручалочка для новых жителей Северной столицы. Но обратная связь меня поправила: в Петербурге огромное количество любознательных и активных коренных жителей, которым очень близок мой свежий взгляд на их родной город. И это стало особенно важно, когда путе­шествия в другие страны стали весьма затруднительны.

За время существования сообщества я опубликовала в нем уже больше двухсот сюжетов. Это рассказы о конкретных местах и объектах в городе, о выставках, спектаклях. Примерно через год я стала формировать из них своего рода справочники — отдельно экологические тропы, музеи, спектакли, парки, дворцы, храмы. А вот именно маршрутов, то есть карт с последовательным описанием мест с хронометражем, наверное, уже около двух десятков.

Мне доставляет удовольствие все время открывать что‑то новое. В удлиненные ноябрьские выходные мы всей семьей совершили экспедицию вокруг Щучьего озера в Комарове. До этого открыли для себя Курголовскую экотропу в Токсовском природном парке, она стала сороковой экотропой в Петербурге и Ленинградской области, освоенной нами…

Гуляя по Красноармейским улицам, совершенно неожиданно для себя обнаружила необычный вид на Троицкий собор — в створе Якобштадтского переулка. Приятным открытием стал Музей музыки в Шереметевском дворце…

— Ваше любимое место в Петербурге?

— Как ни банально это покажется — Петропавловская крепость. Она рядом, она родная. И всегда разная. Совершенно пустынная вечером 31 декабря, солнечная ранним летним утром, неожиданная звучащим в выходные кариль­оном, позитивная всеми своими зайчиками.

А самым парадоксальным и уж точно необычным местом в Петербурге я считаю Анненкирхе на Кирочной улице. Что‑то удивительно притягательное есть в этом причудливом смешении атмосферы церкви, следов кинотеатра, концертного зала, рок-площадки. Весь Петербург — он именно такой, парадоксальный…

Как таковой программы походов и экспедиций, расписанной на недели или месяцы вперед, у меня нет. Я просто слежу за городскими новос­тями, у меня есть любимые авторы блогов, которых я читаю с удовольствием, и черпаю идеи, куда можно поехать или сходить. Мои читатели тоже активно делятся опытом. Наверное, им, как и мне, кажется, что Петербург бесконечен.


#достопримечательности #окрестности

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 220 (7549) от 22.11.2023 под заголовком ««Это мой город»».


Комментарии