ДТП без автомобиля. Как бороться с лихачами на электросамокатах?

На днях я чуть не стала жертвой ДТП. Неприятный инцидент произошел в центре города на тротуаре. От серьезных травм спасла хорошая реакция (пара синяков не в счет). Самое обидное, что девица на электросамокате, с азартом давящая на газ, даже не посчитала нужным процедить «извините». Скорее всего, прекрасно знала, что найти на нее управу пока не представляется возможным.

ДТП без автомобиля. Как бороться с лихачами на электросамокатах? | ФОТО Марии ШЕРИХ

ФОТО Марии ШЕРИХ

Не спорю – сам по себе такой вид электротранспорта хорош. Куда приятнее летом доехать до офиса не в душном автобусе или переполненном метро, а на шустром гироскутере. Стоит такая техника по сравнению с автомобилем гроши. Прав на нее не нужно. Равно как и знаний Правил дорожного движения. Еще один большой плюс – не надо тратиться на бензин. Заправиться можно от любой розетки.

А вот скорость все эти современные дорожные гаджеты развивают приличную. Некоторые мощные электросамокаты и гироскутеры могут легко дать фору старенькому «Запорожцу». Так что неудивительно, что все они начинают сильно напрягать обычных пешеходов.

Тому подтверждение статистика ГИБДД: только за два года в стране произошло около 140 ДТП с участием электросамокатов и других мобильных устройств передвижения. Два человека погибли и почти 80 получили телесные повреждения.

Так, встреча с лихачом на электросамокате для одной петербурженки закончилась открытой черепно-мозговой травмой. В мае этого года под колесами такого же самоката оказалась ученица первого класса. Врачи диагностировали у ребенка разрыв селезенки, ушибы головы и грудной клетки. Как утверждают эксперты, это далеко не полная картина аварий. Сотни других столкновений просто не были оформлены...

И самое печальное: если самокат на скорости собьет человека, то произошедшее нельзя будет назвать ДТП. С точки зрения закона владелец электросамоката, моноколеса, гироскутера _ пешеход. Получается, что когда он на скорости 40 километров в час наезжает на другого пешехода, то это как бы столкновение одного человека с другим.

Автомобилиста бы за подобное лишили прав, назначили крупный штраф. А с самокатчика взятки гладки.

Когда в 2013 году в РФ появилась новая категория транспорта, требующая прав категории М (мопеды, скутеры и легкие квадроциклы), электросамокаты и им подобные средства передвижения в нее не попали.

Урегулировать их движение попыталась общественная организация «Союз пешеходов России». В июле прошлого года она предложила депутатам Госдумы приравнять эти средства передвижения к автотранспорту. Парламентарии с инициативой вроде бы согласились, но и только. Ведь для того чтобы воплотить эту идею в жизнь, нужен целый пакет законодательных изменений, связанных с классификацией таких средств передвижения, корректировкой ПДД и КоАП.

В «Союзе пешеходов» классификацию разработали. Электросамокаты было предложено разделить на три категории. Первая – это техника, развивающая скорость не более 

10 км/ч, на которой можно ездить по тротуарам и велодорожкам. Ко второй общественники отнесли самокаты, скорость которых до 20 км/ч. Ездить по тротуарам и проезжей части на них уже нельзя. Только по велодорожкам. А вот мощные электросамокаты, которые способны развить скорость 40 км/ч и выше, вообще предложили приравнять к мопедам со всеми вытекающими последствиями. То есть их владельцам придется окончить автошколу и сдать на права категории М. После чего ездить они смогут только по проезжей части.

Что же касается гироскутеров, сегвеев и моноколес с ограничением максимальной скорости до 20 км/ч, то кататься на них предложили только на специальных площадках или по дорожкам, где нет ни пешеходов, ни велосипедистов.

Позже с похожей инициативой к депутатам обратился Минтранс. И, как считают эксперты, его пакет поправок в ПДД может вступить в силу в ближайшем будущем.

Согласно проекту, разработанному в ведомстве, в правилах должны появиться так называемые средства индивидуальной мобильности (СИМ), к которым относятся не только моноколеса, гироскутеры и электросамокаты, но даже обычные роликовые коньки, простые самокаты, а также скейты.

Места, где можно на них передвигаться, зависят от возраста того, кто ими управляет. Так, например, ребенок до семи лет может кататься на самокате по тротуару. Подросток от 7 до 14 лет – двигаться по велосипедным дорожкам. А те, кому больше 14 лет, получат право даже выезжать на проезжую часть (если на ней не предусмотрено велосипедных полос и дорожек) или двигаться по обочинам. При этом скорость движения таких устройств в смешанном с пешеходами потоке должна быть ограничена 20 км/ч.

Для движения по проезжей части установлены отдельные условия: не разгоняться более 60 км/ч. Также все СИМ должны быть оборудованы электродвигателем, тормозами, фарой и световозвращателем. Моноколесам и гироскутерам выезд на проезжую часть будет запрещен.

Предложение ведомства, безусловно, правильное, проблему совмещения на тротуарах потока пешеходов с людьми на колесных средствах надо как-то решать. Однако, как считают эксперты, даже поправки в ПДД, предложенные Минтрансом, вряд ли помогут пешеходам.

По словам главы «Союза пешеходов» Владимира Соколова, пользователи СИМ получают право выезжать на пешеходные дорожки на скоростях до 20 км/ч. Но кто эту скорость будет замерять? Появится специальная полиция, оснащенная радарами? А как следует наказывать нарушителей? Ведь в случае столкновения – ответственности почти никакой, потому что СИМ решено не приравнивать к транспортным средствам.

Также, по мнению главы «Союза пешеходов», разрешать владельцам СИМ, которым исполнилось 14 лет, двигаться по обочине, а то и по проезжей части, значит, ставить под угрозу их жизни, тем более при езде со скоростью 60 км/ч. Любая выбоина на асфальте может стать для них смертельной.

В общем, проект поправок в правила, которые вводят понятие СИМ, не только не решает проблем с этим транспортом, но и создает еще большее их количество, по сути, позволяя владельцам этой техники давить пешеходов, а также рекомендуя рисковать собственной жизнью, бросаясь под колеса автомобилей.

Так что, судя по всему, разрулить ситуацию с лихачами на «средствах индивидуальной мобильности» удастся не так скоро, как хотелось бы пешеходам. Одна надежда – зима не за горами. Все-таки по сугробам быстро не поездишь.

#транспорт #пешеходы #ДТП #ПДД

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 122 (6720) от 16.07.2020 под заголовком «ДТП без ДТП».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.