ДТП без автомобиля. Как бороться с лихачами на электросамокатах?

На днях я чуть не стала жертвой ДТП. Неприятный инцидент произошел в центре города на тротуаре. От серьезных травм спасла хорошая реакция (пара синяков не в счет). Самое обидное, что девица на электросамокате, с азартом давящая на газ, даже не посчитала нужным процедить «извините». Скорее всего, прекрасно знала, что найти на нее управу пока не представляется возможным.

ДТП без автомобиля. Как бороться с лихачами на электросамокатах? | ФОТО Марии ШЕРИХ

ФОТО Марии ШЕРИХ

Не спорю – сам по себе такой вид электротранспорта хорош. Куда приятнее летом доехать до офиса не в душном автобусе или переполненном метро, а на шустром гироскутере. Стоит такая техника по сравнению с автомобилем гроши. Прав на нее не нужно. Равно как и знаний Правил дорожного движения. Еще один большой плюс – не надо тратиться на бензин. Заправиться можно от любой розетки.

А вот скорость все эти современные дорожные гаджеты развивают приличную. Некоторые мощные электросамокаты и гироскутеры могут легко дать фору старенькому «Запорожцу». Так что неудивительно, что все они начинают сильно напрягать обычных пешеходов.

Тому подтверждение статистика ГИБДД: только за два года в стране произошло около 140 ДТП с участием электросамокатов и других мобильных устройств передвижения. Два человека погибли и почти 80 получили телесные повреждения.

Так, встреча с лихачом на электросамокате для одной петербурженки закончилась открытой черепно-мозговой травмой. В мае этого года под колесами такого же самоката оказалась ученица первого класса. Врачи диагностировали у ребенка разрыв селезенки, ушибы головы и грудной клетки. Как утверждают эксперты, это далеко не полная картина аварий. Сотни других столкновений просто не были оформлены...

И самое печальное: если самокат на скорости собьет человека, то произошедшее нельзя будет назвать ДТП. С точки зрения закона владелец электросамоката, моноколеса, гироскутера _ пешеход. Получается, что когда он на скорости 40 километров в час наезжает на другого пешехода, то это как бы столкновение одного человека с другим.

Автомобилиста бы за подобное лишили прав, назначили крупный штраф. А с самокатчика взятки гладки.

Когда в 2013 году в РФ появилась новая категория транспорта, требующая прав категории М (мопеды, скутеры и легкие квадроциклы), электросамокаты и им подобные средства передвижения в нее не попали.

Урегулировать их движение попыталась общественная организация «Союз пешеходов России». В июле прошлого года она предложила депутатам Госдумы приравнять эти средства передвижения к автотранспорту. Парламентарии с инициативой вроде бы согласились, но и только. Ведь для того чтобы воплотить эту идею в жизнь, нужен целый пакет законодательных изменений, связанных с классификацией таких средств передвижения, корректировкой ПДД и КоАП.

В «Союзе пешеходов» классификацию разработали. Электросамокаты было предложено разделить на три категории. Первая – это техника, развивающая скорость не более 

10 км/ч, на которой можно ездить по тротуарам и велодорожкам. Ко второй общественники отнесли самокаты, скорость которых до 20 км/ч. Ездить по тротуарам и проезжей части на них уже нельзя. Только по велодорожкам. А вот мощные электросамокаты, которые способны развить скорость 40 км/ч и выше, вообще предложили приравнять к мопедам со всеми вытекающими последствиями. То есть их владельцам придется окончить автошколу и сдать на права категории М. После чего ездить они смогут только по проезжей части.

Что же касается гироскутеров, сегвеев и моноколес с ограничением максимальной скорости до 20 км/ч, то кататься на них предложили только на специальных площадках или по дорожкам, где нет ни пешеходов, ни велосипедистов.

Позже с похожей инициативой к депутатам обратился Минтранс. И, как считают эксперты, его пакет поправок в ПДД может вступить в силу в ближайшем будущем.

Согласно проекту, разработанному в ведомстве, в правилах должны появиться так называемые средства индивидуальной мобильности (СИМ), к которым относятся не только моноколеса, гироскутеры и электросамокаты, но даже обычные роликовые коньки, простые самокаты, а также скейты.

Места, где можно на них передвигаться, зависят от возраста того, кто ими управляет. Так, например, ребенок до семи лет может кататься на самокате по тротуару. Подросток от 7 до 14 лет – двигаться по велосипедным дорожкам. А те, кому больше 14 лет, получат право даже выезжать на проезжую часть (если на ней не предусмотрено велосипедных полос и дорожек) или двигаться по обочинам. При этом скорость движения таких устройств в смешанном с пешеходами потоке должна быть ограничена 20 км/ч.

Для движения по проезжей части установлены отдельные условия: не разгоняться более 60 км/ч. Также все СИМ должны быть оборудованы электродвигателем, тормозами, фарой и световозвращателем. Моноколесам и гироскутерам выезд на проезжую часть будет запрещен.

Предложение ведомства, безусловно, правильное, проблему совмещения на тротуарах потока пешеходов с людьми на колесных средствах надо как-то решать. Однако, как считают эксперты, даже поправки в ПДД, предложенные Минтрансом, вряд ли помогут пешеходам.

По словам главы «Союза пешеходов» Владимира Соколова, пользователи СИМ получают право выезжать на пешеходные дорожки на скоростях до 20 км/ч. Но кто эту скорость будет замерять? Появится специальная полиция, оснащенная радарами? А как следует наказывать нарушителей? Ведь в случае столкновения – ответственности почти никакой, потому что СИМ решено не приравнивать к транспортным средствам.

Также, по мнению главы «Союза пешеходов», разрешать владельцам СИМ, которым исполнилось 14 лет, двигаться по обочине, а то и по проезжей части, значит, ставить под угрозу их жизни, тем более при езде со скоростью 60 км/ч. Любая выбоина на асфальте может стать для них смертельной.

В общем, проект поправок в правила, которые вводят понятие СИМ, не только не решает проблем с этим транспортом, но и создает еще большее их количество, по сути, позволяя владельцам этой техники давить пешеходов, а также рекомендуя рисковать собственной жизнью, бросаясь под колеса автомобилей.

Так что, судя по всему, разрулить ситуацию с лихачами на «средствах индивидуальной мобильности» удастся не так скоро, как хотелось бы пешеходам. Одна надежда – зима не за горами. Все-таки по сугробам быстро не поездишь.

#транспорт #пешеходы #ДТП #ПДД

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 122 (6720) от 16.07.2020 под заголовком «ДТП без ДТП».


Комментарии