Дерево с бетонным скелетом

Вслед 1-й Международной конференции по сохранению памятников деревянной архитектуры, прошедшей в нашем городе, «Санкт-Петербургские ведомости» начинают серию публикаций об опыте отечественных специалистов в деле сохранения этого хрупкого во всех смыслах наследия. Архитектор Игорь Пасечник рассказал нам о своей работе с домом Гильдебранта в Павловске:

Дерево с бетонным скелетом | Дом Гильдебранта. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Дом Гильдебранта. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

- Как я попал в этот проект? В 2015 году меня пригласили собственники здания, которые выкупили его на аукционе как аварийное. Сумма была не очень большой, но с обязательством привести дом в эксплуатируемое состояние за три года. Незадолго до этого по заказу КГИОП была выполнена историко-культурная экспертиза, и дом Гильдебранта стал памятником архитектуры...

- Какую же задачу вам поставили собственники здания?

- Изначально была идея приспособить памятник под индивидуальный жилой дом. Но квартиру площадью около 600 кв. метров было бы очень сложно продать. Поэтому решили сделать многоквартирный дом с размещением двух одноуровневых и трех двухуровневых квартир.

Для последних пришлось опустить чердачные перекрытия - они не являются предметом охраны. Получился третий этаж со спальнями.

- Наверное, это была сложная задача?

- Она состояла в том, чтобы создать современное жилье со всеми удобствами, иначе не найти покупателя (в Павловске нового жилья строят достаточно), и сохранить все предметы охраны.

- О каких предметах речь?

- Это объем здания, деревянные стены, деревянная лестница внутри, печи и некоторые детали. Была придумана схема, не скажу, что революционная, но прежде она не использовалась в объектах культурного наследия. Мы предложили внедрить в деревянное здание новый железобетонный скелет.

- Каким образом?

- Не буду останавливаться на деталях. Вкратце: вывесили деревянное здание, завели под него новый фундамент, заменили сгнившие венцы. Потом внутри сруба были залиты колонны, на них опирались перекрытия. Кирпичные стены внутри сделаны с отступом от сруба для теплоизоляции. Произведена обшивка вагонкой снаружи (вместо старых сгнивших досок) - также с зазором для вентиляции сруба.

Замечу, что проект прошел не только историко-культурную, но и полную техническую экспертизу в Госстройнадзоре, где проверили соблюдение противопожарных и других норм.

- Даже по этому перечислению понятно, что такое приспособление - весьма дорогое удовольствие. Сколько квадратный метр стоил на финише?

- Отвечу так: не дороже рыночной стоимости в Павловске.

- В это трудно поверить. А в чем секрет фокуса?

- Это была работа «в ноль» при грамотной оптимизации процесса. В итоге сохранился важный средовой объект в историческом пригороде Петербурга, недалеко от Павловского парка. Дом Гильдебранта имеет градостроительное значение, он дает представление об исторической планировочной структуре, которая сильно искажена немасштабной застройкой последних пятидесяти лет.

- А этот опыт можно распространить?

- Отвечу осторожно: он полезен для аварийных объектов. Примерно 100 из 300 деревянных домов-памятников в Петербурге не настолько, на мой взгляд, ценны, чтобы их реставрировать по всем гиоповским методикам. Такая реставрация в три раза дороже. На это не будет денег ни у государства, ни у частного инвестора.

- А остальные двести зданий?

- Надо либо искать фанатов деревянной архитектуры, готовых вкладываться, либо такие объекты должны стать заботой государства.

Наша справка

Деревянный дом ювелира Карла Людвига Гильдебранта расположен на бывшей Правленской улице, современный адрес объекта: улица Васенко, 16. В 1916 году дом приобрела Анастасия Ивановна Лисаневич, дочь члена Государственного совета действительного статского советника Ивана Алексеевича Лисаневича. В декабре того же года был утвержден проект перестройки дома, выполненный гражданским инженером Николаем Федоровичем Эльснером. В советское время после войны дом неоднократно ремонтировался. Во время кампании 1960 - 1970-х годов по освобождению Павловска от деревянной застройки в инвентаризационных документах делались стандартные записи, приостанавливающие все поддерживающие мероприятия в отношении деревянных домов. С 2013 года здание не эксплуатировалось и не отапливалось, инженерные сети были демонтированы.

#история #наследие #Павловск

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 210 (6319) от 12.11.2018 под заголовком «Дерево с бетонным скелетом».


Комментарии