Деньги важнее? Как некоторые массмедиа подталкивают детей к роковому шагу

«Вопросы соблюдения законодательства о несовершеннолетних в петербургских СМИ и иных медиа» — так была сформулирована тема расширенного заседания комиссии по общественной безопасности, противодействию коррупции, правам человека и взаимодействию с правоохранительными органами Общественной палаты Санкт-Петербурга. Мероприятие это было вызвано причинами весьма печальными — в городе участились случаи детских суицидов. Совсем недавний произошел 15 февраля на улице Тореза, где покончили с собой юноша и девушка.

Деньги важнее? Как некоторые массмедиа подталкивают детей к роковому шагу | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

Как сообщила начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних городской прокуратуры Ольга Качанова, в прошлом году зафиксировано 50 таких попыток, в этом — уже 7. И виной тому, по ее мнению, целый комплекс причин. Дети, и без того разобщенные «благодаря» Интернету, оказались едва ли не в полной изоляции в период пандемии. Обостряются семейные конфликты. Груза накопившихся проблем детская психика не выдерживает. При этом родители далеко не всегда умеют распознавать неблагополучие в душе ребенка. Занятые своими делами, они не замечают ни его подавленного настроения, ни изменений в поведении и привычках.

Одиночество и неприкаянность заставляют одних подростков уходить на улицу, где их часто ожидают «спасители» с алкоголем или наркотиками. Другие, не найдя выхода из тупика, сводят счеты с жизнью. Родители же потом ломают руки: видимый повод, казалось бы, был совсем незначительным — мама отругала мальчика за двойки в школе, а он вдруг взял и покончил с собой…

Немаловажно и то, что нынешние молодые родители — это «дети девяностых», сами в свое время недополучившие тепла от родителей, вынужденных выживать из последних сил. А школа как раз тогда, подчиняясь новоиспеченному закону «Об образовании», ответственность за воспитание с себя сняла. Стоит ли удивляться, что это поколение, по сути, несет в себе «бациллу неблагополучия».

В итоге нынешние дети сплошь и рядом страдают неуравновешенной психикой или невыявленными формами психических отклонений. Они лишены коммуникативных навыков, не умеют строить отношения в детском коллективе. Характерно, что большую часть попыток суицида совершают девочки — им, видимо, труднее оказывается пережить равнодушие окружающего мира. Часто к трагическому решению подталкивает их и неразделенная любовь….

Сегодня к суицидальным факторам прибавляются еще и внешние раздражители. Например, пресловутые аниме. Петербург, между прочим, стал первым городом России, где суд, удовлетворив иск некоего бдительного гражданина, постановил заблокировать ряд интернет-сайтов с японскими «мультиками», депрессивно влияющими на детскую психику.

Однако «интересующийся» подросток без особого труда может найти в Интернете массу других сайтов, наталкивающих его на мысль о суициде. И это уже не «синие киты», которых сейчас благодаря активным действиям правоохранителей почти не осталось. Главную опасность представляют различные информационные каналы, которые каждый случай самоубийства смакуют во всех подробностях: способы исполнения, детали частной жизни жертв и т. д.

Надо сказать, что для СМИ на освещение этой темы закон накладывает ряд жестких ограничений. Главная их цель — не пробуждать к ней нездорового интереса, не провоцировать повторение описываемого «подвига» и не подсказывать путь к его совершению. Но если солидные СМИ эти правила строго соблюдают, то на интернет-роток не накинешь платок.

Как заявила Ольга Качанова, прокуратура города совместно с профильными комитетами органов исполнительной власти и общественными организациями постоянно старается найти возможные рычаги воздействия на СМИ, телеграм-каналы, чтобы пресечь распространение такой информации — но даже после блокировки подобной новости Роскомнадзором она может распространяться в социальных сетях, которые не подпадают под действие законодательства.

Тем не менее здоровые силы общества с ситуацией мириться не хотят. В Петербурге впервые в России разработана комплексная программа защиты личности от интернет-рисков. Она позволяет не только находить в Сети депрессивную информацию, но и определять ее источник и при необходимости оказывать психологическую помощь ее жертвам. Как утверждает один из создателей программы руководитель проекта «Молодежная служба безопасности» Леонид Армер, есть совершенно научные доказательства того, что регулярный просмотр шок-контента понижает у человека ощущение ценности жизни. Как своей, так и чужой.

Когда психика испытывают травмирующее воздействие, — поясняет кандидат психологических наук Надежда Муханова, — она начинает защищаться. Фиксируют три основные реакции: переход к агрессии, превращение в жертву и самоизоляция. А когда СМИ транслируют шок-контент, они множат эти травмы в геометрической прогрессии. У подростков же формируется протестная реакция: «Меня этим пугают, а я нарочно это сделаю». По сути, запреты только провоцируют желание их нарушить.

Можно ли жестко ограничивать свободу СМИ? Безусловно — если их деятельность начинает угрожать национальной безопасности и здоровью граждан. А возможно ли грамотно нормировать долю негативного контента, учитывая то, что он продается во много раз лучше, чем позитивный? Это, как говорится, большой вопрос. Вот вам, кстати, оборотная сторона еще недавно столь обожаемого нами рынка — коммерческий интерес для медиабизнесменов оказывается важнее, чем благополучие нации, в том числе ее детей. И по мере все большего проникновения в нашу жизнь Интернета с его возможностями «легких» заработков этот цинизм неизбежно будет прогрессировать.

Итог заседания подвела уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге Анна Митянина. Она честно признала: рассчитывать, что «свободная» пресса пойдет нам навстречу и поступится своими доходами, не приходится. Необходимо жесткое правовое регулирование. Нынешние законы, увы, задачи не решают, ибо по большей части носят чисто декларативный характер. Между тем проблема буквально вопиет. Необходимо ее широчайшее общественно-политическое обсуждение. Состоится ли оно? Или мы еще для этого не созрели?


#дети #опасность #угроза

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 61 (7144) от 06.04.2022 под заголовком «Деньги важнее детей?».


Комментарии