Чтобы памятник заиграл. Как спасают аварийные дома?

Недавно наша газета сообщала, что аварийные дома на Тележной улице под номерами 21, 23, 25 – 27 и 29, за сохранение которых петербургские градозащитники борются более десяти лет, приобрел на торгах Ян БОБРЫШЕВ. Выяснилось, что он имеет опыт спасения таких объектов. Мы спросили, как ему это удается.

Чтобы памятник заиграл. Как спасают аварийные дома? | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Вы начинали в 2015 году с дома на улице Тюшина, 6?

– Все было как в детективном романе. Выхожу из соседнего дома. На шлагбауме у расселенного шестого дома, где долгое время жила разная асоциальная публика, висит труп.

Приходит полиция, забирает видеорегистраторы... И тогда мы с партнерами решили: надо привести дом в порядок, инициировать его выставление на торги.

Вы прежде занимались девелопментом?

– В скромных масштабах. Покупал аварийные квартиры, приводил в порядок, перестраивал. Так что строительный опыт был.

Пятиэтажный дом на Тюшина был аварийным и не являлся памятником. Вы имели полное право его снести. Почему не стали этого делать?

– Здесь уместно провести аналогию со стоматологией: если можно сохранить зуб, то надо его спасти.

Что понадобилось для спасения?

– Капитально усилили фундамент, грунт под фундаментом, стены обвязали металлическими стяжками, заменили деревянные балки перекрытий на железобетонные.

Это намного дороже сноса и нового строительства?

– Примерно в полтора раза.

Разницу оплатил покупатель новых квартир?

– Нет. Мы живем в рыночной экономике. Рынок определяет цену, и покупатель смотрит на соотношение цены и качества, никто не будет переплачивать.

Тогда в чем ваша выгода?

– Рентабельность невысока. Здесь морального удовлетворения больше, чем материального. Мое убеждение такое. Не ставлю себе задачу заработать все деньги мира. Получаю удовольствие от восстановления. Для меня важно выйти в плюс, чтобы хватило средств купить следующий аварийный дом.

Какой им стал?

– Шестиэтажный дом по Большой Разночинной, 6. Он горел, стоял без крыши, кирпич на верхних этажах просто крошился в руках. Дом был руинизирован, прилично сохранился только фундамент. Но и его пришлось усиливать.

Как и на Тюшина, мы воссоздали здание в прежнем объеме, старались использовать близкие к историческим материалы, в отделке входной группы использовали метлахскую плитку. Еще было важно по минимуму углубляться ниже нулевой отметки. Пришлось отказаться от подземного паркинга, но когда нет работ ниже уровня земли, это оказывает минимальное воздействие на соседние дома. Здание имеет прежнюю высоту – шесть этажей.

Сохранение высоты и объема – ключевой момент для сохранения облика исторических кварталов Петербурга?

– Хотелось бы если не улучшать среду обитания, то хотя бы ее не ухудшать. Чтобы создавать соседям меньше беспокойства, мы вручную разбирали дом до второго этажа.

Когда начнутся работы на Тележной?

– Начну с того, что на домах есть кровля и это уже хорошо. Положительный момент и в том, что город продал все шесть домов одним лотом. Это единственный выход в подобных ситуациях, когда здания держатся друг за друга.

Два месяца будем заниматься проектированием, вывозом мусора, устранять аварийность и последствия действий мародеров, которые растащили металл и все, что смогли унести. Сами строительные работы займут около полутора лет.

За последние годы было проведено несколько экспертиз, противоречащих друг другу в части необратимости аварийности.

– Закажем свою экспертизу. Но уже сейчас ясно, что потребуется серьезное усиление фундаментов, усиление стен.

Ваш опыт можно тиражировать?

– Наверное, можно. Но надо понимать, что требуются навыки проведения подобных работ и не будет бешеной рентабельности. Встречаю коллег, которые не очень понимают, что ремонт аварийного дома сильно отличается от строительства дачи.

А много в Петербурге аварийных домов, требующих вашего подхода к их ремонту?

– Достаточно много, но такие здания зачастую уже имеют собственника. Слежу только за выставляемыми на продажу. Сейчас таких практически нет. Надеюсь, что у бизнеса постепенно придет понимание того, что важно сохранять не только дома-памятники, но и рядовую застройку. Чтобы памятник заиграл, он должен быть окружен зданиями, которые существовали на момент его создания. В той среде он был уместен тогда и сейчас должен в ней сохраняться.


#аварийные дома #ветхое жилье

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 180 (7017) от 27.09.2021 под заголовком «Чтобы памятник заиграл...».


Комментарии